Главные вкладки

    консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»
    консультация по теме

     

    консультация для родителей

    на  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Малыш»

    консультация для родителей

    на  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»

    Подготовила: учитель-логопед

    Н.Н.Силантьева

    г.Удомля 2013г.

              Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций.

           Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить ребенка читать и знать порядок в счете.

          Готовность к школе – это значит не только  количество определенных представлений, но и сформированность качественных мыслительных  способностей. И главное, сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школа. В частности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 15-20 минут. Главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным.  Успешно учиться в школе он сможет, если будет умело управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо делать. Любознательность, развитые внимание, память, мышление и речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

        Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Социальная зрелость – это потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т.д. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу  обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трёх случаях:

    - во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

    - во вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой;

    - в третьих, у тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Сталкивание с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

         Поэтому необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению с окружающими людьми. А воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

        Не только избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решения, определять стиль поведения.

       Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т.д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходимы внешняя и внутренняя регуляция поведения. Немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. В Ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребёнка.

         Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в установленное учителем время. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении поручений, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

        Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические  познавательные процессы, такие как:

    - восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.д.);

    - внимание (объем внимания для детей младшего школьного возраста 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать;

    - память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повтора запоминать материал. Научите ребенка самым простым приёмам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группируя материал по смысловым частям, выделяя главные и второстепенные детали и т.д.);

    - мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а так же распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не прерывайте поток его вопросов и фантазий;

    - запас собственно знаний (это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. В этом возрасте словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны между собой и «извлекаться» при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений).

        Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной  речи) протекает в неразрывном единстве. Одним из важных звеньев становления у ребёнка речи является овладение правильным звукопроизношением. До начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношение всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизношения задерживается. Важно вовремя обратиться за помощью к специалисту – логопеду, а не относиться к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что и «мы сами так говорим» или « в детстве так говорили».

       С точки зрения предстоящего обучения грамоте при проверке звукопроизношения особое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребенка (ОЗА вместо РОЗА) и постоянную замену одних звуков другими (ЛОЗА или ИОЗА вместо РОЗА). Важно отметить и так называемое смешение звуков, когда ребенок, умеющий произносить оба близких звука, часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА). Во всех этих случаях с начала школьного обучения пропуски или буквенные замены могут появиться и на письме. Поэтому все дефекты в произношении  звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения. Для профилактики у детей, как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения особенно важно наличие правильного образца для подражания – ясной, четкой, неторопливой и правильной речи окружающих ребенка взрослых людей. Нельзя забывать о том, что ребенок усваивает речь исключительно по подражанию. Некоторые родители, не учитывая этого обстоятельства, «сюсюкают» с ребёнком, подлаживаясь под его детскую речь. В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.

        Не только звукопроизношение, но и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества, употребляемых в присутствии ребёнка слов. Чем больше ребенок успеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности речь учителя).

         Неограниченные возможности для обогащения словарного запаса ребенка открывает овладение ребенком законами словообразования, которые он усваивает в период от 2-х до 8-ми лет. Благодаря этому от уже имеющихся в его словаре слов при помощи приставок и суффиксов он может образовывать новые слова (стул – стульчик, дерево-деревце; бежать – убежать – выбежать – сбежать - перебежать…).  Однако для реализации таких возможностей важно своевременно помочь ему в овладении законами словообразования. Качественный рост словаря происходит и за счет усвоения ребенком всё новых и новых значений уже известных ему слов (ключ от замка, гаечный, нотный, ключ- источник). Другой источник обогащения словаря – это слова с переносным, т.е. иносказательным смыслом ( горячий человек, золотые руки и др). Однако, радуясь имеющемуся у ребенка большому запасу слов, нельзя забывать о том, что важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно связывать их между собой в предложении, образовывать от них новые слова, строить из отдельных слов целые предложения и связные высказывания, поскольку только таким образом можно достаточно ясно выразить свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо уметь грамматически правильно связывать отдельные слова между собой, согласовывать их друг с другом в соответствии с имеющимися в языке закономерностями. Если в дошкольный период основные закономерности языка по тем или иным причинам окажутся неусвоенными ребенком в практике речевого общения, то в школе ему  уже будет достаточно сложно овладеть ими только за счет сознательного изучения грамматических правил. Ребенку будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта. Поэтому необходимо приложить все усилия к тому, чтобы морфологическая система языка действительно была в должной мере усвоена ребенком на практическом уровне. Ребенок должен овладеть системой словообразования (изменять существительные по падежам, при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов и т.д.)

    К семи годам ребенок должен уметь:

    1. изменять слова по падежам ( есть книга, нет книги, читаю книгу);
    2. преобразовывать единственное во множественное число (огурец -огурцы, дом -дома, ухо -уши);
    3. преобразовывать Р.п. ед.ч. во множественном числе (шар - шара-шаров);
    4. согласовывать прилагательные с существительными (шар синий, чашка синяя, платье синее);
    5. согласовывать числительные с существительными;
    6. понимать и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (стол-столик);
    7. образовывать прилагательные от существительных (дерево -деревянный, стекло – стеклянный );
    8. образовывать глаголы движения с помощью приставок ( льёт –наливает- выливает-переливает- отливает-сливает);
    9. правильно употреблять в речи предлоги ( в, с, к, у,  на, за,  под, из-под, из-за, между)

               Ещё одним важным моментом при подготовке ребенка к школе является развитие понимания речи. Для того, чтобы овладеть устной и письменной речью как полноценным средством общения, ребенок должен уметь понимать не только самые простые высказывания, но и сложные грамматические конструкции. Попробуйте, положив перед ребенком ручку и карандаш, попросить показать ручку карандашом или карандаш ручкой. Благодаря подобным упражнениям ребенок научится гораздо лучше понимать речь окружающих. А понимание всегда предшествует «говорению».

       Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он  совершенно не мыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения, и сочинения. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала. Под связной речью принято понимать такие  развернутые  (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

          Развитие связной речи у детей так же во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных взрослыми сказок и рассказов. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые предоставлены сами себе. Конечно, для построения связных рассказов ребенок должен, прежде всего, иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать слова между собой в предложении.  Если у ребенка мал словарный запас, если его речь аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать», то уже на самых первых этапах обучения он окажется в сложном положении. А одни образовавшиеся пробелы будут с неизбежностью вызывать появление других, поскольку работа над устной и письменной речью детей ведется по определенной системе. В итоге за все годы обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

       При нормальном ходе речевого развития к концу дошкольного возраста связная речь у ребенка должна быть сформирована достаточно хорошо. Дети способны о многом самостоятельно рассказать (о том, как провели выходные, чем занимались в детском саду, кого видели в зоопарке). Они способны также связно пересказать содержание услышанных от взрослых сказок и рассказов, историй.

            Но, к сожалению, не у всех детей этого возраста дела со связной речью обстоят так благополучно. Проверьте состояние связной речи у своего ребенка!  Попросите его рассказать о том, что он видит на одной из сюжетных картинок. Если ваш ребенок с заметным трудом как бы «выдавливает» из себя несколько правильно или аграмматично построенных предложений или ограничится только одним предложением, если ребенок сможет только перечислить изображенные на картинке предметы и явления, даже не сделав попытки связать их между собой (например: зима, горка, снег, дети, санки…), то нужно немедленно обращаться за помощью к специалисту  или безотлагательно приступать к упражнениям по развитию у ребенка связной (пока только фразовой) речи.

         Приступая к систематической работе необходимо, прежде всего, постараться заинтересовать ребенка, вызвать у него желание о чем-то рассказать. Только после создания эмоционально положительного настроя можно приступать к упражнениям. Вот несколько доступных любому родителю упражнений:

    1. Совместное с ребенком рассматривание сюжетной картинки и последующие его ответы на вопросы по её содержанию. После того, как ребенок ответит на все ваши вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем, что он видит на этой картинке. Так Вы постепенно подведете его к составлению рассказа.
    2.  Составление рассказа-описания при рассматривании отдельного предмета.  При  этом ребенок должен выделить и описать отдельные свойства (качества) предмета.
    3. Пересказ прочитанной сказки или рассказа. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.
    4. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа, прерванного на самом интересном месте. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».
    5. Пересказ просмотренного мультфильма.
    6. Рассказ о событиях прошедшего дня, интересной прогулке и т. д.
    7. Упражнения в различении связного рассказа и простого набора никак не связанных между собой по смыслу предложений.

    Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где часто требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

        Свободное владение дошкольником связной речью  – залог успешного обучения в школе.

      А сейчас несколько советов родителям,  следуя которым вы воспитаете успешного, и не только в школе, ребенка.

    ДЕЛАЙТЕ!

    -   радуйтесь вашему ребенку;

    - разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

    - когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;

    - установите четкие требования к ребенку;

    - в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов;

    -Ваши объяснения должны быть простыми и понятными;

    - будьте терпеливы;

    - говорите медленно;

    - спрашивайте «что» и «почему»;

    - поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

    - если ребенок не умеет ещё читать или читает плохо, каждый день читайте ему;

    - не скупитесь на похвалу;

    - поощряйте любопытство и воображение вашего малыша;

    - поощряйте игры с другими детьми;

    - заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать;

    - приобретите аудиозаписи любимых песенок, стихов, сказок; пусть он слушает их снова и снова;

    - помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а так же сведения о маме и папе и других родственниках;

    - старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку;

    - будьте  примером: пусть ребенок видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг, журналов. Газет;

    - играйте с ребенком в разные игры;

    - проблемы отцов и детей не существуют там, где родители  и дети дружат  и чем-то занимаются вместе.

    НЕ ДЕЛАЙТЕ!

    - не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит;

    - не задавайте слишком много вопросов;

    - не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов;

    - не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен. Займитесь чем-то другим;

    -не требуйте сразу слишком многого;

    - не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»

    - не говорите: «Нет, она не синяя». Лучше скажите : «Она красная»;

    - не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей;

    - не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений, игрушек, поездок и т.д.;

    -не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания всех логических связей и абстрактных рассуждений и объяснений;

    - не проявляйте повышенного беспокойства по поводу небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса;

    - не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.

     

    Занимайтесь с ребенком с удовольствием. Желаем вам успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе ?"

    Материал содержит информацию о понятии ( готовность к школе). Раскрываются параметры физической готовности к школе, психологической. эмоциональная зрелость, социально -коммуникативная готовность....

    Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

    Под  «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным....

    консультация для родителей "Готовьте ребёнка к школе"

    Как подготовить ребёнка к всестороннему развитию детей, занятия полезные для будущих первоклассников. школе, условия спосбствующие...

    консультация для родителей "Готовьте ребёнка к школе"

    Как подготовить ребёнка к всестороннему развитию детей, занятия полезные для будущих первоклассников. школе, условия спосбствующие...

    Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

    Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

    Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"

    Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

    консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе"

                    Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что р...