консультации для воспитателей
консультация по теме

Щукина Елена Николаевна

консультации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacii_dlya_vospitatelya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими   речевые нарушения»

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива, родителей и единства требований, предъявляемых детям.

Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы фронтальной и индивидуальной деятельности детей, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом.

Одним из главных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми областями программы.

Работа воспитателей строится с учетом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Как и в массовой группе, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические  представления, а также обучает различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.

Наряду с этим, воспитатель решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их).

Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к предстоящей коррекционно-развивающей работе логопеда. Много времени уделяется им словарной работе, расширению у детей представлений о предметах окружающей действительности, вычленению и называнию их существенных признаков.

Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребенка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей. Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей даже более благоприятны, чем занятия.

На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями,  логопед на фронтальной коррекционно-развивающей деятельности развивает умение активно пользоваться сначала диалогической речью в правильной грамматической форме, а затем связной речью: пересказом, составлением рассказов. Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Логопед осуществляет воспитательное воздействие на детей, а также закрепляет их знания и представления, полученные под руководством воспитателя при наблюдениях за предметами во время прогулок, экскурсий и т.д.

Одним из важных условий осуществления тематического принципа отбора материала является концентрированное его изучение детьми с речевыми нарушениями. Концентрированно, значит в течение какого-то недлительного времени ( н-р. одной недели). Значение этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторения одного и того же речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

Основные темы, которые были отобраны для изучения их детьми, на протяжении дошкольного детства меняются по своему содержанию в зависимости от возраста детей и уровня их речевого развития.

Следующим важным вопросом совместной работы является разработка последовательности непосредственной образовательной деятельности детей. Изучение выбранной темы осуществляется одновременно  в ходе разнообразной деятельности детей – рассматривания картин, осмотра предметов, изображения их в рисовании, лепке, аппликации, конструирования и т.д., поэтому необходимо определить порядок чередования деятельности детей.

В результате такого изучения одной темы в разных видах деятельности дети  хорошо  усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем.

Большое значение для правильного планирования работы имеет не только отбор доступных тем, но и определение последовательности их изучения. Это важно для решения и коррекционных, и общеразвивающих задач. Так, например, для формирования у детей навыков изображения округлых предметов в личных видах деятельности целесообразно последовательно знакомить их с приемами изображения при изучении тем «Игрушки», «Овощи», «Фрукты».

При включении в план любой из выбранных тем как логопед, так и воспитатели должны предусматривать актуализацию у детей двух форм речи: активной и пассивной.

Правильным будет такой план работы, который составлен в соответствии с этапом обучения, с уровнем психического, и в частности, речевого  развития детей, а также с учетом выявленных при обследовании индивидуальных личностных особенностей каждого ребенка. Данные о группе в целом и о каждом ребенке позволяют наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.

В течение года логопед заполняет журнал взаимосвязи с воспитателями. Он может иметь вид таблицы, в которой расписаны задания по всем  направлениям работы:

Месяц, неделя

Тема

Словарь

Моторика

Фонетика

Грамматика

Связная речь

Звукопроизношение

В зависимости от заданий логопеда, воспитатели планируют свою коррекционную работу.

Только благодаря тесной взаимосвязи логопеда и воспитателей, можно добиться положительной динамики в обучении и развитии детей с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...