Главные вкладки

    Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)
    консультация по теме

    Денисова Тамара Александровна

    Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_tehnologii_konsultaciya_dlya_roditeley3.docx20.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи

    Приложение 3.

            Консультация для родителей №3

    «Учимся отгадывать загадки»

    Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

            Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

            На книжных полках магазинов большое количество печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требованиям к учебным изданиям.

            Сегодня мы попытаемся разобраться, какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.

            Прежде чем мы попросим ребенка отгадать загадку, необходимо оценить, будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?

            В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

    Мягкие лапки,

    а в лапках цап-царапки (кошка).

    Беленькие пёрышки,
    Красный гребешок.
    Кто это на колышке? (Петя- петушок)

    Голодна - мычит,
    Сыта - жуёт,
    Малым ребяткам
    Молоко даёт (корова)

    На грядке зелёные,
    А в банке солёные (огурцы).

    Прыг-скок,

    прыг-скок,
    Длинные уши,

    белый бок (заяц).

    Мохнатенькая, усатенькая,
    Молочко пьёт,
    Песенки поёт (кошка).

    С хозяином дружит,
    Дом сторожит,
    Живёт под крылечком,
    Хвост колечком (собака).

    В шкурке жёлтой,
    кислый он
    Называется … (лимон)

    Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

    Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

    С неба падают зимою
    И кружатся над землёю
    Лёгкие пушинки
    Белые … (снежинки).

    Хвост с узорами,
    Сапоги со шпорами,
    Песни распевает,
    Время считает (петух).

    Без рук, без ног,
    А ворота отворяет (ветер).

    Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька (машина).

    Стукнешь о стенку -
    А я отскачу.
    Бросишь на землю -
    А я поскачу.
    Я из ладоней в ладони лечу -
    Смирно лежать не хочу (мяч).

    На спине иголки,
    Длинные и колкие.
    А свернётся он в клубок -
    Нет ни головы, ни ног (ёж).

    Рядом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка (матрёшка).

    Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

    В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

    Маленькая собачка
    Домик стережёт (замок).

    Бьют его рукой и палкой,
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут (мяч).

    Над нами -
    Вверх ногами.
    Ходят - не страшатся,
    Никого не боятся (мухи).

    Без рук, без ног,
    А рисовать умеет (мороз).

    В воде она живёт -
    Нет клюва, а клюёт.
    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой (рыбка).

    Не колючий, светло-синий
    По кустам развешан … (иней).

    Сама пёстрая,
    Ест зелёное,
    Даёт белое (корова).

    Он в мундире ярком.
    Шпоры для красы.
    Днём он - забияка,
    Поутру - часы (петух).

    Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

    Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

    Чёрен, а не ворон,
    Рогат, а не бык,
    С крыльями,
    а не птица (жук).

    В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит (поезд).

    Всегда во рту,
    А не проглотишь (язык).

    В снежном поле по дороге
    Мчится конь мой одноногий.
    И на много-много лет
    Оставляет чёрный след (карандаш).

    Посреди двора
    стоит копна
    Спереди - вилы,
    сзади - метла (корова).

    Быстро грызёт,
    Мелко жуёт,
    А сама не глотает (пила).

    Вроде сосен,
    вроде ёлок,
    А зимою без иголок (лиственница).

    Молода -
    похожа на серп,
    Поживёт -
    станет, как лепёшка (месяц, луна).

    Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

    Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся отгадывать загадки

    Учебный материал для работы с детьми....

    Заморочки из логопедической бочки: учимся отгадывать загадки

    В статье даны рекомендации, как подбирать загадки для каждого возраста....

    Консультация "Учимся отгадывать загадки""

    Рекомендации для родителей, как можно научиться отгадывать загадки...

    "Учимся отгадывать загадки"

    Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников...

    Учимся отгадывать загадки

    Вашему вниманию предлагаю загадки для самых маленьких детей с ответами. Чтобы малышам проще было отгадать загадку рекомендую подобрать картинки с вариантами ответа, один из которых окажется верным. Вы...

    Консультация "Учимся отгадывать загадки"

    Консультация о том, как научить отгадывать загадки...

    Конспект занятия на тему: учимся отгадывать загадки

    Загадка-одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой и образной форме даются наиболее яркие и характерные признаки предметов или явлений. Загадки развивают воображение...