Я не жадина! Как научить ребенка делиться?
консультация на тему

Усачева Ольга Юрьевна

Жадность в той или иной мере свойственна всем малышам. На какой-то период любимыми словами ребенка становятся: «мой», «моя», «мое», «где мне?». Конечно, такие проявления детской натуры не радуют родителей. Почему ребенок жадничает? Узнаем от психолога!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_ne_zhadina.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я не жадина! Как научить ребенка делится?

" Не трогай!", "Отдай!", "Это мое!", – можно услышать из уст малыша  уже  2-3 лет.

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого –  первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

Стремление владеть –  естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. "Я сам!" и "Мое!" - основные слова малыша. Фактически "Мое" - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

У растущего ребенка развивается сильная привязанность как к вещам, так и к людям. Годовалому ребенку трудно "поделиться" мамой; двухлетнему - игрушечным медведем. Некоторые дети становятся настолько привязанными ("прикрепленными") к игрушке, что старая рваная кукла становится частью ребенка.

В каждой семье, где растет малыш, случаются нижеприведенные ситуации:

 -  Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому ребенку, при этом с удовольствием берет у того ведерко (куклу, лопатку и пр.).  При этом уговоры мамы: "Дай мальчику машинку посмотреть, ведь он тебе дал своего мишку", часто оказываются напрасны.

 - Дети не могут поделить  одну игрушку,  тянут ее каждый в свою сторону, при этом, не замечая лежащие рядом вокруг подобные игрушки.

 - Взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает за жадность. А действительно ли малыш 2-3-4 лет –  жадина?

Как поступить взрослому?  Как помочь разрешить  детский конфликт?

Когда родителям приходится вмешиваться в спор за игрушку, главной целью должна стать не необходимость преподать урок щедрости. Скорее нужно прервать спор таким образом, чтобы не навредить (то есть не поспособствовать развитию неприязни между детьми).

Если другой ребенок хочет взять у Вашего игрушку, а тот сопротивляется:

 - заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какие у тебя красивые банты на голове…");

 -   предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую "дорогую сердцу" игрушку ;

-  вовлеките детей в совместную деятельность: "Посмотрите, какую башню из кубиков я строю, подавайте мне кубики, вместе у нас получится большая красивая башня…"

Когда неловкая ситуация преодолена, Ваш малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, что Вам было приятно видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.

Извиняйтесь от имени ребенка, если ваш ребенок отобрал игрушку у другого, нет ничего страшного в том, чтобы за него извиниться. Таким образом, вы показываете  ребенку, что его уважают, не поощряя при этом необоснованных ожиданий собственного малыша.

Как научить ребенка делиться игрушками?

 Конечно, неприятно, когда дети невнимательны к другим или жадничают, но когда вы твердо верите в доброжелательность собственного ребенка, вы сможете сдерживать негодование и реагировать на конфликты с пониманием. Смените свою позицию "он должен делиться" на позицию "он может поделиться, если захочет".

 Научить детей делиться игрушками и конфетами - мало. Ведь настоящая щедрость заключается не только в способности поделиться какой-то вещью, но и в желании сделать это.

 Уже к двум-трем годам ребенок четко осознает слова «я» и «мое», у него формируется целостная картина самого себя. Все, что ребенок обозначает словом «мое», является продолжением его личности, все эти предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так эмоционально относится к тому, что кто-то посягает на его собственность. В детстве закладываются основы поведения во взрослой будущей жизни, и возникшая в ребенке потребность отстаивания своей территории, - это своеобразная тренировка отказа, того самого слова «Нет!», которое очень значимо в мире взрослых, например, в попытке соблюсти интересы свои и своей семьи. Но во всем надо знать меру. Если вы научите ребенка разумному поведению в общении с окружающими, он поймет, что делиться гораздо выгодней, чем стать в группе изгоем с обидной кличкой "жадина-говядина".

Уже в 2 года малыш может делать подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он получает удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче расстаться со своим произведением. Можно сделать картинку, закладку, открытку и т.д. (естественно, пока с активной помощью взрослого). Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.

Дома читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать и как хорошо делиться.

 Как не следует поступать взрослым? (типичные ошибки):

1. Никогда не отбирайте вещь у ребенка. Сложно представить хотя бы один случай, кроме угрозы безопасности, когда стоит силой вырывать у ребенка игрушку. Когда мы прибегаем к физическому воздействию, мы учим ребенка поступать так же. Гораздо лучше попросить отдать игрушку и протянуть руку – чаще всего, если вы говорите серьезным тоном, ребенок вас послушает. Ребенка, который не хочет отдавать игрушку, нельзя заставлять силой – урок щедрости пройдет впустую, если использовать насилие.

 В качестве самого влиятельного человека в жизни ребенка вы способны научить его делиться, не применяя силовых методов.

 2. Не заставляйте старших детей делиться с младшими. Младшие дети подражают старшим. Если старший ребенок играет в мяч, то младшие брат или сестра обязательно захотят поиграть именно в мяч или во все, что окажется в руках у старшего. Но справедливо ли делиться только потому, что младшему так захотелось? Иногда мы забываем, что один из аспектов желания делиться – уважение. Научить ребенка уважать чужое пространство так же важно, как и научить щедрости.

 3. Не заставляйте детей делать что-то по очереди. Это самая распространенная стратегия родителей. Но для начала ребенку в принципе нужно понимать концепцию времени, чтобы этот метод был хоть чем-то полезен. Не забывайте, что чувство времени начинает формироваться в сознании ребёнка лишь в трехлетнем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?

Если другой ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется:►заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое...

Памятка для родителей «Я не жадина!» или как помочь научиться ребенку делиться»

Памятка для родителей «Я не жадина!»  или как помочь научиться ребенку делиться»...

«Я НЕ ЖАДИНА!» Как помочь ребенку научиться делиться

В материале рассматривается, как помочь ребенку научиться делиться, как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?Как помочь решить конфликт? Как помочь ребенку научиться делиться?...

"Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться

  В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:* Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (к...

Консультация "Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться.

quot;Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться. В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации: * Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) друго...