Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
проект (младшая группа)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников"

Проект

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Провела и подготовила: Панарина Г.Н.

г. Озерск

1. Актуальность проекта:

        Приоритетным направлением нашей работы является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. Насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

        Известные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в различные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.        

2. Цель проекта:

        Формирование и развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр.

3. Тип проекта:

Познавательно-игровой.

4. Продолжительность проекта:

краткосрочный.

5. Участники проекта:

Дети группы раннего возраста (1,5-2), родители, воспитатели.

6. Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления у детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способом обследования предметов.

4. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

7. Интеграция образовательных областей:

- интегрирование (игры с дидактическим материалом, чтение стихов, сказок, расширение ориентировки в окружающем).

8. Предметно — пространственная среда:

Средства и оборудование:

- Подбор литературы по данной проблеме;

- Подбор стихов, сказок;

- Подбор дидактических игр;

- Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.

9. Используемая литература:

1) С.А. Важова «Сенсорное развитие в младшей группе»;

2) «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детских садов под редакцией С.Л. Новоселовой;

3) Развивающие игры с малышом до 3-х лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Таланова - Ярославль;

4) Интернет-ресурс.

Этапы проекта

Этапы проекта

Временные рамки

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап

Подготовительный

1) Подбор методической литературы;

2) Подбор стихов, загадок;

3) Подбор дидактических игр.

1) Знакомство детей со стихами и загадками.

II этап

Аналитический

1) Подбор дидактического и методического материала;

2) Организация деятельности детей и родителей.

1) Восприятие детьми стихов и загадок, рассматривание картинок;

2) Участие детей в дидактических играх.

III этап

Практический

- Развлечение «Поможем колобку».

Активное участие в играх, предложенных педагогом.

IV Презентационный

1) Консультации: «Познаем играя», «Формирование представлений о форме, цвете, величине», «Игры с использованием бросового материала»;

2) Беседы с родителями на тему: «Значение дидактических игр в воспитании детей».

Перспективный план

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательной деятельности

Группа-подгруппа

Индивидуальная деятельность

Образовательная деятельность в режимных объектах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

НОД — расширение ориентировки в окружающем мире, Д/и «Строители», «Оденем куклу», «Пирамидки».

НОД — развитие речи, Д/и «Найди свой домик», «Собери цветок», «Волшебный мешочек».

Дидактические игры: «Домашние животные», «Строители», «Сделай дорожку для зайки».

1) Чтение стихов, потешек ;

2) Чтение сказки «Три медведя» (умение сравнивать по величине);

3) Д/и «Сложи картинку» (из 4-х кубиков)

Создать условия для самостоятельных игр.

Научить родителей делать дидактические игры из бросового материала, играть с детьми в детские игры.

Приложение 1

Дидактические игры

Дидактическая игра «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку»

Задачи: развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; учить узнавать себя, членов своей семьи на фото, проявлять интерес к выражению лица сверстников; закрепить названия зимней одежды, ее назначение.

Оборудование: кукла с набором зимней одежды (шубка, шапка, варежки, сапожки, вязаный костюм, шарфик); фотографии детей и членов их семей.

* * *

Воспитатель привлекает внимание к фотографиям детей и членов их семей и просит найти фотографии, где люди одеты в зимнюю одежду. Воспитатель просит назвать, кого они видят на фотографии, почему люди одеты в зимнюю одежду?

Раздается стук в дверь, воспитатель вносит плачущую куклу Таню, спрашивает, что случилось? Почему она плачет? Кукла отвечает, что она хочет пойти гулять, но не знает, как одеваться зимой на прогулку.

Воспитатель. Дети, давайте успокоим куклу Таню, поможем ей одеться и возьмем с собой гулять. А во что же нужно ее одеть?

Дети отвечают.

Правильно, Таня принесла нам свою одежду.

Воспитатель раскладывает одежду на стульчик, просит детей назвать вещи.

Что нужно сначала надеть на Таню?

Дети. Сначала надеваем теплые штанишки.

Воспитатель. Штанишки связаны из теплых шерстяных ниток. Это бабушка связала своей внучке штанишки. Что ты надеваешь Тане, Оля?

Ребенок отвечает.

Для чего ты надеваешь ей штанишки?

Ребенок отвечает.

А что надеваем потом?

Дети. Носочки, сапожки.

Аналогично проводится беседа по каждой вещи.

Воспитатель обращает внимание на то, что одевать нужно по одной вещи, аккуратно расправляя их, не торопиться. Когда кукла будет одета, она приглашает детей тоже одеваться и вместе пойти гулять. Кукла выходит с детьми в раздевальную, дети вспоминают последовательность одевания.

Когда дети оденутся, воспитатель от имени куклы Тани предлагает сфотографироваться всем вместе на прогулке.

Дидактическая игра: «Вагончики» для изучения цветов.

 Перед ребенком положите разноцветные колечки друг за другом и скажите малышу: «Смотри, какой красивый поезд. В нем есть разноцветные вагончики. Зверята очень хотят прокатиться на поезде». Пусть рядом с поездом у вас находятся различные животные. Загружайте игрушки в вагоны по цвету. Например, оранжевый львенок садится в оранжевый вагончик, синий зайчик в синий вагончик и так далее.

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение  сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и   находить среди   них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; домики с окошками, где изображены геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в домиках; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает домики в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

 Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Дидактическая игра: «Собери цветочек»

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики руки, запоминанию основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый). 

Дидактическая игра "Собери цветок" предназначена для работы с детьми раннего возраста. Набор игры состоит из 3 шаблона разных цветков, детали для цветка состоящие из основных цветов жёлтого, зелёного, красного, синего цвета. Количество по 2 цветочка каждого цвета.

Задачи игры:

 1. Совершенствовать навык собирать цветочек по шаблону .

 2. Развивать мелкую моторику пальцев.

 3. Развивать внимание, развивать речь детей

 Форма организации: подгрупповая и индивидуальная.

 Детям предлагается собрать красивые цветы. Сначала воспитатель на своём примере показывает, как нужно собрать цветок, а потом предлагает тоже самое сделать детям. По ходу игры воспитатель задаёт вопросы. Какого цвета сделал цветочек? Чтобы заинтересовать детей игрой можно придумать любую игровую ситуацию. Например: соберём букет для мамы или к нам в гости пришла кукла, давайте соберём все цветы и подарим ей наш букет или и т. д. Выполняя несложные игровые задания,  ребёнок будет запоминать основные цвета и радоваться тому, что у него получилось. 

Для изготовления игры понадобится: цветной картон, ножницы, клей, образцы цветков, шаблон цветков.

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их

цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из

«волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет.

Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек,

найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?»

Дидактическая задача : обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задачаразвивать память и речь детей.

Игровой материалкарточки с изображением домашних животных, игрушка кукла.

Игровые правила:

Игровые действияВоспитатель: «Ребята, к нам пришла в гости кукла. Ей сказали, что наши детки не знают, какими голосами домашние животные разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с изображенными на них домашними животными. Кукла к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ей, как разговаривает животное.

Слова для обогащения словаря :

собака – лает

корова – мычит

кошка – мяукает

лошадь – ржет

коза – блеет

баран - бекает

Дидактическая игра: «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра: «Собери картинку из кубиков»

Цель: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.

Материалы: наборы кубиков, из которых можно составить простые и сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе) .

Ход игры: игра проводится индивидуально.

Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.

Приложение 2

Стихи, потешки

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

 Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

 Стали гули говорить,

Чем нам деток накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

 

Совушка-сова

Детям предварительно показывают картинку, на которой изображена сова. Один из детей - «сова». Остальные - «птички». «Сова» сидит на дереве (стул).

Остальные дети бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель читает:

Совушка-сова,

большая голова,

На дереве сидит,

головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

«Сова» начинает ловить «птичек». Пойманная «птичка» становится «совой».

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

1.Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже

2. Вот лежат в кроватке
 Розовые пятки.
 Чьи это пятки –
 Мягки да сладки?
 Прибегут гусятки,
 Ущипнут за пятки.
 Прячь скорей, не зевай,
 Одеяльцем накрывай!

Приложение 3

Конспект игровой деятельности «Три медведя»

Вид игровой деятельности: творческое применение знаний и умений

Формы организации: групповая.

Цели: Учить детей внимательно слушать сказку и смотреть показ настольного театра, эмоционально воспринимая содержание.

Задачи:
Формировать устойчивые представления о величине, цвете, количестве.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по показу воспитателя.
Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования пальчиками и штампами.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, согласованность слов и движений.

Оборудование:

Фигурки для настольного театра «Три медведя».
Картинка-фон с изображением трех медведей разной величины. Тарелки и ложки трех размеров.
Картинка-фон с изображением стульчиков трех размеров, силуэтные изображения трех медведей. Клей.
Цветные прищепки, силуэтные изображения шапок с круглым бубоном, вырезанные из плотного картона.
Цветные пуговицы трех размеров, картинка с изображением медведицы с вязанием и разноцветными клубками-кругами двух размеров, соответствующие цвету и размеру пуговиц.
Геометрические фигуры, схематичное изображение домика из этих геометрических фигур.
Пальчиковые краски, вырезанные из бумаги тарелки.
Бутылочки в виде медвежат с прорезанным отверстием-ртом, ложки, крупа в тарелочках.
Лист-фон с изображением фартука. Штампы, подушечка с краской.
Силуэтные изображения трех медведей разной величины, конверты-кроватки соответствующей величины.
Сшитые из ткани маленькие наволочки. Вата.
Картинка-фон с изображением медвежьей морды без носа и ушей, пластилин черного и коричневого цвета.
Аудиозаписи: «Мишку на руки возьми».

Ход игровой деятельности:

Вводная часть:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся. 

Основная часть

Показ настольного театра «Три медведя»

Одна девочка, Машенька, ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей как раз не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иванычев, другой поменьше - Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, третья маленькая - Мишенькина.
Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал из моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал из моей чашки?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?
Михаило Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи ее, лови ее!
Он хотел ее укусить. Но Машенька открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. Так медведи и не догнали ее. 

Заключительная часть

Дидактическая игра «Раздай медведям посуду»

- Все перепутала Маша. Поможем расставить посуду для медведей.

Дети раскладывают на изображение медведей тарелки и ложки соответственно размеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...

Познавательно-исследовательский проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Развитие сенсорики у детей раннего возраста  является одним из главных аспектов их полноценного развития.Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувст...

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"...

Проект «Давайте, поиграем» по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры и пособия.

Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).Тип проекта: познавательно – игровой.Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Цель проекта: создание педагоги...

Презентация дистанционного проекта "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Дистанционный проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, яв...