Воспитание культуры мира и межнационального согласия в дошкольной среде.
статья по теме

Поддубная Екатерина Владимировна

 

Проблема ксенофобии и экстремизма обусловлена целым рядом факторов. Ее объективной причиной выступает неоднородность этнической структуры современного общества. Так, в Петербурге сейчас проживают представители более 125 национальностей. В городе насчитывается 45 этнических групп численностью более 500 человек каждая и около 300 национальных общественных объединений. Растут нетипичные для нашего региона национальные общины (вьетнамская, китайская, африканская и т.д.).

Различия в традициях, образе жизни, ценностных установках представителей различных этнических групп закономерно порождает проблемы, противоречия, напряженность, конфликты, разного рода противоборства. Напряженность конфликтной ситуации, убежденность партеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования состояния агрессивности. Оно в свою очередь делает человека неспособным к рациональному поведению, а любое действие вызывает ответную резкую реакцию другой стороны. Межэтническая напряженность и конфликты порождаются политическими, социально-экономическими и историческими условиями, в которых различные этносы живут и развиваются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культуры мира и межнационального согласия в дошкольной среде.

        Проблема ксенофобии и экстремизма обусловлена целым рядом факторов. Ее объективной причиной выступает неоднородность этнической структуры современного общества. Так, в Петербурге сейчас проживают представители более 125 национальностей. В городе насчитывается 45 этнических групп численностью более 500 человек каждая и около 300 национальных общественных объединений. Растут нетипичные для нашего региона национальные общины (вьетнамская, китайская, африканская и т.д.).

Различия в традициях, образе жизни, ценностных установках представителей различных этнических групп закономерно порождает проблемы, противоречия, напряженность, конфликты, разного рода противоборства. Напряженность конфликтной ситуации, убежденность партеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования состояния агрессивности. Оно в свою очередь делает человека неспособным к рациональному поведению, а любое действие вызывает ответную резкую реакцию другой стороны. Межэтническая напряженность и конфликты порождаются политическими, социально-экономическими и историческими условиями, в которых различные этносы живут и развиваются.

        Стремление людей быть самими собой не делает их фатально нетерпимыми к представителям другой расы. Лишь «встреча» с факторами «риска» обостряет процесс самоопределения и создает серьезные предпосылки для формирования ксенофобии и агрессивности. К таким факторам следует отнести прежде всего отношения, которые складываются у детей с родителями. Поведение родителей оценивается как все более «холодное», монологичное. Роль родителей как личностного образца падает. Зачастую родители не могут выработать для себя адекватные формы контроля поведением детей, что обнаруживается в психологических срывах, в деформации межличностных отношений.

        Снижение роли семьи, увеличение влияния ровесников приводит к стремлению утвердить себя.

        Поскольку важнейшим средством ценностного самоопределения детей становятся не отвлеченные знания, приобретенные в готовом виде, а собственный опыт и общение со сверстниками, особое значение приобретает социальное пространство сначала дошкольного учреждения, а затем и школы.

        Серьезным дестабилизирующим фактором с поисках детьми своего «Я» становятся телепередачи, демонстрирующие сцены насилия и агрессии. Анализ показал, что в целом на 1 час телевизионных трансляций приходится 4 сцены насилия, каждые 15 минут зрители видят на экране акт насилия и агрессии. После этого дети начинаю идентифицировать себя с агрессорами, а 31% нравятся сцены насилия.

        Таким образом, толерантность выступает в качестве одной из ключевых характеристик ценностных позиций людей. Ее формирование – результат сложного сочетания внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов. При этом ребенок не пассивный продукт времени, не «жертва» среды, а творец собственной судьбы. В этом плане велика роль в разработке принципов, методов и форм работы, направленных на профилактику проявления ксенофобии, фашизма, экстремизма. Эту роль следует рассматривать не как «особую» сферу воспитательной работы, а как «сердцевину» деятельности по формированию личностно-смыслового самоопределения.

        Повышение роли дошкольного учреждения в ценностном самоопределении детей обусловлено целым рядом факторов, среди которых особое место занимает система отношений «воспитатель- ребенок». Важной задачей в этой связи является создание условий для педагогической рефлексии, осмысление воспитателем своей деятельности в контексте толерантности. Кроме того, педагоги должны располагать информацией по проблемам толерантности, необходимой для педагогических поисков в этом направлении.        

        На обширном историческом материале доказывается, что толерантность возникла как вынужденная терпимость, как средство избежать взаимного уничтожения. Лишь во второй половине ХХ века толерантность стала декларируемым принципом международных отношений. Были созданы международные, российские и региональные документы, закрепляющие принципы толерантности. Появились опыт сосуществования представителей разных народов в России, петербургские традиции веротерпимости.

        В Санкт-Петербурге представлены  храмы разных конфессий. В свое время А.Дюма назвал Невский проспект  «улицей веротерпимости». Для воспитания толерантности большое значение имеет знакомство с деятельностью «нерусских сынов России» внесших свой вклад в развитие российской культуры: И.Айвазовский, М.Антокольский, Ф.Бруни, К.Брюллов, Н.Гоголь, П.Клодт, А.Куинжи, Ц.Кюи, В.Кюхельбекер, И.Левитан, И.Мартос, Ф.Растрелли…

        Для актуализации понятий, характеризующих явления нетерпимости в обществе, педагогам нужно составить словарь толерантности. Повышение профессиональной компетенции позволит педагогу более эффективно использовать ресурсы образования для профилактики агрессии и ксенофобии, формирования толерантности в детской среде. Необходимо воспитывать в детях культуру толерантности. Характер межличностного общения воспитателя и ребенка является важнейшим, но не единственны условием, способствующим воспитанию толерантности. Для работы по формированию опыта толерантности необходимо использовать потенциал Санкт-Петербурга. Актуализировать это содержание поможет курс истории и культуры Санкт-Петербурга. Рассматривая различные формы и методы обучения в качестве резерва развития навыков коммуникации, кооперации и взаимной терпимости, следует отдать предпочтение активным, а также интерактивным методам. Преимущество этих метода состоит в том, что они предполагают более демократичный стиль  общения. В числе таких методов и форм следует назвать: коллективную беседу, работу в малых группах, педагогическую мастерскую, игровые методики, ролевые роли.

        Свободная деятельность детей, не ограниченная рамками занятий, дает широкие возможности для развития взаимной терпимости, взаимоуважения, чувства товарищества. Существует много методов, которые позволяют сплотить детей, снять напряжение, создать дружескую атмосферу… В практике работы любой педагог сталкивается с различными конфликтами между участниками образовательного процесса. Без конфликтное развитие невозможно даже в дружеском коллективе. Поэтому конфликтов не следует боятся, ведь конфликты в детской среде – явление распространенное и обычное. Педагогу следует уметь решать детские конфликты и учить детей находить выходы из конфликтных ситуаций.

        При всей значимости задачи воспитания толерантности она не должна гипертрофироваться, ее необходимо рассматривать в общем контексте воспитательных задач. Методы «внедрения» толерантности могут привести к обратному результату. Гуманизация отношений – это сложный, длительный, противоречивый процесс, не совершаемый по команде или инструкции. Для развития толерантности должен формироваться опыт взаимной терпимости между педагогом и воспитанником. В воспитании ничто не заменит роли личного примера, поэтому нетерпимый педагог не научит терпимости, а лишь терпению.

Идентификация – процесс постановки себя на место другого человека.

Интолерантность – неуважение к привычкам и убеждениям других людей.

Классизм – нетерпимость к представителям других социальных групп, в том числе имущественному признаку.

Ксенофобия – ненависть, нетерпимость к чужому, неизвестному и непривычному.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Русофобия – нетерпимость, неприятие, ненависть, боязнь России, русских и всего российского и русского.

Сексизм – форма дискриминации по половому признаку.

Толерантность – положительное нравственное качество человека, заключающееся в ценностной установке на терпимость к мнениям, убеждениям, особенностям и формам поведения другого человека.

Этнический стереотип – упрощенный, эмоционально-окрашенный

 и устойчивый образ какой-либо этнической общности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Тема: «Воспитание культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через оптимизацию их двигательной активности в течение дня»

Цель:  Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рационального режима двигательной активности у детей   дошкольного возраста. Задачи:1. Разработать оптимальный...

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Воспитание культуры общения и поведения в период дошкольного детства

В статье рассмотрены основные термины по проблеме, исследовования, методы воспитания в педагогическом процессе ДОУ...

«Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  о воспитании культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста....