ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) ВЕДУЩАЯ ДЕЯЛЬНОСТЬ- ИГРА,
статья по теме

Гибадуллина Татьяна Александровна

Выступление на родительском собрании в детском саду ,"Освоение норм поведения и деятельности людей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskie_osobennosti_doshkolnogo.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) ВЕДУЩАЯ ДЕЯЛЬНОСТЬ- ИГРА, освоение норм поведения и

деятельности людей)

-3-4 года- самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, "обзывание взрослых".("Я сам", "Я сам знаю",нарциссизм- восхваляет себя). ИГРЫ в одиночку( предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры)

-5-6 лет-гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно- ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, "игры- соревнования"

-Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Развитие способностей рисования, музыкальных способностей понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества
  • ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления
  • Развитие восприятия( усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти(от непроизвольных форм к произвольным формам)
  • Восприятие сказок( сказки как средство эмоционального и информационного воздействия на личность ребёнка, передачи жизненного и морального опыта людей)
  • Развитие воли, произвольных действий
  • Любознательности в 4-5 лет- "почемучки")
  • Развитие воображения( от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно- интеллектуальную функцию и аффективно- защитную функцию(защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)
  • Изобразительная деятельность ребёнка, детское творчество в рисунках( детское искусство носит экспрессионистский характер- ребёнок изображает не то, что видит, а то, что переживает- свои чувства и эмоциональное состояния), существует связь между рисунком и личностью ребёнка, уровнем его умственной одаренности.(Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребёнка).
  • Развитие диалогической речи с другими людьми ( к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребёнка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ
  • Развитие понятий (в 3-5 лет слова- как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов- конкретные понятия)
  • Развитие мышления на дооперациональном уровне ( Пиаже), постепенный переход к операционному уровню        °
  • Интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года); формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений
  • Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития
  • Формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам ;

. Формирование новообразований :

. возникновение первого центрального детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребёнка складывается артификалистское мировоззрении- все, что окружает ребёнка, в том числе и явления природы,- результат деятельности людей-"луну сделали космонавты")

. возникновение первичных морально-эстетических понятий ( что такое хорошо и что такое плохо);

. возникновение соподчинения мотивов( можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

. возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

. возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не всё может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личностные качества- хороший, злой, добрый и т.п.)

. Формирование готовности к школе, которая проявляется не формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психологического развития ребёнка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребёнка :

. произвольность поведения - умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам; . учебная мотивация ( желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

. в интеллектуальной сфере- концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слухэ, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково- символические средства : замещение(употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование ; . в личностной и социальной сфере - способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.

( Для психодиагностики уровня готовности ребёнка к школе могут применяться тесты Иерасека, А.Венгера,Г. Витцалака, компьютерный пакет "Готовность к школе" Н.И. Улановской и др.методики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников....

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"

Презентация на тему "Психологические  особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"...