Главные вкладки

    Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации к школе
    учебно-методический материал (средняя группа) по теме

    Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают  ему безболезненную адаптацию  к новым социальным условиям, способствуют  созданию  благоприятных  условий для его дальнейшего развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon umenie_druzhit.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации в школе»

    «Школа не должна вносить резкого перелома в  жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

                                                                                                                Сухомлинский

    Введение:

    Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
    Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

    Что же происходит?
    Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
    Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

    Условия адаптации к школе
    Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

    Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.  Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации.  Что же должны учитывать родители, когда их ребенок идет в первый класс?  (Вы видите на слайде).

    «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

    1. Изменяется  режим дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличивается  физическая  нагрузка.
    2. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
    3. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
    4. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
    5. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
    6. Организация правильного питания ребенка.
    7. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
    8. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

     «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

    1. Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
    2. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
    3. Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
    4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
    5. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
    6. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
    7. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
    8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
    9. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
    10. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
    11. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

     Взаимоотношение с ребёнком в семье.

     
    Прежде всего ребенок, конечно, общается с родителями , и климат в семье для него в основном зависит от родителей  и от их эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
     Шкала общения родителей с ребенком:


    Методы воспитания, вызывающие у ребенка

    положительные эмоции

    отрицательные эмоции

    Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

    хвалили

    упрекали

    поощряли

    подавляли

    одобряли

    унижали

    целовали

    обвиняли

    обнимали

    осуждали

    ласкали

    отвергали

    симпатизировали

    одергивали

    сопереживали

    позорили

    улыбались

    читали нотации

    восхищались

    лишали чего-тонеобходимого

    делали приятные сюрпризы

    шлепали, пороли

    делали подарки

    ставили в угол

    По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе общения родителей  с малышом.

     Правила, которые помогут ребёнку в общении.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик,  в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
    2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
    3. Не дерись без причины.
    4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
    5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
    6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
    7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
    8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
    9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
    10. Старайся быть аккуратным.
    11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
    12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

      Прежде всего, Ваш ребенок общается, конечно же, с Вами и климат в семье для него зависит в основном от Вас и от Ваших эмоций.

    Не рекомендуемые фразы для общения:
    -Я тысячу раз говорил тебе, что…
    -Сколько раз надо повторять…
    -О чём ты только думаешь…
    -Неужели тебе трудно запомнить, что…
    -Ты становишься…
    -Ты такой же как,…
    -Отстань, некогда мне…
    -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

     Рекомендуемые фразы для общения:
    -
    Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
    -Как хорошо, что  у меня есть ты.
    -Ты у меня молодец.
    -Я тебя очень люблю.
    -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
    -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
    -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

    Какай же можно сделать вывод? Родители должны  помогать преодолевать детям адаптационный период, оказывать детям поддержку и обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

    Как я уже сказала,  поступление в школу - ответственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь - это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.

    Потребность и умение общаться со сверстниками также является необходимым условием успешного обучения в школе. Задачи воспитателей заключаются в том, чтоб научить ребенка общаться, уметь заботиться о других, а не только думать о себе. Воспитатель должен позаботиться о комфортном, равноправном пребывании малыша в коллективе, а в самой группе развивать взаимопонимание, дружбу и сотрудничество. От педагогов, которые должны положительно влиять на детей, требуется много знать, творчески мыслить и обладать немалым терпением. Воспитатель должен не только иметь хорошие манеры, но и постоянно самосовершенствоваться.

    Темой моей работы по самообразованию является «Формирование дружеских взаимоотношений между детьми».

    Я широко  использовала   поэтические  произведения  для  формирования  дружеских  взаимоотношений  между  детьми , так  как  поэтическое слово,  воздействуя  на  эмоциональную  сферу  ребенка,  способствует  формированию   личностных  качеств,  определяющих  его  поведение, в  том  числе  и  в  обществе  сверстников; побуждает  к   живому  отклику  на  различные  жизненные  ситуации. Благодаря поэтическим произведениям   ребенок  приобщается  к  эмоциональному  состоянию  других  людей, переносит  чувства  и  эмоции  по  поводу  литературных  персонажей  в  реальные  жизненные  ситуации.

    Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. Художественные произведения я использовала в следующих формах работы с детьми:

    1. чтение художественных произведений, беседы по их содержанию;
    2. разыгрывание сюжетов художественных произведений при помощи различных видов театра;
    3. инсценировки, драматизации   стихов;
    4. разучивание стихов на нравственную тематику, которые также можно использовать при разрешении конфликтных ситуаций;
    5. напоминание детям в сложившейся конфликтной ситуации образа положительно героя;
    6. подвижные игры на установление добрых взаимоотношений в группе;
    7. занятия на нравственную тематику;
    8. создание с детьми «Книжки-мирилки» с отрывками из стихотворений на тему дружбы и взаимопомощи.

    Дети  активно  включались  в  такие  формы  работы:

      - обсуждение  поступков  литературных  героев (Так, им  не  понравились  грубая Любочка «Едет Любочка в трамвае-она билета не берет. Всех логтями раздвигая, пробивается вперед», ябеда Сонечка  из  стихов  Барто «Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь на вас», но  поразило  доброе  отношение  и  поддержка  заикающегося  ребенка  в  стихотворении  Михалкова  «Хорошие  товарищи» )

    -решение  типичных  для  детских  коллективов  ситуаций (например в беседе  Как  можно  пожалеть?  Дети активно вступают в диалог с героем Мишуткой и обсуждают поступок ребят в произведении Михалкова «Хорошие товарищи»: «Не легко ему даются все слова на букву К, но ребята не смеются, дружба классная крепка»; « Миша выговорит слово, а другого не видать.Но товарищи готовы, если нужно подождать» )

    - разыгрывание поэтических произведений с использованием настольного театра ( например стихотворение Л.Кузнецовой «Дружба»: «Как хорошо всем вместе так весело дружить, аукаться, шептаться и чай с малиной пить)

    -коллективные  творческие  работы (например для Хрюши ребята рисуют в подарок  «Хоровод  дружбы»; в повседневной деятельности изготовление «Книжки-мирилки» с использованием поэтических произведений – например  Л.Кузнецова «Поссорились»

    - хороводные  игры( например, с использованием произведения Владимира Орлова «Кто кого») 

    - инсценировка поэтических произведений(например Даниила Хармса «Очень страшная история»

    Все окончилось прекрасно.
    Братьям сразу стало ясно,
    Что на каждую прогулку
    Надо брать с собою... булку.

    - игра эстафета «Добрые слова»(После чтения произведения Маршака «Ежели вы вежливы» - победит та команда, которая назовет больше вежливых слов )

    Нет, ежели вы

    Вежливы,

    То вы благодарите,

    Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

     Игры на коммуникацию   способствуют  развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы или  класса.

    Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей. Проигрывая различные жизненные ситуации дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе. Благодаря коммуникативным играм ребенок  приобретает навыки общения с окружающими людьми, как взрослыми , так и сверстниками.  А все это способствует более успешной адаптации и социализации у детей.

    Так же я использовала на динамическом часе игру «Сапожки». Через эту игру дети ненавязчиво учились договариваться  друг с другом, а кроме того и со взрослым.

      Используя книги Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?» я применяю в работе с детьми   психологические игры и упражнения, например упражнение на  снятие накопившейся агрессивной энергии «Рубка дров»

    Чтобы как-то обозначить свое поведение в группе, мы с детьми создали альбом «Правила поведения в группе». Дети сами выдвигали правила, мы их схематично изображали и внедряли в жизнь группы.

    Рассмотрев с детьми таблицу - можно повесить её на отдельное место в группе. Таблица станет частью развивающей среды.

    Но кроме этого, дети должны знать, что же можно в группе и смогли бы обьяснить новому ребенку это. Для этого мы в группу поселили солнышко, которое объясняет, что у нас можно все. (Каждый раскрашивал свое солнышко). А что все?  И дети сами рассказывают. Что можно в нашей группе(В лучиках  написано)

    А еще мы некоторые правила обыгрывали. Мы использовали журнал «Дошкольная педагогика» №5 июль 2008г.( как научиться договариваться и избежать ссоры, как делиться игрушками, как оказывать друг другу помощь.

    Используя в своей работе программу «Я-ты-мы» я разработала для детей 3-4 лет рабочую тетрадь, по формированию дружеских взаимоотношений.

    В этой тетради дети рисуют паутинку для друзей паучка, а также инсценируют стихотворение «Но зато друзья кругом», знакомятся с вежливыми словами и изучают самих себя, помогают разрешить проблемную ситуацию котенку и щенку и многое другое.

    Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают  ему безболезненную адаптацию  к новым социальным условиям, способствуют  созданию  благоприятных  условий для его дальнейшего развития.

    А воспитатель в свою очередь  должен постараться научить детей сотрудничать, уважать других, сопереживать, уметь уступать в некоторых ситуациях. И обязательно не забывайте почаще хвалить ваших детей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

    Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

    Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

    В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

    Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

    Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

    "Устное народное творчество как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду"

    Доверие и привязанность к воспитателю, необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду....

    СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.

    Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду....

    Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

    Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...

    Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

    Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...