Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка
консультация по теме

Архипова Анна Андреевна

Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.

Адаптацию следует рассматривать как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизиологического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики (психофизиологический, индивидуально-психологический и социально-психологический).

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

  1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым:

- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;

- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;

- жесткая регламентация условий выполнения задач;

- изменение ситуации общения со взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;

- поощрение и порицание взрослым действий;

- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

  1. Условия, связанные с новой организацией среды:

- выход за пределы знакомого помещения;

- необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.

3. Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками:

- встреча с коллективом ровесников;

- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;

- наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

- состояние иммунной системы;

- особенности обменных процессов;

- тип нервной системы и темперамента;

- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют

интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:

- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или

выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;

- процесс адаптации ускоряется взрослыми;

- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.

Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.

У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой - в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Выражение лица у них грустное, отрешенное. Движения заторможены, бедны. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, несвязанные с ДОУ, ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие  основные критерии:

- положительный эмоциональный фон;

- продуктивность действий в новых условиях;

- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

- наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.), в новой среде и новыми средствами.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА:

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми, укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

1,2 день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.

3-6 день - забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

С 2 недели забирать малыша домой в полдник.

С 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ,

ЖЕЛАЮЩИМ, ЧТОБЫ АДАПТАЦИЯ ИХ ДЕТЕЙ К ДОУ ПРОШЛА УСПЕШНО.

1.  Не менее чем за две недели до того, как Ваш малыш начнет посещать детский сад, соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы  затратите на дорогу в детский сад; завтрак, прогулка, сон). Это позволит максимально снизить физический дискомфорт ребенка при посещении детского сада.

2.  Проходя мимо территории детского сада обращать внимание ребенка на деревья, цветы, играющих детей, вызывая интерес к внешней атрибутике, не акцентируя внимания на то, что ребенок в скором времени тоже будет сюда ходить. Это связано с тем, что ребенок может начать тревожиться по поводу предстоящего расставания с родителями  и к детскому саду испытывать негативные чувства.

3.  Научить ребенка надевать и снимать носки, шорты, самостоятельно есть.  Проявлять терпение, пока ребенок этому учится. Поощрять попытки самостоятельных действий. Чем более ребенок самостоятелен в самообслуживании, тем легче он вступает в контакт с другими людьми (детьми, и взрослыми).

4.  Научить ребенка просить (говорить о том, чего он хочет, или, если ребенок еще не говорит, показывать жестами). Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5.  В период адаптации прояснять все интересующие вопросы, касающиеся течения адаптации у воспитателей и психолога в отсутствие ребенка.

6.  Предъявлять к  ребенку в семье единые требования (со стороны всех членов семьи).

7. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, говорить о положительном отношении к ним.

8. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

9. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки; попрыгаем, как зайчики».

10. Не показывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители, видя, что их ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например не приучен к горшку, пугаются и перестают водить его в детский сад. Объясняется это тем, что взрослые ещё не готовы оторвать ребёнка от себя.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Скорее всего, Ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

        Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.

Статья подготовлена педагогом-психологом  ДОУ № 3 «Солнышко» Архиповой А.А.

по материалам: Ю.А. Афонькиной «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Педагогический проект по теме «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА (5-6 ЛЕТ)

Методическая рекомендация для педагогов и психологов при использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет....

Психологическая работа в процессе адаптации ребенка к новым условиям.

Для  облегчения прохождения ребенком процесса адаптации к новым условиям психологом была создана программа развития эмоционально-волевой сферы детей посредством куклотерапии  «Поделись улыбк...

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...