Речь ребёнка
статья по теме

Шевченко Мария Викторовна

Речь – явление уникальное. Единственным обладателем её является человек. Речь самая необходимая основа для мышления. Она участвует в формировании мыслей, регулирует наше поведение, определяет социальную направленность человека. Значение речи в повседневной жизни человека огромно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rech_rebyonka.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Речь ребёнка

Уже самые первые шаги в развитии сознания ребёнка связаны с формированием его речевого общения. Ребёнок овладевает знаниями в силу того, что взрослый опосредствует его отношения, его практические, жизненные связи с миром. Нарушения развития речи могут происходить по разным причинам. Следовательно, речевые отклонения могут повлечь за собой и отклонения в мыслительной деятельности.

«Неговорящие» дети между собой разговаривают обрывками фраз, прибегают к жестам. Когда их не понимают – капризничают, уходят в себя, стараются не играть в детском коллективе. Со временем черты замкнутости, необщительности становятся всё более замкнутыми.

По этому, как только Вы почувствуете, что то не ладное, обращайтесь к специалистам (невролог, учитель-логопед, психиатр), т.к. корректировать (исправлять) нарушения речи будет поздно, если ждать, что ребенок начнет говорить в 3 года и позже.

На что надо родителям обратить внимание, на какие признаки нарушения речи надо реагировать в детском раннем возрасте? Проконсультируйтесь со специалистом если:

  1. - к концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
  2. - к концу 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают.
  3. - к концу 5 месяца не произносит отдельные звуки и слоги, например, га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр.
  4. - к концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком.
  5. - к концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний или слогов.
  6. - к концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия, или помахать ручкой в знак прощания.
  7. - к концу 12 месяца не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить различные просьбы.
  8. - к концу 15 месяца (1г3м) не может адекватно употреблять слова "мама", "папа".
  9. - к концу 20 месяца (1г8м) не может произносить 6 осмысленных слов.
  10. - к концу 20 месяца не может показать части тела, которые ему называют.
  11. - к концу 29 месяца не понимает разницу между словами "большой" и "маленький".
  12. - к концу 36 месяца (3 г) не может показать, какая из линий самая длинная
  13. - к концу 37 месяца не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

Следовательно, большие трудности возникают в тот момент, когда ребята приступают к обучению грамоте это примерно дети старшего дошкольного возраста. Несформированная языковая система упорно на всех этапах сдерживает процесс усвоения чтения и письма. Детям бывает трудно слить звуки в слоги, а слоги в слова – при чтении, при письме непонятными становятся правила грамматики, при составлении звуко-буквенных схем также допускают специфические ошибки. Не всегда правильно соотносят звук с буквой.

Таким образом, речь – сложнейшая психофизическая функция человека. И для того чтобы ребёнок её овладел, необходимы два условия:

  1. нормальное строение анатомо-физиологических органов, участвующих в образовании и развитии речи;
  2. наличие полноценной языковой среды и воспитания.

Необходимо помнить, что речь не врождённое явление, ребёнок осваивает её по подражанию, по мере общения с людьми, и в первую очередь с мамой. Поэтому речевое воспитание должно начинаться с момента появления ребёнка на свет. Ребёнок должен воспитываться в нормальной, здоровой, высококультурной речевой среде.

Что же такое речевая среда? Речевая среда – это общение между людьми на языке, принятом в данном конкретном обществе. Для формирования речи необходимо, чтобы ребёнок слышал звуки речи, слова обращённые к нему.

И ещё о главном, самая распространённая  и непростительная ошибка родителей в том, что чаще всего они проявляют беспокойство по поводу речи ребёнка за год до поступления в школу. В такой короткий срок практически ликвидировать речевой дефект не удаётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...