Консультации
консультация (подготовительная группа)

 Иванова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

 Инструкция для родителей   (серия «Сотрудничество сада и семьи»)

  • Поговорите дома с ребенком и уточните, что конкретно ему не нравится в детском саду. Малыши – большие фантазеры и вам не стоит сразу раздувать проблему. Но если ребенок плачет и неоднократно жалуется на конкретного воспитателя, тогда вам стоит разобраться в ситуации.

  • Сначала побеседуйте с педагогом, выслушайте его точку зрения и убедитесь, насколько обоснованы ваши претензии. Несомненно, у вас есть четкое убеждение, как нужно правильно воспитывать детей, но в дошкольном учреждении существуют свои требования, режим работы и педагогические методы. Воспитатель выполняет свою работу, следуя установленным нормативам и соблюдая должностные инструкции.

  • Если причина конфликта несущественна, постарайтесь прийти к компромиссу. Предупредите воспитателя об особенностях поведения вашего ребенка, подскажите, как следует поступить, если малыш начнет капризничать или баловаться. Расскажите о любимых играх и увлечениях ребенка, отметьте особенности его характера и темперамента. Тем самым вы немного облегчить работу педагога, сгладите ситуацию и сбережете свои нервы.

  • Если вы считаете, что воспитатель не выполняет своих прямых обязанностей или своими действиями наносит вред детям, обратитесь с жалобой к заведующей детским садом. В том случае, если действия педагога угрожают безопасности и здоровью ребенка, идите в отдел образования или в полицию. После проверки к недобросовестному педагогу будут применены строгие меры вплоть до увольнения. К счастью, такие жесткие методы требуются крайне редко.

  • Постарайтесь отбросить личные симпатии. Если вам не нравится внешний вид или возраст воспитателя – это еще не повод придираться к его работе и вступать в конфликт. Если ваш ребенок с удовольствием ходит в детский сад, вы видите,

что он достиг успехов в развитии – это лучшая оценка работы        

педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность к школе - Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 2

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Слайд 3

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Слайд 4

Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд 5

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 6

Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Слайд 7

Сформированность грамматического строя речи: Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слайд 8

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки составлять рассказ по картинке составлять рассказ по серии картин отвечать на вопросы по тексту При пересказе (рассказе) обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Слайд 9

Речевая коммуникация Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Слайд 10

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Слайд 11

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом. Уважаемые родители ! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.



Предварительный просмотр:

перейти на сайт -АДАЛИН (САЙТ ПСИХОЛОГОВ) - Подготовка ребёнка к школе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность детей к школе педагог-психолог Чапурина Марина Михайловна

Слайд 2

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе 1.Физическое здоровье. 2.Развитый интеллект ребенка. 3.Умение общаться ребенка со сверстниками. 4.Выносливость и работоспособность. 5.Умение ребенка считать и писать. 6.Аккуратность и дисциплинированность. 7.Хорошая память и внимание. 8.Инициативность , воля и способность действовать самостоятельно.

Слайд 3

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» ( Венгер Л.А.)

Слайд 4

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса качеств позволяющих ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь. Условно в этой готовности выделяют несколько компонентов. В первую очередь, это интеллектуальная готовность , включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядом приемов умственной деятельности и т. д. Во-вторых, это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником. В-третьих, это личностная и социальная готовность , помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками. Кроме, того, в понятие психологической готовности входит достижение ребенком определенного уровня в развитии всех психических процессов — восприятия, памяти, внимания, а также освоение навыков — счета, чтения, решения элементарных задач . И, наконец, это волевая готовность , связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.

Слайд 5

Социальная готовность У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Также , на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость . Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Слайд 6

Личностная готовность Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости ». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству . Также ребенок должен уметь строи отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличать особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты , относиться к сверстникам как к партнерам .

Слайд 7

В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Слайд 8

Иногда у дошкольников наблюдается неустойчивая, а или даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечатьу доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Слайд 9

Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать : свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; уметь различать домашних и диких животных . Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Слайд 10

КОМПОНЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ : Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Слайд 11

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Продолжает совершенствоваться восприятие. Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Слайд 12

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией. Волевая готовность

Слайд 13

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы. Ребенок должен уметь: 1. Понимать и принимать задачу, ее цель. 2. Спланировать свою деятельность. 3. Подбирать средства для достижения цели. 4. Преодолевать трудности, достигая результат. 5. Оценивать результаты деятельности. 6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Слайд 14

Показатели мотивационной готовности: – желание идти в школу; – правильные представления о школе; – познавательная активность. ВЕДУЩИМИ МОТИВАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет. Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна. Позиционный (« Я как взрослый», «хочу чувствовать себя взрослым»). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот. Мотивационная готовность

Слайд 15

Готовность родителей Все время поддерживать ребенка Научиться сопереживать с ребенком в трудные моменты Удержаться от замечаний и претензий Много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки, что сегодня ел на обед Относиться с уважением к учителю

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

Игра и подготовка к школе.

      В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д.  От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра.  Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос.  Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила  и штрафы (как играть,  соблюдать или нарушать?),  3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать  и проигрывать).

      От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития  – обучения.   Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные),  игроки (директор, учителя, дети),  штрафные санкции (двойки,  замечания в дневник), выигрыш  (пятёрки, грамоты, награды, аттестат).  Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе.   В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

     Но и  вам, уважаемые родители,  это  серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе:   даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит,  анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд,  но при этом не освоил фазу игры,  -  помогите ему!  Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом,  вы улучшите готовность к школе своего  ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения!  И ещё:  Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей.  Удачи вам, терпения и чуткости!



Предварительный просмотр:

"А если не хочет?"

 Ю. Б. Гиппенрейтер, отрывок из книги "Общаться с ребенком. Как?"

Совместные занятия — настолько важная тема, что ей мы посвящаем еще один урок. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегать. Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но все это он упорно не делает!

«Как быть в таких случаях? — спрашивают родители. — Опять делать это вместе с ним?».

Может быть, нет, а может быть, да. Все зависит от «причин «непослушания» вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.

Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! Заметим, как мудро наш язык отразил этот психологический момент участие в значении «моральная поддержка» передается тем же словом, что и участие в деле.

Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним.

Одна девочка-подросток призналась как-то в беседе с психологом:

«Я бы уж давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда они (родители) подумали бы, что победили меня».

Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ — и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон — самое главное условие успеха, и если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.

«Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно,— рассказывает мать восьмилетней девочки. —Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно — она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!». А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась».

Понятны озабоченность и самые лучшие намерения мамы. Больше того, она старается вести себя «грамотно», то есть помогает дочке в трудном деле. Но она упустила главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность: это главное условие — дружелюбный тон общения.

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!»… Думаю, можно не продолжать. Такая «совместная деятельность» с юмором описана английским писателем Дж.К.Джеромом:

«Я,— пишет автор от первого лица,— не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь трудится. Мне хочется принять участие в его работе. Обычно я встаю, начинаю расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура».

«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе — значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность. Приведу в пример опыт одной мамы:

Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родители уговаривали его делать зарядку, купили турник, укрепили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало — мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнование. На стену повесили листок бумаги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений подряд делать было не обязательно, да и, как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Соревнование продолжалось месяца два. В результате мучительная проблема зачетов по физкультуре была благополучно разрешена.

Расскажу еще об очень ценном способе, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с еще одним открытием Л. С. Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями.

Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Заметьте, подобные средства — это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведу пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку «руководящие функции» родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.

Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители — на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения — и сына, и его родителей.

ВНЕШНИЕ СРЕДСТВА

(истории и опыт родителей)

Мама двух дошкольников (четырех и пяти с половиной лет), узнав о пользе внешнего средства, решила этот способ испробовать. Вместе с детьми она составила список обязательных утренних дел в картинках. Картинки были повешены в комнате детей, в ванне, в кухне. Изменения в поведении детей превзошли все ожидания. До этого утро проходило в постоянных напоминаниях мамы: «Поправьте постели», «Идите умываться», «Пора за стол», «Уберите за собой посуду»… Теперь же дети наперегонки старались выполнить каждый пункт списка. Такая «игра» продолжалась месяца два, после чего Дети сами стали рисовать картинки для других дел.

Другой пример: «Мне надо было уехать в командировку на две недели, и в доме оставался только мой шестнадцатилетний сын Миша. Помимо других забот, меня беспокоили цветы: их надо было аккуратно поливать, что Миша совсем не привык делать; у нас уже был печальный опыт, когда цветы засохли. Мне пришла в голову счастливая мысль: я обернула горшки листами белой бумаги и написала на них большими буквами: «Мишенька, полей меня, пожалуйста. Спасибо!». Результат оказался прекрасным: Миша установил очень добрые отношения с цветами».

В семье наших друзей в прихожей висела особая доска, на которою каждый член семьи (мама, папа и двое детей-школьников) могли приколоть любое свое сообщение. Там были и напоминания, и просьбы, просто короткая информация, недовольства кем-то или чем-то, благодарность за что-то. Доска эта была поистине центром общения в семье и даже средством разрешения трудностей.

Рассмотрим следующую очень частую причину конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит — не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

Запомнился один эпизод. Это было на Кавказе, зимой, во время школьных каникул. На лыжном склоне катались взрослые и дети. А посередине горы стояла небольшая группа: мама, папа и их десятилетняя дочка. Дочка — на новых детских горных лыжах (редкость в то время), в замечательном новом костюме. Они о чем-то спорили. Оказавшись рядом, я невольно услышала следующий разговор:

- Томочка, — говорил папа, — ну сделай хоть один поворот!

Не буду,— капризно дергала плечами Тома.

- Ну, пожалуйста,— включалась мама. —Нужно только немного толкнуться палками…смотри, папа сейчас покажет (папа показывал).

- Сказала не буду - и не буду! Не хочу,- говорила девочка, отворачиваясь.

- Тома, мы ведь так старались! Специально ехали сюда, чтобы ты научилась, за билеты дорого заплатили.

- А я вас не просила!

Сколько детей,— подумала я,— мечтают о таких вот лыжах (для многих родителей они просто не по средствам), о такой возможности оказаться на большой горе с подъемником, о тренере, который научил бы кататься! А у этой нарядной девочки есть все. Но она, как птица в золотой клетке, ничего не хочет. Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама!

Нечто похожее порой происходит с уроками.

В психологическую консультацию обратился отец пятнадцатилетней Оли.

Дочь ничего не делает по дому; в магазин сходить не допросишься, посуду оставляет грязной, белье свое тоже не стирает, оставляет намоченным на 2-Здня. Вообще-то родители готовы освободить Олю от всех дел — лишь бы училась! Но учиться она тоже не хочет. Придет из школы — либо на диване лежит, либо на телефоне висит. Скатилась на «тройки» и «двойки». Родители не представляют, как она в десятый класс перейдет. А о выпускных экзаменах и вовсе думать боятся! Мама работает так, что через день дома. Эти дни она думает только об Олиных уроках. Папа звонит с работы: села ли Оля заниматься? Нет, не села: «Вот папа придет с работы, с ним и буду учить». Папа едет домой и в метро учит по Олиным учебникам историю, химию… Приезжает домой «во всеоружии». Но не так-то легко упросить Олю сесть заниматься. Наконец, где-то в десятом часу Оля делает одолжение. Читает задачу — папа пытается ее объяснить. Но Оле не нравится, как он это делает «Все равно непонятно». Упреки Оли сменяются уговорами папы. Минут через десять вообще все кончается: Оля отталкивает учебники, иногда закатывает истерику. Родители теперь думают, не нанять ли ей репетиторов.

Ошибка Олиных родителей не в том, что они очень хотят, чтобы их дочка училась, а в том, что они этого хотят, если можно так выразиться, вместо Оли.

В таких случаях мне всегда вспоминается анекдот: бегут по перрону люди, торопятся, опаздывают на поезд. Поезд тронулся. Еле-еле догоняют последний вагон, вскакивают на подножку, им кидают вдогонку вещи, поезд уходит. Оставшиеся на перроне в изнеможении падают на чемоданы и начинают громко хохотать. «Чему вы смеетесь?»— спрашивают их.— «Так ведь уехали-то наши провожающие!».

Согласитесь, родители, которые готовят уроки за своих детей, или «поступают» вместе с ними в вуз, в английскую, математическую, музыкальную школы, очень похожи на таких горе-провожающих. В своем эмоциональном порыве они забывают, что ехать-то не им, а ребенку. И тогда тот чаще всего «остается на перроне».

Так случилось и с Олей, чью судьбу удалось проследить в течение следующих трех лет. Она с трудом окончила школу и даже поступила в неинтересный для нее инженерный вуз, но, не закончив и первого курса, бросила учиться.

Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: ведь приходится все время тащить лодку против течения!

А чем это оборачивается для детей?



Предварительный просмотр:

Рекомендация для родителей

«Правильное питание для дошкольников»

«Человек рождается, здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»                                                                                                                                       Гиппократ

     Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

    Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям  на  заметку:

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.                                              

Как правильно сидеть за столом:

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками;
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
  • На стол можно положить только запястья, а не локти;
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом. 

Во время еды следует:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

    Научите вашего ребёнка:

  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Различать свежие и несвежие продукты;
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

    Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

  1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
  3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

    Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

    Итак, играем.

      “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

      “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

      Например:

      Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

     Продавец. Это молоко!

     Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

Слайд 2

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ Деревенский праздник ( Осенний сельский праздник )

Слайд 3

ПРОВОДЫ ОСЕНИ 1 НОЯБРЯ – ИВАНОВ ДЕНЬ

Слайд 4

Иоанн Рыльский

Слайд 11

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА ИВАНОВ ДЕНЬ если лошадь нагружать работой – к несчастью и бедности, если ночью небо звездное и выпал снег – к скорым морозам, перелетные птицы высоко летят – зима будет снежной, если на улице грязно – снега не будет еще месяц, первый снег не тает – будет много подснежников, промерзлая земля перед снегом – к урожайному году, если на улице тепло – зима будет теплой, а весна ранней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – новатор г. Санкт - Петербург Зайцев Николай Александрович Побочные результаты применения методики

Слайд 2

Достоинства инструментов Зайцева Возможность использовать пособия в качестве дополнения для развития имеющихся программ Развивающая среда Результат

Слайд 3

Пособия воздействуют на многие органы чувств, развивают мелкую моторику Возможность каждому учиться ч итать наиболее удобным для него способом.

Слайд 4

Классификация кубиков Озвучим кубик (прокручивание) Пропевание таблиц Цепочки слов Классификация Читай и пой (эмоциональность , ритмичность, музыкальность) Компьютер (нажми на кнопочку) Чепуха (Веселые слова) Складовые картинки (мир написанных слов) Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков Любое слово из конкретных кубиков Конкретный текст (слово, фраза) из всех кубиков Виды игр:

Слайд 5

Особенности игротеки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОТ ОНО КАКОЕ НАШЕ ЛЕТО! СРЕДНЯЯ ГРУППА № 5 Воспитатель:Иванченко М.С.

Слайд 2

УВЛЕЧЕНИЯ

Слайд 3

ДРУЖБА

Слайд 4

ИГРЫ

Слайд 5

ПУТЕШЕСТВИЯ

Слайд 6

ПОИСКИ КЛАДА

Слайд 7

СОРЕВНОВАНИЯ

Слайд 8

ОТДЫХ

Слайд 9

КОНКУРСЫ ПРАЗДНИКИ

Слайд 10

ЧТЕНИЕ РИСОВАНИЕ

Слайд 11

ТРУД

Слайд 12

КОНСТРУИРОВАНИЕ АППЛИКЦИЯ

Слайд 13

КОГДА ИДЁТ ДОЖДЬ…

Слайд 14

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

Слайд 15

ВОТ МЫ И ПОДРОСЛИ



Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих проявлений детей, творческой активности и самостоятельности, формирование позиции «Я — творец» являются значимыми показателями развития личности и в связи с этим выступают объектом широкого круга научных исследований (Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, О. М. Дьяченко, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина) и ориентиром современных образовательных программ и методических разработок (Т. Н. Доронова, С. К. Кожохина, И. А. Лыкова, О. А. Соломенникова). Однако малоизученным, неоднозначным, но перспективным и очень востребованным практикой является изучение особенностей исследовательского поведения современных детей, становления их исследовательской деятельности в аспекте освоения искусства и развития художественной деятельности.

Само восприятие искусства и освоение способов творческой деятельности начинаются с их познания. В этом процессе тесно переплетены познавательное, эмоционально-образное, нравственное содержание. Именно в дошкольном возрасте значимо создание условий для развития художественноэстетического восприятия искусства (становления опыта «насмотренности»), приобретения некоторых «искусствоведческих» представлений, которые помогают понять художественный образ, для становления умений поисковой деятельности, направленной на постижение секретов красоты (замечать противоречия и тайны красоты, сопоставлять и размышлять), а также для опыта переработки впечатлений (отражения в разнообразной творческой деятельности). При этом в исследованиях часто отмечается, что в процессе приобщения к искусству наряду с проблемами в развитии эстетических способностей и художественного восприятия дети не умеют замечать прекрасное, задавать вопросы, последовательно рассматривать и анализировать произведения, не проявляют познавательной активности по отношению к искусству.

Следует выделить ряд положений, в которых раскрывается взаимосвязь познавательного и эстетического и уточняется своеобразие исследовательского поведения в освоении искусства:

  • исследовательское поведение направлено на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;
  • исследовательское поведение проявляется в творческой деятельности: способность создавать уникальные и необычные идеи и решения, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации;
  • развитие исследовательской деятельности и становление исследовательского поведения на материале искусства включает упражнения на развитие способностей, поиск в области разных способов выражения замысла, вариативности образов, комбинаций в сочетании средств выразительности.

Принципиально важными для приобщения детей к искусству являются обогащение сенсорного опыта, а также развитие сенсорных и познавательных способностей: умение видеть различие, сходство и оригинальность (выразительность) предметов, тончайшие проявления свойств (цвета, формы, размера, пространственных отношений), разгадать тайны и секреты используемых творцами материалов, приемов, способы создания образа для того, чтобы применять в собственной творческой деятельности.

В настоящее время разрабатывается такой термин, как «художественное экспериментирование» (И. А. Лыкова). Для развития исследовательского поведения ребенка в художественных видах деятельности педагогу необходимо:

  • активизировать познавательные и эстетические интересы детей в ситуации «развивающей интриги» познания прекрасного (тайны, противоречия, проблемы);
  • обогащать опыт «насмотренности» ребенка, эстетическое восприятие разнообразных объектов окружающего мира;
  • обеспечить творческое переосмысление и присвоение освоенного;
  • способствовать отражению опыта в разнообразных формах: сюжетноролевых играх, сочинительстве, продуктивных деятельностях, суждениях и оценках.

На всех ступенях и этапах освоения искусства предполагается создание условий для возникновения вопроса, поиска, открытий, экспериментирования в процессе освоения детьми содержания.

У детей старшего дошкольного возраста проявляется интерес к изобразительным материалам, инструментам, техникам. В условиях музея 50—70 % детей задают вопросы о техниках создания: «Что такое эстамп?», «Как создавали такую большую вазу?», «Почему тут (на картине) видны краски (мазки)?», «Чем покрывают ткань (холст), чтобы рисовать?», «Почему художник такую маленькую картинку нарисовал?» (в сравнении с увиденными масштабными полотнами); в студии с увлечением рассматривают разнообразные материалы, пытаются взять в руки, имитируют движения («рисуют» на воображаемом листе), пытаются перепробовать все материалы (чиркают мелками, свечами, помадами).

Подавляющее число старших дошкольников экспериментируют с материалами: рисуют на руках и лице фломастерами, ставят кляксы на листке, одежде и рассматривают их, проверяют мягкость и цвет карандашей и фломастеров, чиркая на листе бумаги, играют с бархатной и папиросной бумагой — рвут, дуют на нее, шуршат.

В специально организованных опытах эстетической направленности большинство детей проявляет интерес к их содержанию. Проявляя яркие эмоциональные реакции, дошкольники пытаются рассуждать, выдвигают гипотезы: «Если смешать все-все в мире краски, будет грязь, чернота... Черная краска получится!» (ребенок сделал для себя открытие); «Лепить из стружек? Нет, так нельзя. Они не пластилиновые {берет в руки стружки, пытается слепить колобок — замечает, что стружки цепляются друг за друга). Ну если сильно сжать, слепить можно!» Следует отметить, что данные проявления характерны для экспериментирования с материалами и инструментами, а не для поиска интересных средств выразительности и образов. При этом значительная часть детей не переносит открытия в самостоятельную деятельность, нуждается в подсказке — инициации взрослого. Например, при отсутствии в наборе краски определенного оттенка дети капризничают, отказываются от выполнения задания, не стремясь смешать цвета. При выборе материалов для создания работы, наигравшись с разными материалами и инструментами, значительная часть детей предпочитает традиционные: карандаши и фломастеры, гуашь, пластилин, обычную альбомную бумагу белого цвета.

Замечено, что исследовательское поведение детей провоцируется дополнительными средствами — рабочими и маршрутными листами, путеводителями, готовыми работами. При направленном поиске (с помощью провокации, вопроса, задания) значимая часть детей (от трети до двух третей) пытается разгадать секреты художника (рассмотреть силуэты в картинах, посчитать оттенки названного цвета, найти одинаковые деревья), по названию найти картину в зале музея или на выставке в групповом помещении.

Увеличению данных проявлений почти вдвое способствует использование некоторой «опоры действий» (Л. А. Венгер) — маршрутных листов, схем описания, детских путеводителей. Например, от 60 до 90 % детей при использовании маршрутных листов с подсказками, загадками и ребусами с интересом рассматривали экспонаты в музее, искали ответы, предварительно рассуждали, а затем пытались обнаружить отгадку. В случае получения новых оттенков по листу с нарисованными цветными точками способами смешивания уверенно экспериментировали, стремились проверить все предложенные варианты. В случае демонстрации детской творческой работы, выполненной в нетрадиционных техниках, пытались ее рассмотреть, узнать способы крепления материалов, высказывали желание сделать подобное или «еще лучше». Данные материалы направляют детей на поиск и способствуют созданию мотивации, интереса, эмоциональной включенности в задание: «Я же не успею нарисовать», «Картинка не раскрашена будет», «Все разгадал. Я — умный!»

Вышесказанное свидетельствует о недостаточном уровне развития произвольности, целенаправленности поиска, доминировании «деятельнонаглядного» экспериментирования над «продуманным», о недостаточном развитии вариативности, рефлексии (что в целом характерно для дошкольного возраста).

При этом следует отметить, что особенности проявления исследовательского поведения, направленность деятельности и интересов определяются возрастными возможностями. Так, в младшем возрасте детей больше интересуют возможности изобразительных материалов и инструментов: что с ними можно делать, как можно оставлять след на бумаге, получать с их помощью изображения. В среднем дошкольном возрасте можно отметить интерес детей к разнообразию материалов (много цветов карандашей, красок, глина, тесто, мокрый песок для лепки) и средствам выразительности (цвету, форме, композиции, фактуре). Не случайно данный возраст характеризует «пик креативности». Дети с легкостью перебирают варианты материалов, осваивают нетрадиционные техники, сочетают несочетаемые образы и материалы — по сути, экспериментируют. В старшем возрасте дошкольники более целенаправленно начинают искать выразительные образы, при помощи педагога создавать комбинации средств выразительности, разрабатывать интересные художественные образы.

Таким образом, проявление исследовательского поведения в освоении детьми искусства и художественной деятельности наиболее успешно при специальном педагогическом сопровождении.

В связи с описанными проявлениями детей целесообразным является использование методов и приемов, активизирующих их исследовательскую деятельность в трех условных направлениях:

  1. экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью изучения их возможностей;
  2. экспериментирование в целях определения наиболее интересных сочетаний средств выразительности;
  3. экспериментирование в поиске выразительного, оригинального художественного образа.

Для активизации интереса детей к познанию мира искусства, его тайны и секретов, накопления опыта, необходимого для поиска, возможно использование проблемных вопросов и ситуаций, обследование предметов, наблюдение и рассматривание эстетических объектов и произведений искусства.

Например, вариантами возможных проблемных и познавательных вопросов являются: «Сколько музеев в нашем городе и какой музей самый древний?», «Как и зачем реставрируют предметы?», «Сколько оттенков серого цвета можно получить?», «Бывают ли холодный красный и теплый красный тона и как их получить?», «Как смешивать оттенки при рисовании карандашами?», «Какие материалы позволяют приклеивать (прикреплять) разные текстуры в аппликации?» (или «Как прикрепить фантик к картону?»), «Как лучше выбрать формат для рисования натюрморта?», «Как изготавливалась гравюра (картинки в книжках)?», «Можно ли изобразить черное на черном?», «Какое время года чаще изображали художники?», «Как изобразить красоту?», «Как, не рисуя лица мамы, создать ее портрет?», «Как изобразить вкус вишневого пирога (запах весны)?» и т. п.

Для создания атмосферы творческого поиска возможно использование игровых оболочек, персонажей, которые позволяют создать сквозную мотивацию освоения искусства. Например, выразительными персонажами для старших дошкольников могут быть: мальчик-непоседа, будущий художник Леонардо (как образ Леонардо да Винчи, известного художника, скульптора, инженера), или Михайло Ломоносов (ценивший не только науку, но и искусство), или фея Художественной страны и ее сестра — фея Страны открытий; для детей 4—5 лет — Почемучка, девочка Красочка и мальчик Карандашик.

Целесообразной является организация наблюдения детьми за процессом создания картины, скульптуры, декорирования предмета (экскурсия в мастерскую художника, рассматривание изобразительных инструментов, демонстрация этапов появления рисунка, его реставрации). Для повышения эффективности данных мероприятий важно создавать загадочную ситуацию: «Зачем в мастерской художника масло, гвозди? Как можно писать картины на ткани (холсте)? Что такое шпатель? Можно ли писать картину пальцами? Что такое станок и почему картины называют станковыми?»

Важным является разнообразное обследование — тактильное, обонятельное и т. п. Например, при обсуждении материалов для изготовления скульптур — это рассматривание и тактильное обследование камней разной прочности (стекла, комочка глины, осколка керамики); при обсуждении способов передачи фактуры — обследование материалов и предметов с разной фактурой (гладкой, шероховатой, волнистой, гофрированной), мешочков разного веса, флакончиков с разными запахами, инструментов и предметов, позволяющих услышать разные звуки, не нарушая правил музея; при обсуждении цветовой гаммы — цветные стекла; имитация обследования предмета (пальчиком в воздухе, «зрительное ощупывание»).

Важным является развитие умений считывать информацию с предмета, что возможно в рамках упражнений и игр по рассматриванию и описанию.

Игровое упражнение «Узнаем тайну предмета?» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели: развитие познавательных умения (умения считывать информацию с предмета, выделение значимых свойств — сенсорных, эстетических); анализ структуры предмета; установление связей между некоторыми свойствами и качествами предмета; построение предположений на основе установления логических связей и освоенных представлений об объектах, явлениях, закономерностях мира.

Используются предметы, знакомые детям, не новые, с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетельствами времени» (выбоинами, сколами, потертостями), считывая которые можно сделать некоторые предположения. Варианты: старая бальная перчатка дамы, интересный потертый веер, помятый сбоку самовар, испачканное перо (для письма).

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем как можно больше. Например, при использовании игрового персонажа Леонардо: «Представь, Леонардо умеет разгадывать тайны предметов! Он внимательно рассматривает предметы в волшебную лупу и, как настоящий следопыт, по следам на предмете узнает, что с ними происходило, кому они принадлежали. А ты умеешь? Давай попробуем превратиться в следопытов. Посмотри внимательно на этот предмет (демонстрируется один предмет). Представь, что Леонардо дал тебе волшебную лупу. Расскажи все, что сможешь, именно об этом предмете — какой он, кому принадлежал, что с ним происходило, по «следам» на нем прочитай его тайну-историю».

Интересным является осуществление «исследования» детьми от 4-х лет и старше. Например, проведение «раскопок древностей»: обнаружить предметы в специально подготовленном ящике с песком, бережно извлечь, рассмотреть, обследовать, «прочитать» историю каждого предмета, срисовать узор. Существуют технологии «активного посещения», методы использования «карточек активности» с вопросами и заданиями, инициирующих рассматривание, обследование и ценностную оценку музейного предмета или произведений искусства зрителем. Часто в них используются вопросы (для рассматривания предметов народных промыслов, быта): «Кто и когда сделал предмет?», «Для чего он служит и какую пользу приносит?», «Настоящий предмет или копия?», «Хорошо ли приспособлен для выполнения функций?», «В какой обстановке его делали?», «Из чего он сделан?», «Каковы его свойства (цвет, форма, фактура и т. п.)?», «Красив ли он?», «Каков внешний вид предмета?», «Можно ли сравнить его с современными предметами?», «Чем этот предмет ценен для человека, музея, человечества?» Данные методы и средства позволяют перенести акценты в процессе экскурсии с созерцательной деятельности детей на самостоятельный поиск, открытие фактов, проявление индивидуальности, детской спонтанности, творчества.

Детьми от 4-х лет также возможно использование моделей — плана последовательности рассматривания предмета. Например, детям предлагается рассмотреть народную игрушку по сенсорной модели, в которой символами указаны свойства и характеристики: цвет, используемый материал, размер, элементы декора.

Целесообразно использование методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации об искусстве, изобразительных материалах и инструментах, способах создания образов, средств выразительности (ритм, фактура, цвет, композиция, линия): детских проектов, опытов, игровых упражнений и тренингов.

Детские проекты должны строиться по темам, предполагающим «развивающую интригу»: «Линия в природе и искусстве», «Тайны цвета и света», «Где прячется красота?», «Кто придумал узоры и орнаменты?», «Какой бывает улыбка?»

Например, в проекте «История костюма» (старший дошкольный возраст) ставятся вопросы для активизации поиска: «Что такое пояс, рубаха, картуз, понева?», «Кто придумал пуговицу?», «Как художники рассказывали деталями костюма характер героя?», «Можно ли по костюму, изображенному в известных произведениях, узнать время, в котором жили люди?», «Чем костюм городского жителя отличался от одежды деревенского человека (или костюм человека прошлого от современного)?».

В процессе проекта предполагается рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречается «костюмная» тематика («Валенки, ах, валенки!», «Темно-вишневая шаль», «Оренбургский пуховый платок»), рассматривание предметов народных промыслов (подтемы проекта: «Веселые переодевания к карнавалам и праздникам» — об одежде праздничной, обрядовой, «Узоры и орнаменты» — о символических образах в узорах; «Царский наряд» — о традициях в одежде, «Кружева, пуговицы, воланы» — о традициях декорирования одежды, «Сказочные одежды: шапка-невидимка, сапоги-скороходы и не только...» — об изображениях сказочных предметов одежды в произведениях народных мастеров, живописцев, графиков, «Ткани из красок и камня» — о способах изображения материалов, предметов одежды живописцами, скульпторами).

Возможна организация интегрированных по содержанию образовательных ситуаций.

В ситуации «Краски на огороде и в цветочном горшке» используются вопросы активизации поиска: «Как и из каких растений изготовлялись краски (пигменты)?», «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой, морковью, ягодами)?», «Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас?» (Окрашивание яиц луковой шелухой.)

В ситуации «Дружба красок» вопросы для активизации поиска следующие: «Какие краски выглядят ярко и нарядно друг с другом?», «Какие краски теряются друг с другом?», «Как выбрать интересное гармоничное сочетание красок?» В процессе изучения используется «цветной круг», организуется поиск комплементарных цветов, подбор детьми сочетаний согласно условию: «Какое сочетание выглядит ярко и нарядно на черном фоне?»

В ситуации «Секреты линии горизонта» можно использовать такие вопросы для активизации поиска: «Почему художники делят лист бумаги линией горизонта по-разному?», «Что такое линия горизонта?», «Всегда ли она „спрятана” в картине?»

Ситуация «Секреты украшения торта (предмета одежды)» предусматривает перебор вариантов украшения основы, например круга, — располагая элементы по периметру, по диагонали, от центра, симметрично, асимметрично, в шахматном порядке, в форме предмета и т. п.

Для развития умений комбинировать разные средства выразительности можно использовать упражнения и игры (для старших дошкольников).

Игровое упражнение «Придумаем пейзаж» — выкладывание изображения пейзажа из деталей. Материал: полотно для художественного конструирования; детали для составления композиций (различные варианты крон и стволов деревьев, облаков, элементы (солнце, месяц, луна разных цветов и размеров), фон (разного цвета); линии горизонта (заниженная, завышенная, разделяющая лист строго пополам) и т. п.). Детям предлагается построить выразительный (интересный) пейзаж, рассмотреть, как изменяется настроение пейзажа при использовании разных линий горизонта, композиционных решений и т. п., придумать названия к каждому составленному изображению.

Игровое упражнение «Подбери палитру». Детям предлагается взять понравившуюся репродукцию картины и с помощью квадратов разных цветов выбрать те цвета (оттенки), которые использованы в произведении.

Вариант упражнения: участник получит карточку в том случае, если правильно назовет цвет или придумает интересное название, например «цвет утреннего пробуждения», «цвет серых сумерек», «цвет лимонного утра».

Прием «Черно-белое и цветное». Детям демонстрируются черно-белое и цветное изображения объектов и слайды и ксерокопии, предлагается понаблюдать, как меняется впечатление с изменением цвета в изображении (грустное, веселое, тревожное, спокойное и т. д.).

Варианты опытов, экспериментов, позволяющие уточнять и расширять представления детей о некоторых средствах выразительности, видах и жанрах искусства, изобразительных материалах (для детей среднего и старшего дошкольного возраста), представлены ниже.

Опыт «Как получить разные цвета?»: экспериментирование с акварелью, гуашью, цветными карандашами; формирование у детей умений получения цвета и оттенков при смешивании цветов, добавлении белой или черной краски. Дети знакомятся со способами получения оттенков и нового цвета: составлением нового цветового тона на палитре (зеленый цвет получается смешением синего и желтого), накладыванием одной краски на другую, штриховкой цветными карандашами, фломастерами, мелками. Игровой прием для создания мотивации — придумывание цветов для новых лаков, помады для модного журнала, оттенков обоев для кукольной квартиры.

Опыт «Волшебные письмена». Детям предлагается создать интересный узор (пейзаж, орнамент, букву имени, геометрическую фигуру) при рисовании различными материалами и догадаться, как на белом листе бумаги материалами белого цвета можно оставить рисунок. Изображение осуществляется белой гуашью, акварелью, пищевыми красителями, молоком и лимонным соком. Подсохшее изображение, выполненное молоком или лимонным соком, проявляется при нагревании или воздействии раствора йода.

Опыт «Как раскрасить пластилин?»: обработка поверхности лепной формы при помощи различных художественных инструментов и вспомогательных материалов; экспериментирование с цветным пластилином и соленым тестом (формирование у детей умений получения пластического материала нужного цвета или оттенка в технике «пластилиновой живописи»).

Опыт «Фактурные отпечатки» заключается в определении способов создания фактурных отпечатков: смятой бумагой, испачканным в краске целлофаном, с помощью приема «мыльные пузыри», отпечатками картофелем, посыпанием соли поверх краски на ткани и бумаге.

Использование нетрадиционных техник предусматривает этап экспериментирования — изучение возможностей материалов, способов нанесения. Например, свойства материалов: бумага рвется, размокает от большого количества воды, она легкая, тонкая, красивая, цветная или белая, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами, ее можно складывать, закручивать, сгибать, мять, протыкать пальцем и острым предметом, переплетать бумажные полоски; глина разминается, она пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки, раскрашивать, добавляя гуашь или цветной песок, и т. п.

Так в образовательной ситуации «Прятки в отпечатке» (для детей от 4-х лет) предусматривается рассматривание детьми отпечатков, обсуждение их выразительности: «На что похоже? Можно ли сравнить со сказочным персонажем? Какие отпечатки можно назвать испуганными (неяркими, со сдвинутыми пальцами), веселыми и озорными (растопыренные пальцы, лихо изогнутые), враждебными, агрессивными, драчунами (с сильно растопыренными пальцами, зажатым кулаком и т. п.)?» Далее детям предлагается самим оставить следы-отпечатки: найти как можно больше разных способов сделать отпечатки, придумать им выразительные (интересные) названия, дорисовать по желанию самый необычный из них.

В образовательной ситуации «Клеем наклеим?!» (для детей 5—7 лет) детям предлагается подумать: «Какие материалы можно наклеивать клеем? Так ли уж универсален клей? Что можно использовать вместо него?» Сама постановка ситуации может начинаться с провокации: «Необходимо создать аппликацию, а клея нет!» Далее детям предлагается самим найти в группе предметы, материалы, вещества, которые могут быть использованы в работе (педагог располагает скотч, проволоку, пластилин, жевательную резинку в разных местах группы). Затем дети совместно с педагогом изучают свойства данных материалов, пытаются приклеить ими фольгу, макароны, картон, тонкую железную пластину, кожу, ткань, мех и т. п. Можно предложить детям создать аппликацию на картоне с использованием конфетных фантиков из фольги, а в конце ситуации вопросами подвести детей к выбору самого универсального и простого в использовании материала.

Аналогичным по сути средством активизации исследовательской деятельности является использование современных информационных технологий — компьютерных игр, приложений и программ, предполагающих создание чего-либо нового (открытки, мультфильма, дизайна одежды, макияжа, интерьера) посредством комбинирования предложенных элементов (фона цветов и оттенков, форм, мелодий и т. п.). Например, в компьютерной игре «Мышка Мия. Юный дизайнер» предполагается создание фрагмента мультфильма из фоновых решений, анимированных картинок персонажей, вариантов мелодий. В другом эпизоде игры предусматривается создание рисунка из готовых геометрических форм, простых инструментов (заливка, резинка, линии, распылитель и т. п.). В следующем эпизоде дети могут самостоятельно создать рисунок, используя инструменты программы (сходные с компьютерным приложением Raint). Отметим, что в процессе данных игр, в начале их освоения, дошкольников привлекают именно возможность перебора возможностей, экспериментирование с представленными опциями: дети нажимают все подряд, радуются результату, проводят линии в разных направлениях, перебирают оттенки, меняя цвет фона и деталей. По мере освоения игры экспериментирование становится более направленным. При этом, как показывают исследования и результаты наблюдения за детьми, для развития умений и поддержания интереса важна постановка взрослым новой сложной поисковой задачи: «нарисовать необычное животное», «создать образ сказочного персонажа» и т. п.

Интересной является организация поиска детьми оригинального и выразительного художественного образа.

Образовательная ситуация «Загадочные образы» (от 5 лет и старше). Предварительно можно рассмотреть «нетипичные» изображения и образы, например на портретах Дж. Арчимбольдо «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», найти изображения необычных (незнакомых) предметов и фруктов, сравнить знакомые овощи и фрукты с частями тела. Следует организовать обсуждение выразительности цветов и оттенков: «Рассмотрите краски: если бы вы были волшебниками и могли их оживить, какой бы у них был характер? Какую краску (оттенок) можно назвать задорной и веселой? Почему? Печальную? Бойкую и активную, чуть драчунью? Какая по характеру зеленая краска? Почему вы так решили?» Далее можно предложить детям найти «характеры» красок в произведениях известных художников, представленных в художественной галерее.

Далее детям предлагается создать в «волшебной мастерской художника» необычные образы, например образ Снежной Королевы из красной краски (так как «остальных красок в данный момент в мастерской нет»). Вопросами следует направить внимание детей на поиск способов с помощью красного цвета раскрыть характер Снежной Королевы (активная, властная, колючая, агрессивная). Затем подумать над образом Снежной Королевы в зеленом (например, образ тоскливой, печальной, болотной воды), в черном (вечного сна, загадочной ночи) и т. п. Детям предлагается выбрать свой любимый цвет и создать образ, рассказать о нем.

Отметим, что выполнение данных заданий основано на развитии эстетических способностей — синестезии, эстетической эмпатии, эстетических предпочтений, чувстве цвета. В связи с этим в ходе обсуждений недопустимо навязывание принятой точки зрения (ассоциаций, клише) — важно активизировать размышление детей, поиск интересных решений.

Еще одним направлением, основанным на интеграции «познавательного» и «эстетического» и предполагающим проявление исследовательского поведения детей, является организация детской дизайн-деятельности.

Образовательная ситуация «Матрешкины наряды» (для старших дошкольников). Проводится предварительная работа: детей приглашают в гости к Матрешке, рассказывают историю ее появления, организуют рассматривание и описание матрешек разных промыслов России. Возможно посещение этнографического музея, освоение компьютерной игры «Знакомство домовенка Бу с русскими народными традициями», а также изучение узоров и символов в декоре матрешек (срисовывание элементов). Развитие ситуации: детям предлагается придумать варианты украшения (росписи) юбок, фартуков и платков матрешек в соответствии с характерами их хозяек (рассмотреть, пофантазировать об их житье-бытье, почувствовать характер, образ) или с названными характеристиками («модница- хвастушка», «скромница-работница», «сластена», «рукодельница»). В про- цессе придумывания элементов, способов расположения на основе педагог предлагает детям передать образ: «Рукодельница умело шьет, прядет. Ее искусным мастерством любуются все вокруг. Тончайшая ниточка вьется, изгибается словно лебедушка, ложится ажурным рисунком, тончайшей паутинкой-сеточкой появляется на ткани. Как вы думаете, какие узоры она придумала для себя? Вот модница-хвастушка. Подумайте, ребята, какие узоры могут украшать их одежду? Как они могут рассказать о характере хозяек? Какие элементы понравились бы матрешкам? Придумайте такие элементы украшения, чтобы сразу можно было догадаться, кто перед нами».

Вариантом подобных образовательных ситуаций и активизацией самостоятельной творческой деятельности детей может являться изготовление детьми коллекции предметов.

В процессе придумывания узоров очень важно перенести акцент с желания быстро и однообразно украсить предметы сервиза на поиск интересных решений, раскрывающих образ персонажа. Данная деятельность может быть организована во второй половине дня. Готовые предметы сервиза дети размещают в своем альбоме. В заключение, когда роспись большинства предметов закончена, организуются рассматривание, обсуждение выразительных находок, оформление выставки.




Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей 6–7 лет

      В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь и т. д.

      Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

       Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. п. Часто встречаются и бытовые сюжеты. Изображение человека становится еще более детализированным и        пропорциональным.     Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

       К        подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

     Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

      В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

      Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

       Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.      

       Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, которым подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

      Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

    У        дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

      В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

      В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

      К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....