Почему детям сложно рисовать портреты
консультация (подготовительная группа) по теме

Барановская Любовь Викторовна

Нам, взрослым, трудно понять, почему на рисунках детей люди больше напоминают инопланетян с далеких планет: лысых, бестелесных с огромными пальцами и дырками вместо глаз! Все можно объяснить!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_detyam_slozhno_risovat_portrety.docx123.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема эстетического воспитания одна из основных в дошкольной педагогике. Важнейшим средством эстетического воспитания и развития является изобразительное искусство. Именно оно особенно результативно развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, пробуждает познавательную активность, стимулирует развитие речи и психических процессов (воображение, мышление, память, внимание и др.), обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству.                                    

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ   показали: детям старшего возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержания и  СРЕДСВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. (Л.С. Выготский,А.В. Запорожец Б.М. Теплов, П.М. Якобсон Е.А. Флерина Н.П. Сакулина Р.М. Чумичева).

Путешествие в мир портретного жанра, с  его всевозможными СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, позволяет детям познать мир людей, их взаимоотношений и сформировать эстетическое отношение к личности как высшей ценности в мире, помогает по-новому взглянуть реальный мир, а значит лучше понять все богатство проявлений человека.

Расширяя диапазон  развития ребенка и увлекая его в сказочный мир ПОРТРЕТНОГО ЧУДА,  мы, незаметно для него,  развиваем способность к творчеству и влияем на формирование эстетической личности ребенка.

        СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МИРЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Перечислить все, что составляет содержание   портретов, созданных детьми, немыслимо. Душа ребенка открыта навстречу целому миру. Известно, что в свои годы ребенок усваивает больше информации, чем за последующее десятилетие.

В своих "портретах" ребенок находит понимание знакомых или  впоследствии родных образов, явлений зависимости от них или власти над ними, своей гармонической слитности со всем миром. В этом главный смысл         "ПОРТРЕТА", созданного маленьким художником. Все дети любят рисовать людей. И, конечно, лица людей. С самого младшего возраста дети " оживляют" свои рисунки именно "ЛИЦОМ": даже солнышку обязательно пририсовывают глаза и рот. Возникает вопрос: чего ищут маленькие художники, чем вызывается их выбор, какими переживаниями все это обусловлено? Вопрос этот непростой, и сами дети на него не  всегда ответят. Наблюдателю приходиться искать ответ в самих рисунках. Первые образы в портретах детей - ЧЕЛОВЕК. Раньше других дети рисуют МАМУ:  мама - «головоног"- человеческий образ, состоящий из головы с глазами, ртом, руками и ногами, растущими прямо из головы. Это не значит, что дети видят людей таковыми. Просто опыт общения с людьми определил особую значимость для этих частей тела Лицо мамы такое родное и любимое, может быть ласковым, веселым, сердитым, и весь образ мамы воплощается в нем, в этом лице. Мамины  глаза излучают любовь, заботу, испуг, гнев. Рот мамы улыбается, произносит ласковые слова или сердито выговаривает порицания. А это все так важно для ребенка! Мамины нос и уши не затрагивают его жизненных интересов, они для него не столь значимы,  поэтому его внимание не замечает их, и в рисунках они проявляются не сразу. А вот руки - мама ими гладит, кормит, одевает, моет. Ноги - они -то приближают маму, то уносят куда-то; на работу, в магазин, театр, - от этого зависит режим, самочувствие малыша. Вот он их и рисует.

Мама за работой, мама в красивом платье и купающая младшего братика. Папу рисуют гораздо реже, он дальше от детей, меньше бывает дома и не всегда жертвует газетой или телевизором, чтобы поиграть с детьми. Вне своей семьи, прежде всего, рисуют наиболее интересных людей или персонажей, предложенных воспитателем по изодеятельности в детском саду.          

На первый взгляд детский  портретный рисунок так примитивен, неловок, так полон ошибок, что неискушенному зрителю кажутся совершенно непонятными интерес к нему педагогов из, психологов и художников, их утверждения о том, что СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  НАДО УЧИТЬСЯ ИМЕННО У ДЕТЕЙ.

Детский рисунок ценят за его ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Это  слово неизменно произносят и тогда, когда говорят о детском портретном творчестве. Что же именно в произведении искусства им обозначают?

Начинающие зрители в рисунке хотят увидеть, что в ней изображено, что за люди, какой пейзаж или предметы представлены, что с ними происходит. Иными словами, стремятся увидеть какой-то кусок жизни, действительности. Они судят, похоже ли изображенное на настоящее, красивы ли люди, пейзаж. Выразительность образа достигается следующими изобразительными средствами: воспроизведение ФОРМЫ  предмета, Цвет, КОМПОЗИЦИЯ, (организация пространства), материал, освещение, ритм - передает ощущение движения, точка, пятно, линия, штриховка, фактура.

Выразительности  выполненного ребенком портрета немало способствует и широкое применение КОНТРАСТОВ. Дети стремятся выделять одни предметы или их части по величине и форме. Большой нос и маленькие глазки, высокая шея низкий лоб, широкая талия и узкие плечи - таких противопоставлений в их  портретах сколько угодно. Смелость детей применении  контрастов не знает препон.

Есть еще одно проявление выразительности портретного рисунка - это гармония, определяющая общее соответствие, соразмерность всех частей и целого. Вот чего, казалось бы, нечего и ждать от детей. Ведь как раз соразмерности в рисунке человека  они не видят, не воспроизводят, как будто просто игнорируют. Гармония может быть в отношениях величины изображений и фона, в согласии линий, в плавности или резкой изломанности, в очертаниях силуэтов и пятен.

ЦВЕТ - самый могучий чародей в руках маленького портретиста. У малышей гармония цвета строится главным образом на согласовании крупных цветовых пятен. Нюансирование,  раздробление на оттенки применяется ими редко. Цвет служит  для выражения авторской оценки юного портретиста: у злого человека может быть зеленое лицо, хорошим людям уделяются "красивые добрые" краски, плохим - " некрасивые".

КОМПОЗИЦИЯ задает  портрету определенный тон, определяет его звучание. В таком широком понимании композиция не заботит маленьких детей. Как разместить изображения на листе, как соотнести их с размером и формой листа, как заранее определить все, что должно вместиться в лист, - им пока и дела нет. Открытие в листе верха и низа, - первый шаг в организации пространства детски выполненного портрета. Чаще всего предметы помещаются в нижней части листа, верх заполняется свободней, легче. Это выглядит разумным: возникает ощущение устойчивости, тяжести нарисованного, нижний край служит опорой для образа. Наоборот, все, что ребенок видит в небе: солнце, облака, птицы - свободно плавает, вытягиваясь вдоль верхнего края рисунка. Левый и правый края рисунка тоже не равны по значению. Это видно из профильных изображений лицом влево.

Преобладание вертикальных горизонтальных ЛИНИЙ в композиции вызывает ощущение покоя, неподвижности. Позднее и в нем появляется  динамика, воспроизведение движения становится в некоторых случаях главной заботой маленьких портретистов. Тогда ДВИЖЕНИЕ (динамика) занимает место основного средства выразительности, становится носителем образного содержания портретного рисунка. Формы композиционных решений удивляют своим разнообразием: рисунок то вытягивается по вертикали, то по горизонтали, от центрального, главного предмета влево и вправо.

Выбор детьми СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, их характер зависит от автора "произведения", его фантазии, вкуса, темперамента, духовного склада и от умелого, тонкого подхода  изопедагога к хрупкому, нарождающемуся детскому творчеству., индивидуальность которого определяется в дошкольном возрасте.

Но тот, кто часто посещает художественные музеи или выставки, сходством не удовольствуются. Ему хочется увидеть в картине (рисунке) настроение, которым она наполнена, рассмотреть как, она выполнена, в чем своеобразие. В этом и состоит выразительность картины (рисунка). На самом деле, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ и ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ в детском творчестве так тесно связаны, что не всегда проведешь границу между ними.

Но причем здесь детский рисунок? Было бы наивно приписывать ребенку высокую степень умственного развития, оно приходит с годами наблюдений, опыта, обучения. Не в разуме  секрет высоких достоинств детского рисунка, хотя и удивляешься порой детским догадкам и открытиям. Чувства, эмоции - вот стихия ребёнка, не заторможенного сложившимися представлениями, оценками, чужими мнениями.

Рисуя портрет, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое.

Изучив достаточный объем научно-методической литературы, а также опыт работы коллег в области изовоспитания и развития  дошкольников, я столкнулась с дефицитом  информации, конкретно раскрывающей тонкости обучения детей  СРЕДСТВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ в рисовании именно ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА.  Работая изопедагогом 13 год, я обратила внимание на то, с какими трудностями сталкиваются мои малыши в изображении человека или " очеловеченных" сказочных животных. Как порой сложно бывает " надеть" головной убор  Красной Шапочке или " посадить" себя к высокому  и сильному папе на плечи. Этот трудный путь изображения самых близких и любимых, и самого себя показался мне особенно интересным, занимательным, и возможно, обещающий  педагогические  открытия и творческие  сюрпризы. И,  пожалуй, самой главной причиной выбора именно этой темы послужило отстранение детей вне ДОУ от " мира прекрасных фей и сказочных принцев", отсутствие интереса детей к рассматриванию иллюстрированных альбомов, портретных репродукций в книгах. Даже   мультипликация прошлых лет, зарекомендовавшая  как классическая, уже не привлекает наших старших дошкольников. Так на вопрос о любимых сказочных мультгероях получаем частенько ответ: " Человек - паук", "Симпсоны", "Покемоны", "Сейлор Мун" и др."" В этом  хаосе бесконечных квадратных голов, шайбообразных глаз неестественного размера во все лицо изовоспитателю все сложнее  "учить, совершенствовать, закреплять, формировать и  обогащать..."!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почему детям полезно рисовать?"

Почему детям так полезно размазывать по бумаге пальчиковые краски, осваивать технику каракулей, смешивать гуашь в поисках подходящего цвета и пробовать нестандартные техники? Как развить способности к...

Как научить детей рисовать портрет.

В памятке отражен алгоритм рисования портрета человека....

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ПОЛЕЗНО РИСОВАТЬ НА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ПОЛЕЗНО РИСОВАТЬ НА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ...

Почему детям полезно рисовать на вертикальных поверхностях.

Статья мотивирует Вас давать больше возможности детям рисовать на вертикальных поверхностях, и создавать для этого условия....

Консультация для родителей "ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ПОЛЕЗНО РИСОВАТЬ НА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ?"

Данная консультация поможет родителям разобраться в актуальности использования вертикальных поверхностей для развития творческих способностей....


 

Комментарии

Домашкина Анастасия Владимировна

Полезная статья, использую для своих консультаций. Спасибо, Любовь Викторовна!