Презентация на тему "Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"
презентация

Мордовцева Мария Алексеевна

Презентация на тему "Психологические  особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 Кировского района Санкт-Петербурга Психологические особенности развития детей раннего возраста, формирующиеся в игре Подготовила: Мордовцева Мария Группа: «Гномики»

Слайд 2

В раннем возрасте(с 1,6-3 лет) закладывается фундамент, на котором будет основываться развитие ребенка по всем его составляющим: физиологическим, эмоциональным, психическим, интеллектуальным и социальным. Развитие ребенка происходит через игру Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности. Йо́хан Хейзинг (ученый, философ, историк, исследователь культуры)

Слайд 3

Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка ( А.Н.Леонтьев) . Новообразования – взаимодействие социальной ситуации и ведущей деятельности через расширение противоречий кризисного периода . Сензитивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма.

Слайд 4

Психологические особенности детей раннего возраста Возрастная группа 1.6-2 года 2-3 года Ведущая деятель-сть - игровая Предметно-орудийная деятельность Манипуляции с предметами Игра «рядом» Новообразования 1. Интенсивное развитие речи: Отдельные слова, понимание речи взрослого Словосочетания, понимает глаголы 2. Самосознание: Узнает себя в зеркале, на фотографии Половая идентификация Эмоции Интерес к чужим эмоциям и желание поделиться ими Сильной модальности, резкие перепады Взаимодействие со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Деловое сотрудничество ребенка со взрослым Взаимодействие с детьми Мало интересен Мало интересен

Слайд 5

Возраст от 1.6 до 3 лет – попадает на период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Идет процесс адаптации к ДОУ . Психологические особенности детей раннего возраста Показатели Возрастная группа 1.6-2 года 2-3 года Восприятие (сенсорика) Выделяет один видимый признак Усваивает основные формы, цвета, размеры Внимание и память Непроизвольные Мышление Наглядно – действенное Воображение - Представляет то, о чем рассказывает взрослый (устанавливает связь между предметом – заменителем и обозначаемым предметом) Наличие конфликтов (личн. изменения) - Со взрослым («Я сам»)

Слайд 6

Успешное овладение предметной деятельностью – основа для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ (ИГРОВАЯ) 3 этапа усвоения предметных действий (Г. Широкова): 1. Установление связи с назначением предмета; 2. Использование предмета строго по назначению; 3. На основе знаний о назначении предмета использование его для других целей (свободное использование). Самообслуживание, самостоятельность!

Слайд 7

Организация предметной деятельности осуществляется совместно со взрослым: · Учить разнообразию действий с предметами. Обеспечить процесс обобщения. Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным . Содержание игры 1.6-2 года 2-3 года 1. Игра, отражающая пространственные понятия (понимание пространственных отношений между предметами) Игра «одно в другое»(с 9 мес.) Игрушки : кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, пробки, грецкие орехи; Вертикальное строит.(с15мес) Игрушки : кубики, пластмассовые стаканчики, кольца, надеваемые на палку Горизонтальное строит. Игрушки : кубики, игрушечная железная дорога; (с 21 мес.) Горизонтальное вертикальное строительство (с30мес.) Игрушки : кубики, конструктор «ЛЕГО». ИГРЫ И ИГРУШКИ -МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ

Слайд 8

Содержание игры 1.6-2 года 2-3 года 2. Игра символического характера (понимание функционального назначения предметов, смысла тех или иных действий) -Функциональная игра(с12мес) Игрушки : ложка, чашка, расческа, кукольная посуда, игрушечные ручные инструменты, игрушечный утюг и другие предметы домашнего обихода; -Репрезентативная игра(15мес) Игрушки : куклы, плюшевые медведи; - Символическая игра (с 18мес) Природный материал: кусочки дерева, камни, раковины улиток, ракушки - Секвенциальная игра (с 21 мес.) Игрушки : кукольная комната, хлев с животными и другие макеты 3. Распределение предметов по категориям (присоединение друг к другу по признаку) - - Деление предметов на группы, сортировка(с21мес Игрушки : кубики, различные по величине и цвету пластиковые стаканчики, фигурные пластинки \ доски с фигурными углублениями, пазлы-вкладыши и др. пазлы ИГРЫ И ИГРУШКИ -МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ

Слайд 9

. НОВООБРАЗОВАНИЕ – ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ . До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно! Развитие речи идет по двум направлениям: Совершенствуется понимание речи взрослых; Ребенок становится способным выполнять предметные действия по ИНСТРУКЦИИ ВЗРОСЛОГО Формируется собственная активная речь. К 3м годам словарный запас увеличивается до 2000 слов. Только в 3 года речь становится средством общения со сверстниками.

Слайд 10

. Организация деятельности по развитию речи: . Использовать просьбы и обращения к ребёнку Давать для прослушивания инсценировки детских сказок Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов Создавать речевые ситуации Направления и цели игры Содержание игры Активно развивается подражание К году ребенок знает имена близких людей и названия предметов. На втором году знакомится со словами, обозначающими действия и пространственные связи Начинает понимать предлоги, выражающие пространственные отношения: в – на – под – за -Продолжаем работать над связью действие – слово, предмет – слово через игры на подражание, а так же через выбор одной из двух игрушек и через игровые повторяющиеся действия (бах, упала; достань, положи, открой, возьми, ищи, тяни, возьми…) -Формируем связь слова и картинки через рассматривание картинок со знакомыми предметами и называние их. -Формируем связь между предметом и его изображением на картинке: находим аналогичную картинке игрушку. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : От 1,6 до 2 лет

Слайд 11

. . Направления и цели игры Содержание игры Часто использует вместо речи «тарабарщину», имитирующую интонации и ритм обиходной речи. Имитирует звуки окружающего мира : кашель, чихание, лай собаки, мяуканье и т.п. Появляется собственный указательный жест Первые слова появляются между 10 и 30 месяцами ( значения слов постепенно расширяются и сужаются : «киса» и «спать») Свое имя употребляют в речи между 18 и 36 месяцами: тесно связано с представлениями о своей личности – осознание своего «я» -Формируем связь между предметом и его изображением на картинке: находим аналогичную картинке игрушку. «Покажи на предмет пальчиком»: «Где у нас тик-так?», - спросите у малыша, а когда он повернет голову к часам, возьмите его руку в свою и покажите на них его указательным пальчиком, одновременно отвечая на свой вопрос: «вот где у нас тик-так». Через какое-то время малыш начнет показывать на часы самостоятельно. -Опора на подражание: Возьмите одну куклу себе, а другую дайте ребенку. Предложите ему: «Давай покачаем лялечку. Покачай свою лялечку по головке». - Содержание стихов и песен интересует ребенка гораздо меньше, чем их ритм и мелодия -Бурное развитие ходьбы может приостановить речевое развитие ( полевое поведение) -Если у ребенка мало средств для выражения своих потребностей, он может испытывать настоящие приступы ярости. Погладим лялечку по головке. И ты погладь. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : От 1,6 до 2 лет

Слайд 12

. . Направления и цели игры Содержание игры Словарный запас слов быстро увеличивается ( до 2000 слов к 3-м годам. Освоив приблизительно 200 слов, ребенок начинает соединять их между собой на основе правил. Закономерности усвоения правил: - от и.п. к косвенным падежам и множественному числу - почти не употребляют прилагательных - глаголы в неопределенной форме, постепенно получая представление о времени, начинают использовать спряжение и время Формирование категорий ( обобщения) – на основании определенных признаков Охотно рассматривают книжки с картинками , поначалу их интересуют главным образом детали картинок и новые слова. В течение третьего года жизни у детей появляются начальные представления о развитии сюжета истории.. Слушают сказки, очень любят сказки в стихах, любят слушать истории, рассказываемые по картинкам. Любят истории про себя, а так же сказки про себя, про важные и пугающие события в их жизни. Совместное творчество : рисуем истории про малыша, вместе лепим или закрашиваем листы бумаги, красим разные поверхности, работа с бумагой, глиной и т.п. Совместная игра с различными материалами : песком, камнями, водой… Большая потребность наблюдать за действиями взрослых и подражать им ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : От 2 до 3 лет

Слайд 13

. . Направления и цели игры Содержание игры Понятие о количестве : один- много ( ед. и мн. число появляется в речи) Личные местоимения : в 3 -ем лице, - - - мой, мне – - - ты - - - я Понятие причинности ( второй возраст вопросов) - почему, когда Развитие фразовой речи : словарный запас 20-50 слов - предложение из 2-х слов ( «ботинки Вася») Совместная игра с другими детьми тоже способствует развитию коммуникативных навыков ( в этом возрасте очень важен контакт с другими детьми) ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : От 2 до 3 лет

Слайд 14

. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ . В возрасте с 1,6 до 2 лет появляются : -Первые яркие протестные реакции; -Ищет защиты и утешения у взрослых; -Хочет поделиться своими переживаниями ( радостью, горем интересом); -Интересуется чужими эмоциями; -Активно ищет внимания взрослого -Восприимчив к похвале и порицанию -Эмоции становятся дифференцированными: гордость, печаль, ревность, смущение, стыд -Бурное развитие подражания и речи. В 2-3 года ребенок с гордостью демонстрирует результаты своих действий -Разрабатывается индивидуальный опыт -Требуя постоянства в поведении от окружающих, сам начинает играть с «нарушением» правильности -Использует в речи местоимение «Я» -Очень восприимчивы к эмоциональным состоянию окружающих «эффект заражения»

Слайд 15

. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ . Возможность планирования - постановка и удержание общей смысловой структуры (самостоятельное преодоление импульсивных тенденций): смысловой комментарий, истории про ребенка – прошлое - будущее Упорядочивание окружающих впечатлений под знаком «мое» Первые символические игровые действия Игры на подражание Развитие чувства гордости и стыда: 1. Не ругать детей · 2. Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним Трудно успокоить ребенка с помощью эмоциональной поддержки ( надо вводить пугающее впечатление в игру) – выстраивается собственная картинка «внутреннего» мира. -1,6 - 2 года -2 - 3 года Элементы сюжетной игры; Появляется «целостный» символический мир ( причинно- следственные связи); Способность действовать в плане своих представлений; Самостоятельная способность ставить цель и удерживать ее;

Слайд 16

. ВОСПРИЯТИЕ (СЕНСОРИКА) . С помощью специально подобранных дидактических игр совместно со взрослым, ребенок знакомится с сенсорными эталонами: цветом, размером и формой (геометрическими фигурами)… Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой). Обычно ребёнок до 2 лет выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв. В возрасте 2-3 лет способен различать: - 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); 8 цветов (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый); -основные величины.

Слайд 17

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ : Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме Организация развивающей деятельности по развитию сенсорики: От 1,6 до 2 лет Направления и цели игры Содержание игры Форма Учить различать предметы по форме и соотносить их с образом. Учить узнавать и называть некоторые формы предметов (шар, куб, круг, квадрат) Учить сравнивать предметы по форме и группировать их (по образцу). -Рассматривание предметов по форме (упражнение «Чудесный мешочек). -Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. -Раскладывание однородных предметов, резко различающихся по форме на 2 группы. -Раскладывание однородных предметов более близкой формы на 2 группы. -Размещение более близких по форме вкладышей (круг, овал) в отверстиях соответствующей формы. -Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах.

Слайд 18

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ : От 1,6 до 2 лет Направления и цели игры Содержание игры Цвет Учить отличать предметы по цветам. Учить сравнивать предметы по цветы (такого же цвета, разного цвета) и группировать их (по образцу). -Раскладывание однородных предметов, резко различных по цветы, на 2группы. -Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на 2 группы. Размер Учить различать контрастные размеры (большой -маленький). Учить сравнивать предметы по величине (одинаковые, разные, больше – меньше). Учить упорядочить величины по убыванию (от самого большого до самого маленького) и по возрастанию (от самого маленького до самого большого). Учить группировать предметы по свойству величины на большие и малые (по образцу). -Нанизывание больших и маленьких колец. -Нанизывание колец, убывающих по величине. -Складывание 2- местной матрешки. -Складывание 3-местной матрешки. -Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы.

Слайд 19

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ : От 2 до 3 лет Направления и цели игры Содержание игры Цвет Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать способности отличать, сравнивать и группировать предметы по цвету -Размещение предметов 2 цветов в ячейки соответствующего цвета. -Соотнесение предметов 2 заданных цветов при выборе из 4. -Размещение предметов 4 цветов в ячейки соответствующего цвета. -Размещение предметов 6-8 цветов в ячейки соответствующего цвета. -Выкладывание из цветной мозаики «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов), «Елочки и грибочки» (поочередное размещение цветовых элементов). Форма Закреплять представление детей о форме предметов, познакомить с новыми формами. Продолжать учить различать предметы по форме; соотносить предметы заданной формы с образцом. -Соотнесение предметов 2 заданных форм при выборе из 4. -Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. -Раскладывание предметов на 3-4 группы по признаку формы.

Слайд 20

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ : От 2 до 3 лет Направления и цели игры Содержание игры Форма Продолжать учить сравнивать предметы по форме. Учить выбирать объекты 2 заданных сенсорных свойств – величины и формы- из 4 возможных. Закреплять умения группировать предметы по форме. Учить узнавать и называть формы предметов (шар, куб, круг, квадрат). Размер Продолжать знакомить детей с величиной предметов. Развивать умения различать контрастные размеры (большой - маленький; высокий -низкий; толстый -тонкий). Продолжать учить сравнивать предметы по величине (одинаковые по величине, разной величины, больше-меньше; длиннее -короче; выше-ниже; толще -тоньше). Развивать умение упорядочить величины по убыванию ( от самого большого до самого маленького) и по возрастанию ( от самого маленького до самого большого). Учить группировать предметы по свойству величины на большие и малые (по образцу) и по указанию. -Нанизывание колец одинакового и разного цветов в возрастающем и убывающем порядке. -Складывать 4- и5- местной матрешки или других игрушек – вкладышей. -Упорядочивание по возрастанию (от самого малого до самого большого) и убыванию (от самого большого до самого малого) однородных предметов (6-8 шт.): упражнения «Расставь матрешек на дорожке», «расставь зайчиков на зарядку» и т.п. -Группировка предметов по свойству величины: упражнения «Найди такие же по величине», «Помоги зайчикам найти их вещи» и т.п

Слайд 21

. Кризис 3х лет . Определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 8 месяцев, а у других после 3х. К трем годам у ребенка формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, у него складывается определенное отношение к себе. Ребенок начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании.

Слайд 22

. Основные симптомы кризиса . Негативизм; Упрямство; Строптивость; Своеволие; Протест-бунт; Симптом обесценивания; Деспотизм;

Слайд 23

2 возможных варианта: 1. если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами; 2. если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера. . Посткризисное развитие ребенка зависит от того как он взаимодействовал со взрослыми. .

Слайд 24

. . Основная задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы; Поэтому следует просто предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

Презентация. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра :удовлетворяет потребность детей в общении со взрослымиподдерживает познавательную активность детейактивизирует разнообразныеумственные (познавательные) процессыдоставляет эмоционал...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Какие методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:...

Презентация "Бизиборд в развитии детей раннего возраста"

Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Презентация "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве ,а также запахе ,вкусе и...

Презентация дистанционного проекта "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Дистанционный проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, яв...