Главные вкладки

    Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.
    материал (средняя группа) по теме

     

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx20.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой.

    Цель:

    1. Расширить представление родителей об одном из важнейших познавательных процессов человека - речи
    2. Показать наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.

          Уважаемые родители!  Я рада с коллегой Вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, я призываю вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

          Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

          Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

          Во-вторых, речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

          Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться.

        Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является  одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

         Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как  неисправленный  вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.

         С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя и т.д.  Благодаря  речи дети овладевают нормами общественного поведения.

        Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого  уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

         Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития  ребенка и прокомментировать свой выбор (раздается каждому родителю)

    1. Эмоциональное общение родителей с другими детьми.
    2. Общение ребенка с другими детьми
    3. Речь взрослого – образец для подражания
    4. Развитие мелкой моторики рук.
    5. Чтение детской литературы.
    6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

        Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального  развития. Обучение родному языку представляет возможности и для нравственного воспитания.

        Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет  большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

        Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем  мы должны заниматься с ребенком? (Высказывания родителей).

      Действительно, мы должны решать:

    1. Воспитание звуковой культуры речи.
    2. Словарная работа.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Обучение рассказыванию – связная речь.

    Ребенок к четырем годам:

    1. Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
    2. У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
    3. У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. (Появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные  суффиксы.)
    4. В речи появляются сложные формы предложений.
    5. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои  мысли простыми и сложными предложениями.

    В речи  детей отмечаются и другие особенности.

    1. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж,Ч,Щ), сонорные (Р,РЬ, Л,ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
    2. Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
    3. Требует совершенствования интонационная сторона речи.
    4. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
    5. Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже.
    6. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.
    7. Существует проблема новых словообразований.

         Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

          Детям этого возраста доступна  простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

        1. Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (Высказывания родителей)

     Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети? (Высказывания родителей)

       Да, вопросы типа КТО?,ЧТО?,КАКОЙ?  характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка быть в контакте  с взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.

       Потребность задавать  вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.

    Причем  вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.

    2.А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина? (высказывание родителей).

       А это происходит по следующим причинам:

    1. Отсутствие необходимых знаний.
    2. Нет устойчивого интереса к чему- либо.
    3. Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

     3.Если ребенок рано научился говорить, у него развита речь, но он не рисует, не лепит.  Хорошо ли это для его развития? (Высказывание родителей)

    Занятия  рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

         Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий-в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

    Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представления  ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

          Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком? (Высказывание родителей).

          Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего  воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительные эмоции, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу – великого учителя.

          Я понимаю, что Вы заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года?  В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.  Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать  стихотворение, вспомнить песенку, потешку,  закличку, приговорку, поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: « С какого дерева лист?», «Найти по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.

        Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например,  здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, яркое, теплое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, теплое, весеннее, летнее, осеннее.

        Давайте попробуем вместе подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер,  дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червячок, жук. (Предложить родителям объединится в небольшие подгруппы, а потом высказаться.)

         Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребенок их повторить? (Высказывание родителей).

          А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?....(Высказывания родителей).

         Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природе, за город и т.д.  Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

    Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

    Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

    Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

    Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

    Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

    Конспект родительского собрания Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

    Материал поможет ознакомить родителей с развитием речи младших дошкольников в процессе ознакомления сокружающим миром и природой через игровую деятельность...