Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
проект на тему

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них -лепка, рисование пальчиками, конструирование, дидактические игры, подвижные игры. Данный материал отличается от других авторских проектов тем, что ведущая роль отводится играм с воздушными шарами. Это прекрасный дидактический материал, который нравится всем без исключения. Знакомство с окружающим миром проходит у детей с повышенным интересом  и дети впитывают новое быстро и эффективно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shary.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Шишмарева Татьяна Витальевна воспитатель Самарская область г. Новокуйбышевск ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»    

Проект   Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО.  «Шарики воздушные, легкие летучие».

             Проектная деятельность

Для детей  раннего возраста, от 1,5-2лет.

Актуальность.

Сенсорное воспитание главное в становлении личности ребенка, в развитии его умственных качеств, в формировании его чувственности. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. При дефекте сенсорного развития, характерны отставания, задержки  речевого и психического развития. Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра. Но проводить игровые занятия следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.

    Воздушные шарики всегда вызывают у детей радость – это то, что нравится всем без исключения. Яркие, легкие, они всегда привлекают внимание. А значит, заниматься ребенок будет с удвоенным удовольствием. 

             Развивающие проекты созданы для полноценного развития ребенка, в помощь воспитателю детского сада.

  Мой проект создан для воспитателей, которые хотят видеть своих детей развитыми, счастливыми и успешными детьми. В нем подробно описаны цели, ход игрового занятия и материалы к нему. Для удобства проведения воспитателями игровых занятий.

Цель проекта:  формирование и развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр с использованием воздушных шаров.

Задачи:           

  1. Развивать сенсорное восприятие окружающего у детей при помощи дидактических игр подобранных в соответствии с их возрастными особенностями.
  2. Познакомить детей с новыми дидактическими игрушками – воздушными шарами.
  3. Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
  4. Обогащать знания детей зрительными, тактильными способами.
  5. Взаимодействовать с родителями в процессе проведения проекта.

Участники проекта:  дети группы раннего возраста,  родители детей группы раннего возраста, воспитатели.

Содержание практической деятельности:

Название занятия

Ход занятия

Цель

Материалы и оборудование

Понедельник

Утро:

1

Беседа о весеннем ветре.

Прослушивание музыкального сопровождения. Вопросы о том, что это было. В ветреную погоду проследить за деревьями на улице. Убедиться что при быстром  движении воздуха вертушки и воздушные шарики начинают двигаться.

Что делает ветер? Как узнать, дует ли ветер?

Музыкальное сопровождение, вертушки, шарики воздушные, картинки с рисунками на тему «Ветер».

2

Развивающая игра «Учим цвета»

Возьмем желтый шарик и сравним его с желтой уточкой. Выделяя интонацией цвет. Сравним другие шарики  с предметами которые есть.

Воздушные шарики научат ребенка различать 4 основные цвета.

Несколько воздушных шариков (4 основных – красный, синий, зеленый, желтый) и игрушек соответствующего цвета.

3

П/Игра  «Солнышко и дождик».

- Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

Солнышко, появись!  (дети бегают, кружатся)

 Красное, покажись!

  (радуются)         Дети радуются,

                                  Весело пляшут.

Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Зонтик.

Вечер:

4

Дидактическая игра «Подбери пару»

Воспитатель на столе раскладывает перемешанные фрукты. Все фрукты парные. Дети собирают одинаковые и откладывают в сторону.

Учить подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия, воспитывать внимание.

Вырезанные из цветного картона парные фрукты (яблоки, груши, бананы, ананасы, персики, апельсины)

5

Рисование «Птички»

Приготовить для детей блюдца с разведенной гуашью. После рассматривания картинок о птичках, прослушивания птичьих трелей, подвести детей к тому, что птичку можно создать самому. Для этого нужно опустить ладошку в краску и приложить к бумаге.

Учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

 Специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь,  акварель, бумага для рисования красками формата  А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

6

Самостоятельные игры детей в центрах активности. (Игры с игрушечными животными, игры в больницу, игры в магазин)

Предложить детям поиграть в любимые игры. Ненавязчиво напомнить игры с сюжетом нескольких самостоятельных игр.

Дать свободу выбора детям. Побуждать детей играть в самостоятельно выбранные игры без четкого руководства воспитателя. Воспитывать в детях лидерские качества, смелость.

Комплекты для сюжетных игр, халат врача, передник для парикмахера.

Вторник

Утро:

1

Дидактическая игра «Зоологическое лото»

Провести с детьми по подгруппам дидактическую игру «Назови животное».

Уточнить названия животных и их детёнышей, учить правильно произносить соответствующие слова в различных формах и словосочетаниях.

Картинки с известными детям животными и их детенышами.

2

Развивающая игра с воздушными шарами «Резиновая шнуровка»

Попросите ребенка вытащить воздушный шарик из сеточки (резиновая шнуровка)

Учить ребенка ловкими пальчиками достать воздушный шарик из сеточки.

2-3 длинных шарика. Новая сеточка для металлической раковины.

3

Пальчиковая игра. «Пальчики».

Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные. Крепкие и дружные. Массаж ладошек шишками.

Разрабатывать мелкую моторику рук для благоприятного влияния на развитие речи.

Шишки для массажа рук на всех детей.

Вечер:

4

Развивающая игра с воздушными шарами «Размер и длина»

Предложить ребенку из длинных шариков выбрать тот, который длиннее. Из грушевидных который больше. Из длинных который короче. Из грушевидных который меньше.

Учить ребенка сравнивать размер и длину предметов.

Два длинных шарика и два грушевидных разного размера.

5

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом,

В нем мы живем.

(Прыгают.)

(Останавливаются.

Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

6

Дидактическая игра  «Уложим мишку спать».

Взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

Среда

Утро:

1

Беседа «Рядом с кем я живу.

Дети ведут беседу с воспитателем.

Уметь называть членов семьи.

Картинки  на тему: «Семья».

2

Игра малой подвижности «Кошка и цыплята»

На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Кубы высотой 10 см.

3

Развивающая игра «Машинка с шариком»

Привязать к машинке с инерционным двигателем воздушный шарик, запустить машинку.

Вызвать у детей веселое настроение. Поиграть с детьми в догонялки за шариком.

Машинка с инерционным двигателем, воздушные шары.

Вечер:

4

Чтение А. Барто «Девочка – ревушка».

Дети слушают стихотворение без показа картинок. После чтения отвечают на вопросы по содержанию. Девочка что делала? Что она просила пить? Плакать это хорошо?

Познакомить с произведением А. Барто «Девочка – ревушка». Вызвать к плачущей девочке отношение (жалость, сочувствие, желание объяснить ей, что плакать не хорошо и т. д.)

Произведение А. Барто «Девочка – ревушка».

5

Третий лишний. (Развивающая игра с шариками).

Предложить детям найти лишний шарик по его форме. Два круглых, один длинный. Два грушевидных, один круглый, два длинных, один грушевидный и т. д.

Формировать умение различать формы предметов.

Шарики различной формы  (круглые, длинные, грушевидные).

6

Игра на самообслуживание. «Куклу Катю искупаем».

Дети сидят на стульчиках за столом, на столе ванночка для купания с теплой водой, полотенце, мыло. Воспитатель просит детей помочь ей, напомнить порядок мытья. Дети трогают воду, для того чтобы убедиться, что температура воды подходит для купания. Напомнить детям о том, что может произойти, если вода будет горячей или холодной.

Воспитывать в детях любовь к чистоте через показ купания куклы.

Ванночка с водой, душистое мыло, махровое полотенце, пустые флакончики из под шампуня.

Четверг

Утро:

1

Пальчиковая гимнастика. «Детский сад».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики : «Ура!»

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Развивать мелкую моторику рук.

После гимнастики покатать по ладошке карандаш.

2

Подвижная игра «У медведя во бору».

В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый, например помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Маска для проведения подвижной игры.

3

 Развивающая игра с воздушными шарами «Манный бок»

Окунуть шарик в таз с водой, затем обмакнуть шарик мокрым боком в манку. Рассмотреть манные крупинки на шарике, нарисовать человечка. Промыть шарик в воде. Вытереть полотенцем.

Вызвать у ребенка положительные эмоции от эксперимента.

Музыкальное сопровождение «Вот и вышел человечек…», манка, полотенце, клеенка, таз с водой.

Вечер:

4

Рисование «Травка зеленеет» 

Дети под контролем воспитателя набирают краску на кисть, мазками наносят «сочную травку».

Формировать умение идентифицировать зеленый цвет, правильно работать кисточкой, рисовать короткие штрихи; любоваться готовым рисунком.

Кисточки, альбомные листы, непроливайки с водой, салфетки, акварельная краска зеленого цвета, картинка или фото весенней травы.

5

 Развивающая игра с воздушными шарами «Пирамидка на шарике»

Надуть длинный шарик, так чтоьы остался длинный кончик, а объемная часть была около 10 см. Ребенок как на стержень надевает кольца от пирамидки. Мягкие тряпичные и пластмассовые.

Формировать умение надевать кольца пирамидки. Отрабатывать мелкую моторику, повторять цвета.

Воздушные шарики, кольца от пирамидки.

6

Дидактическая игра Что делает?

Дидактическая игра «Что делает?» Картинки с рисунками различных профессий людей.

Развивать речь детей, обогащать словарь, обучать выбору глаголов обозначающих действие человека.

Дидактическая игра «Что делает?»

Пятница

Утро:

1

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Побеседовать с детьми об общественном транспорте. Показать картинки автобуса, троллейбуса.

Развивать связную речь, логику, мышление.

Картинки по сюжету.

2

Конструирование «Синяя башня».

Воспитатель показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки (использует синие кубики). «Я найду синий кубик, поставлю его на столе, возьму еще такой же кубик и поставлю его вот так на этот кубик, подравняю их. Теперь возьму еще один кубик и поставлю сверху, тоже подравняю. Вот какая башня получилась. Прилетела на башню птичка. 
                                  Маленькая птичка прилетела к нам. 
                                 Маленькой птичке зернышек я дам. 
                                 Маленькая птичка зернышки клюет. 
                                 Маленькая птичка песенку поет. 
А теперь постройте такую же башенку. 

Учить детей действовать по показу, акцентировать внимание на синем цвете, способствовать речевому общению.

4 кубика красного для детей и 4 синего цвета для показа, птичка на каждого ребенка.

3

 Развивающая среда с воздушными шарами. «Покажи, где шарик».

В матрешках спрятаны шарики. Ребенок ищет шарик открывая каждую матрешку.

Развитие мелкой моторики с помощью воздушных шаров.

Набор матрешек, не  надутые воздушные шарики.

Вечер:9

4

«Волк и цыпленок» (Подвижная игра с воздушными шарам).

Взять круглый желтый шарик –цыпленок. Цыпленка берет ребенок.  По сигналу воспитателя цыпленок спасается от волка. Воспитатель – волк.

Развивать ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя.

Маска волка, желтый шарик.

5

Чтение стихотворения «Перчатки» по английской песенке. Игра  на развитие мелкой моторики «Перчатки».

Прочесть детям стихотворение. После произведения поиграть в игру на одевание перчаток.

Расширять кругозор детей. Упражнять в различении цвета предмета и его размера, тренировать произвольное внимание и память, развивать эмоциональную сферу; помочь детям понять и полюбить стихотворение.

Произведение «Перчатки»,трикотажные и тряпочные перчатки.

6

 Лепка «Солнышко»

Перед началом занятия подготовьте основу — «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Прочитайте стихотворение  про солнышко:

Солнышко, солнышко,

 Выгляни в окошко;

 Любят тебя детки,

 Детки-малолетки.

- У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи .

Предложите нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону — так получается солнечный луч.

Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин.

Продолжать учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы картона синего или голубого цвета формата А5; пластилин желтого цвета.

 

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

  1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
  4. Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
  5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Литература:

  1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977. – 176с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
  5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2008. – 288 с.
  6. Петерсон  Л.Г.,Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента»,2006(3-е изд.) – 224с.
  7. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
  8. Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
  9. Шквыря Ж. Ю. Развивающие игры с воздушными шарами для малышей – ООО «Феникс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...

Познавательно-исследовательский проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Развитие сенсорики у детей раннего возраста  является одним из главных аспектов их полноценного развития.Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувст...

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"...

Проект «Давайте, поиграем» по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры и пособия.

Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).Тип проекта: познавательно – игровой.Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Цель проекта: создание педагоги...

Презентация дистанционного проекта "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Дистанционный проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, яв...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры в домашних условиях

Мастер-класс для родителей« Сенсорное развитие детей  раннего возраста через дидактические игры в домашних условиях»Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и вре...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...