"Растем вместе"
консультация по теме

Демьяненко Светлана Сергеевна

Программа работы психологического клуба для родителей дошкольников, посещающих детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastem_vmeste.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад №33»

________________________А.А. Брункова

«____»________________________2012г

«Растем вместе»

Программа работы психологического клуба для родителей дошкольников, посещающих детский сад.

Программу составила:

педагог-психолог:

Лукина С.С.

Муром, 2012

Актуальность проблемы

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семейное или общественное воспитание (детский сад, школа и другие образовательные учреждения).

Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

При всей своей универсальности и незаменимости семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего развития личности. Многочисленные наблюдения за воспитание ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.

Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятно. В частности, если родитель чувствует себя несчастным, замыкается на себе, тогда он неспособен создать своему ребенку необходимые благоприятные условия для формирования безопасного чувства доверия к окружающему миру и гармоничного развития личности.

Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.

Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение. От качества работы детского сада в значительной мере зависит уровень психологической и педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы педагогов-психологов: семейные клубы, тренинги и др. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В процессе общения (психолог-родитель-воспитатель) возникла идея создать психологический клуб для родителей «Растем вместе». В нем родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных установок детско-родительских отношений.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов. Людей сплачивает в клубе увлеченность конкретными идеями в воспитании.

Основа деятельности такого клуба – добровольность. Здесь не может быть приказов, назначения на должность, поручений вопреки желанию самого исполнителя. В процессе группового общения каждый участник вправе быть активным или пассивным слушателем.

В семейном клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны все стороны ребенка.

Смысл такой нетрадиционной работы не только в  установлении контакта с родителями. Благоприятная эмоциональная атмосфера психологического клуба помогает членам тренинговой группы лучше воспринимать советы, стать более откровенными, открытыми для принятия психологической помощи.

В словаре «Семейное воспитание» отмечается, что семья приобретает многие блага от общения с другими семьями, пользуется коллективной психологической поддержкой. А социально-психологический смысл деятельности семейного клуба заключается прежде всего в стимулировании к самопознанию и развитии способности понимать других людей.

Диагностическая работа.

Индивидуальная работа по диагностике и коррекции   детско-родительских отношений ведется в  клубе «Растем вместе» по методикам Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии», В.В. Столина «Родительское сочинение», Н.И. Дереклеевой «На какой основе строятся отношения отца и матери?», анкета «Вы и ваш ребенок», «Семейное интервью» (автор Захаров А.И.)

Диагностика психоэмоционального состояния дошкольника проводится по следующим методикам: Тест тревожности Р.Тэммл,М.Дорки, В.Амен, ЦТО (по Семаго), Цветовой тест Люшера, тест детской апперцепции (САТ, САТ-Н), «Лесенка», методики на определение эмоционального состояния ребенка «Паровозик», «Кактус».

Психологический клуб «Растем вместе» создан в сентябре 2012года на базе средней группы детского сада № 33 г. Мурома.

Актив клуба:

  1. Лукина С.С. – педагог психолог детского сада № 33.
  2. Павлова С. Н. – воспитатель средней группы детского сада № 33.
  3. Калинина А. С. – воспитатель средней группы  детского сада № 33.
  4. Елисеева Л.В. – мама Елисеевой Даши, воспитанницы второй младшей группы детского сада № 33.
  5. Самотина С.В. – мама Самотиной Полины, воспитанницы средней группы детского сада № 33.
  6. Кравченко Т.Н. – мама Кравченко Никиты, воспитанника стршей-подготовительной группы детского сада № 33.

Цель работы клуба: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях. В связи с этим включаются следующие задачи.

Блок 1.

  1. Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских взаимоотношений через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей.
  2. Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников.
  3. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.

Блок 2.

  1. Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической компетентности участников группы.
  2. Улучшение психоэмоционального и физического состояния участников.
  3. Формирование навыков группового взаимодействия: правильного общения, обратной связи, уважения индивидуальности других, сохранения конфиденциальных фактов: развитие чувства открытости и доверия.

Перспективный план работы психологического клуба для родителей «Растем вместе»

Блок 1. Формирование положительных детско-родительских отношений.

Темы для встреч на 2012-2014 год.

  1. Адаптация ребенка к детскому саду.
  2. Кризис трех лет. Как быть?
  3. трехлетний ребенок – личность?
  4. Эмоциональный мир ребенка младшего дошкольного возраста.
  5. Любить ребенка. Как?
  6. Игры, в которые играют. Семейная игротека.
  7. Дети, у которых трудные родители.
  8. Типы современной семьи, стили воспитания ребенка.
  9. Коррекция детско-родительских отношений.
  10. Воспитание детей с особенностями в поведении (гиперактивных).
  11. Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных).
  12. Половое воспитание детей. Каким оно должно быть?
  13. Как подготовить ребенка к школе.
  14. Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций.
  15. Кризис семи лет. Ребенок семи лет, он уже взрослый?
  16. Я люблю свою семью. «Круглый стол» за чашкой чая.

Блок 2.Тренинги общения и личностного роста.

  1. Тренинг общения «Познай себя».
  2. Тренинг общения «Осознание себя и других».
  3. Тренинг личностного роста «Мои роли и субличности».
  4. Тренинг личностного роста «Какой я? Чего могу достичь?».
  5. Тренинг личностного роста «Мои ощущения».

Условия проведения

Встречи в рамках психологического клуба могут проводится в группе, методическом кабинете, музыкальном зале, кабинете психолога. На каждой встрече участники появляются с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.

Время проведения

        Периодичность встреч участники клуба также выбирают сами, как правило, 1-2 раза в месяц. За год проходит до 10 встреч, в зависимости от пожеланий участников.

Блок 1. Описанная программа является базовой, тематика занятий может меняться. Каждая встреча составлена так, что с небольшой корректировкой может проходить в любой возрастной группе.

Блок 2. Как показывает опыт, у участников клуба возникает необходимость в личностной работе, она носит универсальный характер и подходит для родителей детей любого возраста. У родителей, которые работали во 2-м блоке, положительные изменения в семье наблюдались с более быстрой и яркой позитивной динамикой.

Оборудование

  1. Мольберт, стулья (для родителей и детей), ковры (большой и маленькие).
  2. Телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер, аудио- и видео-материалы.
  3. Бумага (разного цвета и размера), карандаши, фломастеры, краски и другие изоматериалы.

Для каждого мероприятия подбираются наглядные пособия, это улучшает восприятие материала.

Общая структура встреч

  1. Приветствие. Психолог здоровается с участниками, говорит о теме и об основных моментах встречи, стараясь заинтересовать родителей.
  2. Мини-лекция, или мини-сообщение. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы клубы.
  3. Логические связки между упражнениями. Перед выполнением каждого упражнения психолог в свободной, удобной для себя форме подводит участников к его содержанию.
  4. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу участников, а также групповое обсуждение. Семейные пары с помощью психолога получают возможность увидеть результаты совместного взаимодействия в воспитании ребенка и рассмотреть разногласия в этом вопросе.
  5. Проблемный вопрос. Родители отвечают на поставленный вопрос (индивидуальная работа на листах) о том, насколько хорошо они знают своего ребенка. Это задание позволяет в процессе группового обсуждения дополнить и скорректировать представление о дошкольниках, поможет родителям увидеть разнообразные стороны личности своих детей.
  6.  Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими впечатлениями и полученным опытом с домочадцами. Сравнивая данные по годам, родители смогут увидеть, как менялись их взгляды на воспитание детей.
  7. Вопрос – ответ. Упражнение состоит из вопросов родителей по теме встречи, на которые психолог дает ответы.
  8. Рефлексия. Участники встречи говорят о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.
  9. Прощание. Психолог дает домашнее задание (если оно планируется) и называет тему следующей встречи. Затем прощается с наилучшими пожеланиями и приглашает родителей на следующее заседание клуба.
  10. Лист отзывов. В конце встречи психолог просит участников (по желанию) написать свои отзывы, предложения, замечания о прошедшей встрече.

Прогнозируемый результат работы клубы «Растем вместе»:

        

Изучение семьи на современном этапе является важной стороной взаимодействия детского сада с родителями и детьми. Оно помогает гармонично организовать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника. Работа психологического клуба для родителей эффективна, позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений, положительно влияет на личность дошкольника и личностный рост участников клуба.

        Своевременное и разнообразное планирование и проведение различных видов деятельности в детском саду приводит к созданию положительного психологического микроклимата в семьях, что в целом оказывает благоприятное влияние на формирование психического здоровья и чувства безопасности у дошкольников.

        Проводимые мероприятия способствуют повышению профессионального уровня психолога и воспитателей детского сада, расширяют и пополняют его диагностическую и просветительскую деятельность, оказывают влияние на формирование развивающей и коррекционной психологической среды.  

Литература.

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? СПб.: Речь, 2008.

  1. Арнаутова Е.П., Педагог и семья. М.: Карапуз, 2002.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2004.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии ребенка.СПб.: Речь, 2000.

5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. СПб.: речь, 2001.

6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: речь, 2002.

Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: «Скрипторий, 2003», 2010.

7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов на Дону, Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Проект "Растем вместе"

Проект "Растем вместе"...

"Давайте расти вместе!" Взаимодействие с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьей воспитанников в направлении укрепления физического и психического здоровья детей...

Растем вместе с городом

Расширять представление детей о родном городе, истории возникновения города Нефтеюганска, ориентировка в определенной части микрорайона по графическому плану....

Консультация для родителей " Растем вместе"

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику ...