Памятка. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
картотека по теме

Пузакова Татьяна Александровна

 

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

·        способствует овладению навыками мелкой моторики;

·        помогает развивать речь;

·        повышает работоспособность головного мозга;

·        развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

·        развивает тактильную чувствительность;

·        снимает тревожность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_palchikov.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

   

Гимнастика для пальчиков

Для усиления кровообращения в кистях рук полезны такие движения:

  1. Хлопки;
  2. Сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
  3. Потирание ладоней одна о другую;
  4. Перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, гранёный карандаш);

Есть и специальные упражнения для пальчиков:

  1. Постукивание кончиками пальцев рук по столу
  2. Перекатывание по поверхности стола мелких предметов – двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую бусинку и даже маковое зёрнышко).

Игры с элементами самомассажа

 Во время игр с самомассажем взрослый  читает стихотворения, сопровождая слова  движениями  рук. Дети должны повторять эти движения.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  1. способствует овладению навыками мелкой моторики;
  2. помогает развивать речь;
  3. повышает работоспособность головного мозга;
  4. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  5. развивает тактильную чувствительность;
  6. снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья                                                                                    Капуста

Этот пальчик – мамочка,                      Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)                    

Этот пальчик – папочка,                        Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Этот пальчик – бабушка,                           Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Этот пальчик – дедушка,                        Как же быть без хруста

Этот пальчик – я.                                     Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Вот и вся моя семья!                                Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

                                                                  Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

                                                                  Мы капусту солим, солим…(щепотками)

                                                                  Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

 

Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами:

Игры с пуговицами

Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". 

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо  по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем  горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы. 

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

         Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников.

В статье указана необходимость использования пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста....

"Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников"

Это материал для родителей , какое важное значение массажа и пальчиковой гимнастики имеют в развитии речи дошкольников.Как может развиваться память ребёнка в дошкольном возрасте. Как массаж и пальчико...

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника (картотека)

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука &nd...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников"

В статье описано значение пальчиковой гимнастики на развитие речи детей  и всестороннее оздоровление детского организма...

Памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников"

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:способствует овладению навыками мелкой моторики;помогает развивать речь;повышает работоспособность головного мозга;развивает психически...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....