консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)
консультация (младшая группа) по теме

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.

 «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -

трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все

на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говарит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultazia_rebenok_ne_govorit.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                             Ребёнок не говорит

                  (основные причины появления задержки речевого развития)     

        

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.

 «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух -

трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все

на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говарит. Родители часто   списывают это на возраст на то, что ребёнок- мальчик,  а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.

       «Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда.

       Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо                                        говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диaгнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития  речи. 

      Основные причины задержки речевого развития - повреждения нервной    системы.

          Гипоксия - недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.

          Родовая травма -  местное повреждение плода, вызванное механическим воз-

 действием непосредственно на плод во время родов.

      Причины гипоксии плода:

 - пороки сердца у матери;

 бронхиты, связанные с курением во время беременности;

 - ранние токсикозы;

 - патология пуповины;

 - анемия у беременной.

        В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание. В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.

Возможные причины задержки речевого развития:

 - асфиксия;

 -инфекция внутриyтpoбная или в первые недели жизни малыша;

 - хирургические операции до 3 лет;

 - переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного;

 - нарушение темпов в первый год жизни;

 -«затянувшаяся желтушка» ( высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг,     слух, зрение, нервную систему);

 - проблемы со слухом;

 - умственная отсталость;

 - черепно-мозговая травма;

 - у кого-то из родственников были психические заболевания ,проблемы с речью.

 Задержка речевого развития можeт наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования, а у таких детей нет стимула, чтобы начать говорить.

 Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, Т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации - телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.

 Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображения на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?.., не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»), - это тревожные сигналы, которые должны настроить родителей.

  Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.

 Oтcутствие помощи в раннем возpacте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более успешно можно упрaвлять процессом овладения речью; когда у ребенка должны появиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период, - от 2,5 до 5 лет, т.е. когда активно устанавливается речевая функция.

         Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажите ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте  предметы, изображаемы  на рисунках, и просите ребенка показать их.

         Смотpите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.

 Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.

         Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.

      Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначалa»,«подожди», «после», затем», «до», «в конце».  

        Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребенку классифици ровать  окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или делать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей воспитанников средней группы на тему: "Условия успешного речевого развития вашего ребёнка"

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Консультация для родителей. « Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей»

Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой....

Консультация для педагогов на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей.

Консультация для родителей "Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей....

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

     Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...