Готовимся к школе вместе!
консультация по теме

Егоренкова Ольга Сергеевна

 

Подготовка к школе – это достаточно трудный период в жизни не только будущего школьника, но его родителей. Как правильно и своевременно подготовить ребенка к школьной жизни?

Для начала необходимо определить, что подразумевает  понятие «подготовка к школе». Часто родители под готовностью к школе понимают развитие умений считать, писать и читать. Конечно, это здорово, но эти умения не являются показателем готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole_vmeste.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе вместе!

Психологи сравнивают поступление детей в школу с революцией в их сознании. Для ребенка меняется все: привычный образ жизни, его окружение, режим дня, окружение, у него появляются новые серьезные обязанности.

Подготовка к школе – это достаточно трудный период в жизни не только будущего школьника, но его родителей. Как правильно и своевременно подготовить ребенка к школьной жизни?

Для начала необходимо определить, что подразумевает  понятие «подготовка к школе». Часто родители под готовностью к школе понимают развитие умений считать, писать и читать. Конечно, это здорово, но эти умения не являются показателем готовности к школе.

С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого и выполнять правила. Ребенок должен уметь принимать условную ситуацию, понимать и выполнять инструкцию, иметь достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, уметь соподчинять мотивы и иметь развитые волевые качества. Ребенок должен иметь  мотивационную готовность к школе, стремиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать; иметь достаточную развитость мелкой моторики руки.

1. Правильная мотивация будущего первоклассника играет большую роль в успешном обучении.  Если ребенок не хочет учиться – это создает большие трудности. Если у ребенка нет желания заниматься, заставить его что-то делать невозможно. Выделяют несколько позиций, с которыми ребенок идет в школу:  желание встречаться с одноклассниками, играть на перемене;  желание получать хорошие отметки, «чтобы мама гордилась» или чтобы быть самым лучшим; страх наказания; «чтобы была престижная работа, когда стану взрослым» или  желание узнать новое и постигать неизвестное.

Если у ребенка сложится  неправильная мотивация, то в первом классе выяснится, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близко к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу.

Важно понять, что ваше собственное мнение в отношении школы и учебы вашего ребенка накладывает отпечаток, как он будет относиться к учебе и формирует его ответственность. Слишком дальний мотив типа «престижная работа, когда повзрослею» с трудом влияет на поведение ребенка сегодня. Часто ребенок, который настроился получать только пятерки и быть самым лучшим, если ему вдруг получит четверку или тройку может потерять желание учиться в школе. Если вы считаете, что ваш ребенок обязан учиться в школе только отлично, и станете упрекать его за четверки или тройки, то появится реальная угроза, что радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью. В обучении предпочтительной является внутренняя – мотивация ребенка – интерес, стремление узнать новое и неизвестное, необходимо, чтобы сформировалась система потребностей, которая выражается как собственное желание: «хочу в школу». Ваше уравновешенное и радужное отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка, оптимизм в рассказах о школьной жизни, высокий интерес к познанию окружающего мира и осознание, что любая ошибка – это не страшно, ее можно исправить – все это создаст хорошую мотивацию вашему ребенку.

Многие родители перед походом в школу надевают на своего ребенка розовые очки, рассказывают, как им нравилось ходить в школу. "В школе так интересно!", "Тебе там очень понравится!" -  наперебой твердят мамы и папы будущему первокласснику. Это неправильно. Ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, скуку), может надолго потерять интерес к учебе.

2. Важным показателем готовности к школе является общая осведомленность ребенка.

Общая осведомленность – это показатель того, что ребенку свойственна любознательность и он обладает некой картиной мира. Практически все дети в возрасте 3‏– 5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Почему идет дождь?», «А что находится внутри машины?» – и так далее. Мы не всегда включаемся в игру ответов и вопросов, – нам трудно поверить, что наши ответы – это один из основных источников познания мира. Лишаясь этого источника, ребенку приходится находить интересующую его информацию в разговорах взрослых, телевизионных передачах, придумывать что-то самостоятельно. Постарайтесь найти время – ответить на вопросы малыша и дать ему какое-нибудь задание во время прогулки. И обязательно выслушайте потом рассказ, если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа. Одновременно будут расширяться знания ребенка об окружающем мире, обогащается словарный запас. Детям нравится, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь…», «Чтобы это значило…», «Интересно, какое твое мнение?..»

Итак, ребенок должен знать значения слов: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед, вниз, вверх; уметь сравнивать предметы по величине (больший, меньший), различать по цвету.

3. Ещё одно условие готовности ребёнка к школе – это сформированность произвольного внимания. Произвольное внимание – это способность самим направлять и регулировать внимание. Оно начинает развиваться лишь с 6 лет, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Многие дети ещё не научились управлять собой. Но нельзя бороться с отвлекаемостью окриками и замечаниями. Чтобы ребенок научился произвольно управлять своим вниманием, его надо чаще просить рассуждать вслух. Концентрировать свое внимание 2-3 минуты на определенной монотонной деятельности, «Слушаем тишину».

4. Основой для успешного овладения учебными навыками является развитие необходимых познавательных способностей.

Развитие мелкой моторики (развитие ловкости кистей и пальчиков). Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). Для этого надо рисовать, лепить, работать с конструктором, манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;

Тренировка умения анализировать, классифицировать. Просите ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), собирайте из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

Тренировка память. Играйте в игру «Что исчезло», «Что изменилось», учите стихи. Главное - выбирать стихи, соответствующие возрасту ребенка, понятные, простые, без непонятных слов, музыкальные, с хорошим ритмом и простыми рифмами.

Развитие речи и слухового внимания.  Поиграйте с ребенком в "Ты гномик, а я великан; У меня носище, а у тебя? У тебя глазки, а у меня?" Такие известные игры, как "Да" и "нет" не говорить, черное с белым не носить".

5. Следующая составляющая готовности к школе - обладание и коммуникативными и социальными навыками (уметь общаться, понимать и применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе). Ребенок должен  не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками, уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости. Тренировать это умение можно выбирая игры с четкими правилами. Когда нет подходящей детской компании, играйте с ребенком сами. Но не поддавайтесь, как это любят делать родители – ребенок должен научиться достойно переживать поражения. Лучший вариант, когда из 10 игр ребенок выигрывает 6-7 раз. Тогда и его самооценка не пострадает, и он сможет почувствовать себя «по другую сторону победы».

6.  Подготовьте ребенка к изменению режима и новым условиям.

 Отдайте его в подготовительный класс. Учеба в таких группах помогает ребенку не столько получить новые знания, сколько привыкнуть к новой обстановке и работе в группе новых людей. Самое главное – ребенок научится планировать свое время, сформирует  умение делать домашнее задание в течение определенного отрезка времени (хотя в первом классе официально задание не задают, но оно существует), 1–1,5 часа, чтобы на это не уходил весь досуг ребенка.

Чаще поощряйте и хвалите ребенка, но никакого денежного поощрения или другого материального эквивалента за оценки быть не должно (в противном случае формируются нарушения мотивации).

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ

Консультация для родителей...

Презентация для родителей "Готовимся к школе вместе"

Консультация для родителей на родительском собрании....

Рекомендации для родителей "Готовимся к школе вместе"

Рекомендации для родителей по подготовке к обучению в школе "Готовимся к школе вместе"...

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»  О воспитании самостоятельности.Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанни­ки подготовительной группы, самые с...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...