Главные вкладки

    Воспитание толерантной личности в условиях современного общества
    консультация по теме

    Афанасьева Ольга Викторовна

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков.

    Поэтому в дошкольном учреждении необходим  поиск новых подходов к воспитанию детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге сформированности гражданской позиции ребенка, учете и использовании его возрастных и индивидуальных особенностей, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения  и включения в систему социальных отношений.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, совершенствование семейного воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей16.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание толерантной личности в условиях современного общества.

    ….Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Мирное будущее зависит от наших ежедневных усилий и действий. Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать ее суть умом и сердцем.

    Федерико Майор (Генеральный директор ЮНЕСКО в 1987- 1999 г.г)

    Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков.

    Поэтому в дошкольном учреждении необходим  поиск новых подходов к воспитанию детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге сформированности гражданской позиции ребенка, учете и использовании его возрастных и индивидуальных особенностей, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения  и включения в систему социальных отношений.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, совершенствование семейного воспитания.

    Социальная успешность воспитанника создаётся интегральными действиями. Для детей перспектива социальной успешности зависит от качества деятельности образовательного учреждения, образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ребенка, возможностей среды, в которой идёт процесс социализации.

    Ответственность за социальную успешность воспитанников принимают на себя образовательные учреждения, следовательно, образовательное учреждение «по умолчанию» становится субъектом социальной ответственности. По мнению ученых, единая система образования и воспитания – в свою очередь также результат интеграции различных процессов:

    - Социальное образование, в ходе которого дети выполняют социализирующие личность проекты (спонсорство, милосердие, благотворительность, выхаживание и т.д.). Включение детей в эту деятельность имеет не только огромное ценностнообразующее значение, но и прямой эффект влияния на социальное выздоровление общества.

    - Культурное образование формирует в большей мере навыки устойчивого участия в деятельности культурной среды, воспитывает собственно гуманитарную культуру.

    - Духовное образование через знакомство с жизнью замечательных людей, историей культур и религий, с применением проектных форм совместной работы воспитанников, педагогов и родителей способно оказать существенное положительное воздействие на духовное формирование личности.

     - Нравственное образование. Формирование устойчивого отношения, веры в такие ценности, как необходимость всегда говорить правду, выполнять данное обещание, слово, клятву, присягу, быть честным во всем и всегда уважать права и собственность других, быть трудолюбивым и бережливым, воспитывать в себе самоуважение и самодисциплину, быть готовым отвечать за себя и за свои действия, быть правопослушным, чтить своих родителей, уважать старших, вести себя воспитанно по отношению к другим, помогать слабым, быть милосердным, отзывчивым и добрым.

    - Патриотическое воспитание и образование. Речь идет о воспитании чувства, а не о формировании представлений.  Начинается эта деятельность с формирования привязанности к своему дому, двору, своей улице, своему городу, то есть к своим «самым малым родинам». А уже от них переходит к «большой», к Отечеству.

    - Поликультурное образование. Необходимо воспитание толерантности – терпимости к ценностям других обществ (цивилизаций), а также, и особенно, к культурам отдельных групп.

    Тольятти является многонациональным и поликонфессиональным городом. Реальной основой для деятельности террористических и экстремистских организаций могут являться конфликты, возникающие на этноконфессиональной основе. К числу дестабилизирующих факторов в этой сфере относятся:

    - рост националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов;

    - несоблюдение норм и правил поведения мигрантов на территории округа;

    - отсутствие системы этнокультурной, социальной адаптации мигрантов  и коренного населения к новым этнокультурным и социальным условиям;

    - интолерантность молодежи; недостаточное внимание к сфере межкультурного воспитания.

    Проблема дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения города.

    Анализ негативных процессов, зафиксированных социологическими исследованиями, свидетельствует о необходимости проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику.

    Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

    Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

    Семья располагает условиями, которые наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста.

    Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни ребенка играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка.

    Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка.

    Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом, - все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно, - своими поступками, высказываниями и т.д.

    Подражая родителям как самым близким и авторитетным для него образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.

    Таким образом, в семье складываются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения, отношения к миру и окружающим ребенка людям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

    Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

    Буклет для родителей "Воспитание толерантной личности"

    Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями. Ведь именно родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой ...

    Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

    В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...