За советом к логопеду
консультация по теме

Давыдова Александра Николаевна

Советы для родителей детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

За советом к логопеду

Итак, Вы решили заниматься со своим ребенком дома. Подготовьте все, что может Вам понадобиться.

  1. Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  3. Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и др.
  4. Разрезные картинки из двух и более частей.
  5. Коллекционируйте различные картинки, которые пригодятся в процессе речевых игр.
  6. Для развития мелкой моторики приобретите пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или любимая кукла тоже могут «побеседовать» с ребенком.

Советы логопеда

Для достижения результата желательно заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  1. игры на развитие мелкой моторики,
  2. артикуляционная гимнастика,
  3. игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  4. игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

                                                           Терпения Вам и успехов!

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);

- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Дровосек

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

Надуй шар

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Подуй на свечку

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Кораблик

Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

Шторм в стакане

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Самомассаж

Мы ручки растираем           (потирают ладони)

И разогреваем                      (хлопают в ладони)

И лицо теплом своим

Нежно умываем                   (ладошками проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают             (граблеобразыми  движениями проводят

Все плохие мысли                пальчиками от середины лба к вискам)

Ушки растираем                   (растираем ушные раковины)

Сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем               (сгибают ушные раковины вперёд)

Тянем вниз за мочки

А потом руками

Трогаем мы щёчки               (легко похлопываем щёки ладошками)



Предварительный просмотр:

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно.  Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока - белобока».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  1. Предложите своей дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные чашки фасоль и горох, которые Вы перемешали.

  1. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость.  Кто, скорее, папа или сын разложит большие и маленькие гайки или болтики в два разных контейнера?

  1. Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик и др.

  1. Выкладывайте с ребёнком узоры из гречки, гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

  1. Лепите со своим ребенком из пластилина, играйте в мозаику, пазлы.

  1. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

  1. И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.

                                                Успехов Вам!



Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это, относится в основном, к определенным звукам, например,  не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж,  и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово

Предложить детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись

Предложить детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

 Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки

Взрослый читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в
бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд.

Кот плывет по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный
лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба



Предварительный просмотр:

Домашняя игротека

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

Волшебные скорлупки

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Лепим из теста

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Зайка из пряжи

Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

«Пушистый» снег

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

Мозаика из пуговиц

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц» Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Веселые звуки

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Звуковой» коллаж

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] — чашки, чайник, а затем со звуком [л] — ложки, вилки, салатник и т.д,

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?



Предварительный просмотр:

Советы родителям леворуких детей

Леворукость не определяется как патология, и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Владение ребенком той или иной рукой, в качестве ведущей, следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (перинатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. Возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует также как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой руке, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после того у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период – 11- 12 лет).

Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания

   

Развитие  слухового  внимания – одна  из  главных  задач,  которая  помогает  сформировать  базу  для  устранения  дисграфии (нарушения  письма)  и  дислексии  (нарушения  чтения).

   Предлагаемые  игры  и  упражнения  направлены   на  развитие  и  тренировку  слухового  внимания.    

Будь  внимателен

Цель:  развить  слуховое  внимание,  научить  быстро  и  точно  реагировать  на  звуковые  сигналы.

Задание:  дети  идут  по  кругу.  Ведущий  с  разными  интервалами  вперемежку  дает  команды:  «Лошадки»,  «Зайчики»,  «Цапли»,  «Раки»,  «Лягушки»,  «Коровки»,  «Птицы».  Дети  должны  выполнять  движения  в  соответствии  с  командой.  Выполнению  сигналов  надо  научить  перед  игрой.

Алфавит

Цель:  развить  внимание.

Задание:  если  играет  группа  детей,  то  каждому  присваивается  какая – либо  буква  алфавита,  точно  так  же  организуется  игра  с  одним  ребенком.

Ведущий  перечисляет  вперемешку  буквы.  Услышав  свою  букву  алфавита,  ребенок  должен  встать  и  топнуть  ногой.  

С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание.

 Дятел

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  отстукивает  разные  ритмы  в  быстром  темпе

( ///  ///  ; ///  // ///  и  т. д.),  а  дети  повторяют  за  ним.

Цепочка  слов

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  называет  слово, а  дети  по  порядку  придумывают  слова,  которые  начинаются  с  последнего звука  предыдущего  слова.

Назови  звук

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  произносит  3 – 4  слова,  в  каждом  из  которых  есть  один  из  отрабатываемых  звуков  и  спрашивает   детей:  «Какой  звук  есть  во  всех  этих  словах?»

Кто  лучше  слушает?

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  взрослый  называет  слова,  а  ребенок  хлопает в ладоши  тогда,  когда  услышит  в  слове  заданный  звук,  например,  Ш:  шапка,  дом,  жук,  лиса,  мышь

18.  «Найди  картинку».

Цель:  развитие  слухового  внимания  и  восприятия.

Задание:  логопед  раскладывает  перед  ребенком  или  перед  детьми  ряд  картинок  с  изображением  животных  (пчела,  жук,  кошка,  собака,  петух,  волк  и  др.)  и  воспроизводит  соответствующие  звукоподражания.  Далее  детям  дается  задание  определить  по  звукоподражанию  животного  и  показать  картинку с его  изображением.  

Губы  логопеда  закрываются.

19.  «Хлопки»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он   будет  называть  различные  слова.  Как  только  он  назовет  животное,  дети  должны  хлопать.  При  произнесении  других  слов  хлопать  нельзя.  Тот,  кто  ошибся,  выбывает  из  игры.

20.  «Кто  летит».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он  будет  говорить  слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами  (птица  летит,  самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться  (например:  собака  летит).  Дети  должны  хлопать  только  тогда,  когда  два  слова  употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно  произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними.  В  дальнейшем  темп  речи  ускоряется.

14.  «Определи  на  слух  самое  короткое  слово».

Строитель,  каменщик,  дом,  стекольщик.  

(Слова  подбираются  в  соответствии  с  темой  урока,  также  можно  дать  задание  на  определение  самого  длинного  слова).

21.  «Запомни  слова».  

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  логопед  называет  3 – 5  слов,  дети  должны   повторить  их  в  том  же  порядке.

Исправь  ошибки

Цель:  развить  слуховое  внимание.

Задание:  ведущий  читает  стихотворение,  намеренно  делая  ошибки  в  словах.

Назвать  правильно  слова.

        Куклу  выронив  из  рук,

        Маша  мчится  к  маме:

        - Там  ползет  зеленый  лук

        С  длинными  усами    (жук).

        Закричал  охотник:  «Ой!

        Двери  гонятся  за  мной!»  (звери).

        Эй,  не  стойте  слишком  близко.

        Я  тигренок,  а  не  миска     (киска).

       Ехал  дядя  без  жилета,

       Заплатил  он  штраф  за  это      (билета).

       Сели  в  ложку  и  айда!

       Покатили  вдоль  пруда      (лодку).

       Тает  снег,  течет  ручей,

       На  ветвях  полно  врачей      (грачей).

       Мама  с  бочками  пошла

       По  дороге  вдоль  села   (дочками).

       На  поляне  весной  

       Вырос  зуб  молодой   (дуб).

       На  пожелтевшую  траву

       Роняет  лев  свою  листву   (лес).

       На  глазах  у  детворы

       Крысу  красят  маляры     (крышу).

       Я  рубашку  сшила  шишке,

       Я  сошью  ему  штанишки    (мишке).

       Встало  солнце,  уходит  прочь

       Темная  длинная  дочь     (ночь).

       Фруктов  в  корзине  не  счесть:

       Яблоки,  груши,  бараны  есть   (бананы).

       Чтоб  пообедать,   взял  Алешка

       В  правую  руку  левую  ножку    (ложку).

       В  реке  живет  мак,

       Его  не  поймаю  никак    (рак).

       На  пароходе  повар – док

       Приготовил  вкусный  сок       (кок).

       Очень  ласковый  был  дот,

       Он  хозяйку  лизнул  в  лоб    (кот).

       Рогатый  дол

       По  дороге  шел     (вол).

       Школьник  кончил  строчку

       И  поставил  бочку      (точку).

   

Что  мы  слышим»

Цель:  развить  слуховое  внимание.

Задание:  отгадать  загадку,  назвать  звук,  который  позволил  найти  отгадку.

         Как  взялась  кума  за  дело,

         Завизжала  и  запела.

         Ела – ела  дуб,  дуб.

         Поломала  зуб,  зуб.

Ответ:  это  пила.  Повторяется  звук  з.

         Ежедневно,

         В  шесть  утра,

         Я  трещу:

         «Вставать  поррра!!»

Ответ:  это  будильник.  Повторяется  звук  р.

5. «Кто  заметит  больше  небылиц?»

Цель:  развить  внимание,  умение  замечать  нелогичные  ситуации.

Задание:  отметить  все  небылицы.

         Кисель  там  варят  из  резины,

         Там  шины  делают  из  глины.

         Кирпич  там  жгут  из  молока,

         Творог  готовят  из  песка.

         Стекло  там  плавят  из  бетона,

         Плотины  строят  из  картона.

         Обложки  там  из  чугуна,

         Там  варят  сталь  из  полотна.

         Там  кроят  рубахи  из  пластмассы,

         Посуду  делают  из  пряжи,

         Прядут  там  нити  из  сукна,

         Костюмы  шьют  из  толокна.

 

         Едят  там  вилками  компот,

         Там  пьют  из  чашки  бутерброд,

         Из  хлеба  с  сыром  там  котлеты,

         Из  мяса  свежего  конфеты.

         С  начинкой  сладкой  суп  с  фасолью,

          В  тарелках  все  там  варят  с  солью…

                                       В. Чантурия.

          Это  верно  или  нет,

          Что,  как  сажа,  черен  снег?

          Сахар – горек,

          Уголь – бел,

          Ну  а  трус,  как  заяц,  смел?

          Что  комбайн  не  жнет  пшеницы?

          Что  в  упряжке  ходят  птицы?

          Что  летать  умеет  рак,

          А  медведь – плясать  мастак?

          Что  растут  на  вербе  груши?

          Что  киты  живут  на  суше?

          Что  с  зари  и  до  зари

          Сосны  валят  косари?

          Ну,  а  белки  любят  шишки,

          А  лентяи  любят  труд…

          А  девчонки  и  мальчишки

          В  рот  пирожных  не  берут?     (Л.  Станчев).

 6.  «Угадай,  чей  голос?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  подходит  к  любому  ребенку  в  классе  и  он  произносит  что – либо,  а  ведущий  с  закрытыми  глазами  угадывает  чей  это  голос.

7. «Да  и  нет  не  говорить».

Цель:  развить  внимание.

Задание:  ответь  на  вопросы.  Запрещается  говорить  «да»  и  «нет».  

1)Ты  любишь  лето?

2)Тебе  нравится  зелень  парков?

3)Ты  любишь  солнце?

4)Тебе  нравится  купаться  в  море  или  реке?

5)Ты  любишь  рыбалку?

6)Ты  любишь  зиму?

7)Ты  любишь  кататься  на  санках?

8)Тебе  нравится  играть  в  снежки?

9)Ты  любишь,  когда  холодно?

10)Тебе  нравится  лепить  снежную  бабу?

8.  «Где  стучали?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  дети   сидят  с  закрытыми  глазами,  а  педагог  или  ведущий   стучит  чем – нибудь  в  любом  месте.  Дети  должны  показать  место,  откуда  слышался  звук.

9.  «Что  звучало?»

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  демонстрируем  детям  звучание  бубна,  губной  гармошки,  дудки  и  т. д.  Дети  слушают  и  запоминают,  как  звучит  каждый  музыкальный  инструмент,  потом  закрывают  глаза  и  на  слух  определяют,  что  звучало.  Если  нет  инструментов,  то  можно  использовать  чашку,  игрушки  и  т. д.

10.  «Слушай  и  делай».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  дает  ребенку  следующие,  к  примеру,   команды:  «Подойди  к  окну  и  подними  руку»,  «Возьми  в  правую  руку  линейку,  а  в  левую  тетрадь»  и  т. д.

11.  «Послушай  и  повтори».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  шепотом  за  экраном  произносит  слова  по  теме  урока,  а  дети  вслух  повторяют  их.

12.  «Испорченный  телефон».

Цель:  развитие  слухового  внимания.

Задание:  педагог  произносит  шепотом   три  слова  по  теме  одному  ученику,  а  он  по  цепочке  передает  другим  детям.  Слова  должны  дойти  до  последнего  игрока.  Педагог  спрашивает  его:  «Какие  ты  услышал  слова?»,  если  он  скажет  верно,  значит,  телефон  исправен.

     



Предварительный просмотр:

Игры со словами

Играя со словами, звуками, рифмами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда. Пополнять словарь малыша следует постоянно.

Вспомните, что дети очень хорошо и быстро запоминают рекламные ролики. Дело в том, что детская память устроена таким образом, что ребёнок легче запоминает то, что мелькает перед глазами быстро и достаточно часто. Если вы систематически будете приучать его играть в те игры, о которых сами уже забыли, да ещё и сами активно включитесь в игру,  ошибок у вашего ребёнка станет  значительно меньше, а со временем они, возможно, исчезнут совсем.

Вспомним детские игры со словами:

  1. Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Ваня, Толя, Вова, Андрей. (имён девочек, названий городов и т.д.)
  2. Игра «Да, да, да – нет, нет, нет». Быстро отвечай –  «да, да, да!», если скажу правду, «нет, нет, нет!»  -  если ошибусь.
  3.  «Поле чудес».
  4. «Угадай слово». Взрослый задумывает слово, ребенок задаёт наводящие вопросы, характеризующие это слово:  «В этом слове пять звуков? В нём  два гласных звука? есть мягкий знак?» и т.д.
  5. Какие слова живут в кухне, в комнате, в спальне, в детском саду и др.?
  6. Играем в города (называть города, имена, деревья и т.д., начинающиеся  с одного звука).
  7. «Наборщик»  (составить как можно больше новых слов из букв, входящих в состав, например, слова – молоковоз).



Предварительный просмотр:

Поиграем и научим

   Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

                               В. А. Сухомлинский

У детей, с нарушением речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму.

Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики.

Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:

1. Массаж:

• сгибание и разгибание пальцев рук;

• поглаживание пальцев рук;

• раскатывание различных предметов между ладонями;

• игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д.

2. Игровые упражнения:

С карандашом: 

• «Послушай, как шуршит карандаш».

• «Сделай, как я».

• «Удержи карандаш».

Цель: развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация, на листке бумаги.

В пространстве с мячом: 

• «Сожми мяч».

• «Удержи мяч».

Цель: закрепление сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук.

3. Игры-задания

«РАСКРАСКИ»:

  1. раскраски по лексическим темам;
  2.   раскраски «Наоборот»;
  3.   дорисовывание деталей;
  4.   раскраски с кодированием цвета;
  5.   дорисовывание половинки рисунка;
  6.  «обведение контура»: обведение внутреннего, внешнего контура.

«ШТРИХОВКИ»:

  1. штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;
  2.  штриховки с дорисовыванием;
  3.  штриховки по лексическим темам.

«РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ»:

  1. продолжи строку до конца;
  2.  продолжи орнамент;
  3.  рисунки по клеточкам по лексическим темам;
  4.  зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;
  5.  дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;
  6. графические диктанты;
  7.  кодирование букв.

«РАБОТА НАД ОБРАЗОМ БУКВЫ»:

  1. раскрашивание крупно нарисованной буквы;
  2.  раскрашивание зашумлённого контура буквы;
  3.  штриховка контура буквы;
  4.  рисование контура буквы по клеткам с образца;
  5.  поиск буквы в ряду схожих;
  6.  зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;
  7.  складывание из счётных палочек;
  8.  дорисовывание недостающих частей буквы;
  9.  превращение одной буквы в другую;
  10.  дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии;

 наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы или только гласные (согласные).

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома:

пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получится [о];

узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

  1. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
  2. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Упражнения выполняются от простого к сложному.
  2. Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
  3. На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
    10-15 раз.
  4. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
  5. Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
  6. Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  1. Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
  2. Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
  3. Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
  4. Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
  5. Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
  6. Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
  7. Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
  8. Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
  9. Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)

Развитие речевого дыхания

  1. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
    3-5 раз.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

  1. Футбол
  2. Снегопад
  3. Листопад
  4. Бабочка
  5. Кораблик
  6. Шторм в стакане

Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
      Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это, относится в основном, к определенным звукам, например,  не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж,  и другие.
      Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово

Предложить детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись

Предложить детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
       
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки 

Взрослый читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: 
Хвост с узорами,
сапоги со ш
торами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин
том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в
бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд.

Кот плывет по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный
лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...

Советы учителя - логопеда родителям.

Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации...

За советом к логопеду

Не пора ли нам к дошкольному логопеду? Такой вопрос рано или поздно задают себе многие родители дошкольников. Ведь речевые проблемы бич нашего времени. Сегодня каждому третьему ребёнку требуется...

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.

Практические советы по исправлению графических нарушений  у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Советы учителя-логопеда родителям

В данной статье логопед дает рекомендации родителям, как нужно в игровой форме заниматься с ребенком дома. Тогда  занятия будут интересны ребенку и не вызовут переутоутомления....

Советы учителя-логопеда

Данные консультации предназначены для родителей, дети которых посещают логопедические занятия в ДОУ....