Артикуляционная гимнастика
консультация по теме

Крутова Татьяна Николаевна

Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика176 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.

  -  Загнать мяч в ворота

   1.Вытянуть губы вперед трубочкой

   2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя      его между двумя кубиками

                       -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот    

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5 

                     

  -  Блинчик 

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10

           

-  Кто дальше загонит мяч?  

 1.Улыбнуться

 2.Положить широкий язык на нижнюю губу

 3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола

     

       -  Чистим зубки 

      1.Улыбнуться

      2.Показать зубы, приоткрыть рот

      3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.

  -  Вкусное варенье        

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

  3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

  -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

-  Блинчик

  1.Улыбнуться

  2.Приоткрыть рот

3.Положить широкий язык на нижнюю губу

4.Удерживать от 5 до 10

    

- Грибочек

 1.Улыбнуться

 2.Показать зубы, приоткрыть рот

  3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

  4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

  -  Кто дальше загонит мяч?

 1.Улыбнуться

 2.Положить широкий язык на нижнюю губ

 3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола

 

                         -  Гармошка

  1.Улыбнуться, приоткрыть рот

  2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широ     кий язык к небу)

3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)

  -  Парашютик

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.На кончик носа положить ватку

 3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх

                         

 Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

 -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

 4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

  -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

  -  Пароход гудит

 1.Губы в улыбке

 2.Рот приоткрыт

                    3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»

 

 -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

  3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

  

    -  Качели

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

 4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики

для звука Р

 -  Чистим зубки 

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

3.Кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  поочередно

   верхние и нижние зубки

  -  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

 

  -  Кто дальше загонит мяч?

 1.Улыбнуться

 2.Положить широкий язык на нижнюю губу

 3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола

 

  -  Вкусное варенье 

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

  3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

 

-  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

  3.Языком быстро двигать по верхней губе

– «бл-бл-бл»

 

  -  Барабанщик

 1.Улыбнуться

 2.Открыть рот

 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...