«Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе»
консультация (средняя группа) на тему

Андреева Ольга Леонидовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvetstvennoe_roditelstvo.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе.»

                                                                                        Ребёнок учится тому,

                                                                                        Что видит у себя в дому:

                                                                                        Родители пример тому.

                                                                                                       П.И. Пидкасистный

        Существует множество институтов воспитания детей: детский сад, семья, школа, кружки и т.д. Какой институт является основным в воспитании ребенка? Почему?

Семья – древнейший, уникальный, важнейший социальный институт, в котором происходит физическое и духовное взросление человека.

Семья создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений. Роль семьи является исходной, определяющей в формировании личности.

Ни один из других институтов общественного воспитания не может сравниться с семьей в этом отношении. Они могут лишь корректировать семейное воспитание. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Родительская любовь – одна из самых больших человеческий ценностей. Любовь к ребенку должна быть безусловной.

Как вы понимаете «безусловная любовь»? Это любовь и принятие без каких-либо условий. Не надо ставить каких-либо условий типа: «Если ты будешь хорошо себя вести, то  я буду тебя любить» и др. Любви много не бывает, но она должна быть разумной (пример со стулом) Правильная разумная любовь матери и отца помогает раскрыть ребенку свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Замечательно сказал об этом В.Берестов

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук, за то, что ты - сын

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет, копирует своих родителей, подражает мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Причем копируют не только положительные моменты, действия, выражения, но и отрицательные (курит, ругается). Существует множество примеров не совсем правильного воспитания, следствием которого станут нежелательные факты. (примеры: папа обижает маму, слова девочки о том. Что когда она вырастет…) Очень заласканный и занеженный мальчик, если его не увлечь каким-то мужским делом (спортом), вряд ли сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе.

Сыновьям властных матерей – семейных лидеров грозит такая же участь. В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную пассивную роль. Мальчики, лишенные общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания.

       Считается, что к 3 годам характер ребенка уже сформирован, заложена определенная биологическая программа, и он «плывет» по жизни, направляемый ею, в последующие годы будет идти развитие в соответствии с этим, либо придется приложить огромные усилия, чтобы что-то поменять, чего-то достичь. Мы, родители, конечно, можем внести свои поправки, но эффективными и полезными они окажутся только в том случае, если не будут противоречить этому коду – программе, а будут следовать за ее течением. Можно дополнять, расширять ее, поддерживать, но плыть против нет ни малейшего смысла: утонут все ваши благие воспитательные намерения.  

Кроме того, за 3 года ребенок получает столько-же информации, сколько ее будет в последующие годы. Упущения в развитии детей раннего возраста негативно сказываются на всей последующей жизни человека и очень трудно поддаются корректировке в дальнейшем. Вот почему так важен этот период, вот почему на вас лежит такая большая ответственность.

    Родительство – это уникальный труд, где нужна самоотдача и самовоспитание.  Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?

А теперь подумайте, для кого это нужно для ребенка, его дальнейшей жизни или для вашего удобства?

Современная жизнь стала требовать психологической гибкости и стало очевидным, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий интеллект, а те, у которых высокая эмоциональная устойчивость, которые восприимчивы к новым условиям, и которые умеют общаться. Поэтому очень важная задача воспитания – чтобы ребенок был успешен.

Задание «Грецкий орех»

Все дети разные, у всех свой характер и свой темперамент, свои особенности. И все это необходимо учитывать в воспитании. И не надо сравнивать своего ребенка с успехами других детей. Очень хорошо развивать в себе эмпатию – умение поставить себя на место ребенка.

Еще этот тест говорит о вашей активности, вашей жизненной позиции.

  Игра «Стили воспитания» Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с детьми трех лет заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Вот несколько советов:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу;
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;
  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать ребенка (личность) отрицательно, это ранит его самолюбие, подавляет инициативу, порождает неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить ребенка, внушить уверенность, помочь;
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком , когда он упрямится, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать малышу право самому выбирать, что и как он будет делать, развивайте самостоятельность;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать себя на его месте;
  • Обращайте внимание на эмоциональные состояния других детей и взрослых;
  • В доступной форме рассказывайте ребенку, что такое хорошо и плохо;
  • Любите своего ребенка за то, что он есть, говорите ему об этом, не стесняйтесь проявлять свои чувства – это основа душевного комфорта.

Язык ответственных родителей содержит такие фразы:

- Я так горжусь тобой.                                                                                                              - У тебя это дело получилось так хорошо.                                                                       - Покажи мне, как ты это делаешь.                                                                                                    - Ты и вправду оказываешь мне большую помощь.                                                                    - Что ты об этом думаешь?                                                                                                                             - Я уважаю твое мнение.                                                                                                   -  Мне действительно очень нравится тот способ, как ты это сделал.                                - Это свидетельствует, как много труда ты в это вложил(а)                                              - Я понимаю твое огорчение, я знаю, как ты старался. 

Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых-родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания.

          «На родителях, только на родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…» В.Г.Белинский

                                              

Ответственное родительство

Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель?

  Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Что такое ответственное родительство?

  В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

  По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.

2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

3. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.

4. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;

5. Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.

6. Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Задачи ответственного родительства

• сохранение здоровья и жизни ребенка;

• материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;

• находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

  Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

• Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.

• Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.

• Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

12 признаков ответственных родителей

Адекватная самооценка – дело семейное. Формируется она, как и прочие основы личности, рано, по мнению Э. Берна, до 6-летнего возраста. Это достигается проявлением безусловной любви (любви без всяких условий, а не при наличии хорошего поведения), восприятием ребенка как другой отдельной личности.                

Ответственные родители говорят: “мой ребенок заболел” или “он пошел в первый класс”, а созависимые говорят “мы переболели корью”, “мы пошли нынче в первый класс”. В слове “мы” нет восприятия ребенка как другого человека, отдельного от родителя. Это неуважение к личности ребенка. Позитивные послания, замечания весьма способствуют высокой самооценке ребенка.                                                                              

Ответственные родители подбадривают ребенка в том, чтобы он сам делал выбор. Так формируется навык решения проблем.                                                                                      

Дети ответственных родителей вырастают уверенными в себе (это не одно и то же, что самоуверенными), с большими личностными ресурсами, способными принимать на себя ответственность. Это имеет отношение к профилактике зависимости, поскольку зависимость (алкогольная, наркотическая) – это болезнь безответственности.              

Если матери и отцы научились быть ответственными родителями (а родительству можно учиться!), то вместо демонстрации своего превосходства над детьми они показывают, как можно полагаться на самого себя. И дети верят в свою компетентность.                  

Ответственные родители убеждены, что они сами нисколько не лучше, не выше, но и нисколько не хуже, не ниже в человеческом достоинстве, чем их дети. Дети в подобных семьях вырастают в уверенности своего равенства с другими людьми по чувству собственного достоинства.                                                                                                    

Взаимное уважение – вот руководящий принцип ответственных родителей. И тогда родители не устраивают таких ситуаций, конфликтов, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Постоянное чувство вины не является социально полезной эмоцией, как верят многие люди. Только взрослые люди, не мучимые чувством вины, могут уважать своих родителей, уважать себя. Без чувства вины лучше налаживаются контакты с другими людьми.                                                                                                                            

Дети ответственных родителей доверяют другим людям. Неудивительно, что люди их любят.                                                                                                                                      

Ответственные родители смело обнаруживают свое несовершенство перед детьми (нет в мире совершенства!), придерживаются реалистических стандартов как для себя, так и для детей. Родители сами не упускают из виду свои сильные стороны, свои реальные достоинства и сфокусированы на сильных сторонах детей. Родители терпеливы и не очень озабочены своим имиджем родителя или образцовой семьи перед другими. Поддержание имиджа ведет к утрате своего собственного я. Точка отсчета должна быть внутри, а не вовне. Мало ли что скажут другие. Важна собственная уверенность.              

Дети ответственных родителей фокусируют внимание на конкретной жизненной задаче. У них нет страха, что не справятся, что их ждет провал, как на это посмотрят другие. Дети склонны рассматривать свои ошибки как вызов себе, пытаются сделать то же самое снова и снова с учетом урока из ошибок и добиваются успеха. Юноши из таких семей имеют мужество испытать себя в новых обстоятельствах.                                                      

Дети ответственных родителей гораздо более терпимы к другим, чем дети созависимых родителей. Созависимые родители ошибочно полагают, что любое желание ребенка должно быть выполнено (другая крайность – запрещено). Часто я слышала от родителей фразу: “Ребенок у меня на первом месте, он для меня человек номер один, я сама у себя на десятом месте”. Попадать в рабство к ребенку тоже не стоит. Это опасно, поскольку научает ребенка не уважать права других. В этом есть опасное послание: быть эгоцентричным – нормально.                                                                                      

Ответственные родители учат своих детей собственным примером тому, что все люди важны, достойны, включая родителей. Осознавать себя достойными людьми – значит не попадать в ситуацию, когда родители становятся половой тряпкой, о которую дети могут вытирать ноги. Быть ответственным родителем – значит иногда говорить ребенку “нет” и уважительно относиться к его “нет”.  

                                                                                               

Взаимное уважение – вот руководящий принцип ответственных родителей. И тогда родители не устраивают таких ситуаций, конфликтов, в которых дети чувствуют себя виноватыми. Постоянное чувство вины не является социально полезной эмоцией, как верят многие люди. Только взрослые люди, не мучимые чувством вины, могут уважать своих родителей, уважать себя. Без чувства вины лучше налаживаются контакты с другими людьми. Язык ответственных родителей содержит такие фразы: Я так горжусь тобой. У тебя это дело получилось так хорошо. Покажи мне, как ты это делаешь. Ты и вправду оказываешь мне большую помощь. Что ты об этом думаешь? Я уважаю твое мнение. Мне действительно очень нравится тот способ, как ты это сделал. Это свидетельствует, как много труда ты в это вложил(а). Я понимаю твое огорчение, я знаю, как ты старался.

Факторы, определяющие ответственного родителя

  1. Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.
  2. Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.
  3. Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне. Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.
  4. Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.
  5. Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т. д.
  6. Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.
  7. Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

  Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, родители приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Прежде чем подарить этому миру новую жизнь, ответьте себе на вопрос:

«Готов ли я с момента рождения ребенка нести за него ответственность и разделять все его печали и радости?»

Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп. Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника».

В ходе занятия используются следующие формы и методы работы: психогимнастические упражнения, работа в подгруппах, тест «Модель семьи», мозговой штурм, аудиозаписи с голосами детей, презентация «Моя се...

«Актуальность патриотического воспитания у дошкольников в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО»

Актуальность патриотического воспитания у дошкольников в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО....

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран про...

публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.

    Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...

статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.                Образованию отводит...