Пальчиковые игры – помощники в рисовании.
статья на тему

Данилина Ирина Сергеевна

Еще раз о пальчиковых играх.

Пальчиковые игры и их значение на занятиях по ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры – помощники в рисовании.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, одновременно развивая мелкую моторику и тем самым способствовать развитию художественных способностей малыша. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Как правило, малыши любят рисовать, но быстро устают и тут на помощь приходит пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика –  это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Пальчиковые игры для детей – это не только занятия по развитию мелкой моторики, но и самый лучший способ общения со своими родственниками, особенно с мамой (мама кладёт ребёнка к себе на колени, берёт его ручки в свои, гладит их и целует). В результате таких упражнений малыш получает от игры массу положительных эмоций.

Некоторые игры способствуют развитию образного мышления. Это игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать тексты на любую подходящую мелодию.

Этапы игры (облегчают заучивание):

1) демонстрации игры взрослым;

2) во время показа взрослым упражнения нужно задействовать ручку ребёнка и уже вместе с ним показывать какое-либо движение;

3) взрослый вместе с ребёнком должны повторять друг за другом движения;

4) ребёнок должен выполнять движения с помощью одного из родителей, который проговаривает текст;

5) ребёнок самостоятельно повторяет движения, а взрослый ему подсказывает в случае ошибки.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ребёнка раннего возраста можно начинать обучать новому занятию – рисованию. Простые и цветные карандаши можно использовать уже к двум годам. Рисовать можно и красками, пальчиками (для этого подойдут специальные пальчиковые краски). Ещё одним видом рисования – является рисование водой (так, можно рисовать в раскрасках, в которых после соприкосновения с водой, проявляют цвет). Но главное, несмотря на то, сколько времени мама проведёт, обучая своего малыша, для него эти минуты навсегда запомнятся.

Приложение

Варианты пальчиковых игр

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

 

Взять руку ребенка и пощекотать:

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

 

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

 

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

 

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

 

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

 

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры на занятиях по рисованию с дошкольниками

Специально подобранные  пальчиковые игры  для занятий продуктивной деятельностью с детьми дошкольного возраста , помогающие подготовке детской руки к творческому процессу и расширению словар...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ  НА  ЗАНЯТИЯХ  ПО  РИСОВАНИЮ  С ДОШКОЛЬНИКАМИ»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».

Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».Тема: Пальчиковые игры способствуют формированию речевых навыков. Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, спос...

Консультация для воспитателей: "Пальчиковые игры - помощники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста"

Данный материал содержит информацию о значении пальчиковых игр для дошкольников и  картотеку пальчиковых игр для занятий по рисованию....

Пальчиковые игры – помощники в рисовании.

Пальчиковые игры – помощники в рисовании (консультация+ картотека)...

Пальчиковые игры для маленького помощника от 2 до 3 лет

Информационный буклет для родителей....