Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп. Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника».
методическая разработка по теме

Николаенко Ирина Леонидовна

В ходе занятия используются следующие формы и методы работы: психогимнастические упражнения, работа в подгруппах, тест «Модель семьи», мозговой штурм, аудиозаписи с голосами детей, презентация «Моя семья» и др. Занятие способствует оптимизации детско-родительских отношений, повышению внимания к потребностям ребенка, сохранению и развитию внутрисемейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc124.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt113 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп

Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника»

Цель: обогащать представления родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; формировать педагогическую и психологическую сознательность родителей; способствовать анализу родителями своего личного педагогического опыта; способствовать оптимизации детско-родительских отношений, повышению внимания к потребностям ребенка, сохранению и развитию внутрисемейных ценностей; побуждать родителей применять полученные знания на практике; создать обстановку взаимодоверия и взаимопонимания, удовольствия от взаимодействия друг с другом.

Материалы: бэйджики; микрофон; плакаты «Модель семьи», «Воспитательные влияния», «Правила для ребенка»; цветная и белая бумага, цветные, простые карандаши, ручки, фломастеры, ножницы, клей; аудиозапись с ответами детей; мультимедийный проектор и экран; ноутбук.

Ориентировочное время: 1,5  – 2 часа.

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии с элементами тренинга, посвященном вопросам семьи и семейного воспитания.

- Тема занятия «Семья как основа развития личности дошкольника». Эта тема выбрана не случайно, ведь все мы прекрасно знаем,  что первым и главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Семья - это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми.

- Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И именно от вас зависит, какое влияние – положительное либо отрицательное – вы будете оказывать на своего ребенка и каким человеком он вырастет. В этом вопросе родители всегда могут рассчитывать на детский сад, ведь мы делаем общее дело – воспитываем новое, молодое поколение. Объединив наши усилия, мы можем достигнуть самых лучших результатов и вырастить прекрасных, здоровых, развитых ребят.  

- Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим и обсудим некоторые аспекты семейного воспитания, формирования семейных ценностей, взаимопонимания в семье.

Аудиозапись с ответами детей

- А вот что думают наши дети о том, что же такое семья.

Упражнение – микрофон «Закончи предложение»

- Давайте попробуем дать ответ на вопрос: что для вас семья?

Родители по очереди заканчивают предложение, передавая друг другу микрофон: семья – это …

- В научной трактовке, cемья – это вид социальной общности,  важнейшая  форма организации личного быта, основанная на  супружеском  союзе  и  родственных связях,  то  есть  на  многосторонних  отношениях  между  мужем  и   женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими  общее хозяйство.

- Но, в первую очередь, семья – это родители и дети, их общие интересы, мечты, стремления и взгляды на жизнь, это традиции и правила, переходящие из поколения в поколение. У каждого из вас представления о семье различаются, но именно они делают ваши семьи особенными и неповторимыми, не похожими на другие.

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: способствовать сплоченности в группе; создание доброжелательной атмосферы.

- Я предлагаю нам познакомиться поближе через презентацию своей семьи.

- Перед вами на столах – цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши. Ваша задача – за 5 минут составить аппликацию или рисунок, который расскажет нам о вашей семье, какой вы ее себе представляете (в виде цветов, животных, космических тел и т.п.).

Упражнение выполняется под спокойную музыку.

- Прошу вас по очереди показать свои работы и кратко рассказать о своей семье.

- Вы старались изобразить ваши семьи так, как вы себе их представляете. И ваши работы, в некотором роде, уникальны, потому что сквозь них просматриваются те ценности, особенности, приоритеты, которые присущи именно вашей семье. Всегда приятно видеть доброжелательную, спокойную атмосферу в семье.

Тест «Модель семьи»

- Семья – это родители и дети. Родительское отношение к ребенку – это система самых различных чувств, привычных моделей общения с ним, особенностей восприятия его поступков.

- Изобразим отношения родителей и детей при помощи двух кругов: большой круг – это родители, маленький – ребенок. Предлагаю вам рассмотреть несколько моделей отношений родителей с ребенком. При помощи кружков наглядно продемонстрирован уровень психологической совместимости и потребности родителей и детей друг в друге.

             Модель № 1                                                                                 Модель № 2

              Модель № 3                                                                                 Модель № 4

                                                          Модель № 5

- Рассмотрите данные модели и выберите ту, которая, как вы считаете, соответствует вашим реальным отношениям с ребенком. Зарисуйте ее.

Интерпретация.

Модель № 1. Если вашим отношениям с ребенком соответствует модель № 1, вы с ребенком независимы друг от друга и не близки. Это настораживает, стоит задуматься над поиском путей сближения.

Модель № 2. Вы с ребенком независимы друг от друга, не очень близки, но контактируете, имеете что-то общее. Это уже лучше.

Модель № 3. Вы с ребенком как личности очень близки. Это хорошие отношения.

Модель № 4. Вы близки между собой, вы – как одно целое «мы». Это очень хорошие отношения.

Модель № 5. Означает, что одна личность полностью поглощена другой. Для проявления собственного «Я» ребенку не остается места. Это ситуация давления.

- Независимо от того, какую модель вы выбрали, вам и в дальнейшем будет необходимо продолжать строить взаимоотношения со своим ребенком. Какими они будут, зависит от вас. Я вам желаю, чтобы вы видели, чувствовали своего ребенка, жили его интересами и чтобы в ваших отношениях с детьми всегда царило полное взаимопонимание.

Аудиозапись с ответами детей

- Мне трудно определить, как складываются ваши с ребенком взаимоотношения. Но я думаю, что родителям всегда интересно услышать мнение своего малыша по какому-либо вопросу и возможно, о чем-то задуматься. У нас есть такая возможность. Постарайтесь узнать ребенка по голосу.

- Вас порадовали ответы ваших детей?

- Сложно было узнать своего ребенка?

- Удивлены ли вы какими – либо ответами ребят?

Психогимнастическое упражнение «Атомы»

- Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (психолог вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

Последнее число, которое называет психолог – число два. Таким образом, группа делится на пары. Это нужно для следующего упражнения.

Упражнение «Мух лучше ловить на мед»

Работа в парах.

Цель: показать, что подход с позиции силы не всегда самый эффективный способ общения и воспитания, побуждения детей к смене поведения.

Психолог просит участников, разбившихся на пары, стать лицом друг к другу. Один из пары сжимает руку в кулак и держит его перед партнером.

Задание: как можно быстрее разжать кулак партнера. Через 10 секунд психолог останавливает упражнение.

- Большинство участников пытались заставить партнера разжать ладонь силой, но чем больше сил они прикладывали, тем сильнее было сопротивление.

- Применял ли кто-нибудь другой способ побудить партнера разжать ладонь? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

После упражнения психолог инициирует обсуждение эффективности разных методов, фокусируя внимание на полезности действий без принуждения, при условиях уважения к другим.

- Итак, мы пришли к выводу, что решить поставленную задачу при помощи силы было сложнее. Более конструктивными явились другие виды действия (вежливая просьба, убеждение и т.п.), поскольку здесь  проявляется уважение к другому человеку.

- Очень часто различные вопросы и ситуации с детьми взрослые разрешают с помощью силы, забывая о том, что ребенок – это маленькая личность, заслуживающая нашего уважения. Фактически, к ребенку применяется насилие, и физическое, и психологическое, которое может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Родители, никогда так не поступайте:

  1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

  1. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе. Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится. А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!». Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».

Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста. Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок — не раб, родитель — не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Насколько вы сумеете сформировать привязанность ребенка к себе, настолько успешно будут складываться ваши дальнейшие с ним отношения.  

Мозговой штурм «Воспитательные влияния»

Работа в группах.

- В зависимости от основных семейных убеждений родители выбирают и воспитательные влияния относительно своих детей. Давайте попробуем назвать основные из них.

- Первой команде необходимо выбрать положительные воспитательные влияния, второй – отрицательные.

Предлагаемые варианты: поощрение, наказание, запреты, собственный пример, обещания, похвала, подарки, советы, нотации, выговор, критика, приказы, угрозы, мораль, нравоучения, выспрашивания, высмеивания, обвинения, оправдания, требования, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность, убеждение, договор, изоляция, одобрение, поддержка, правила поведения, помощь, порицание.

- Обоснуйте свой выбор.

- Сейчас мы с вами вспомнили те методы и приемы воспитания, которыми каждый из вас пользуется в своей семье, узнали для себя что-то новое. Главное, чтобы используемые воспитательные влияния шли во благо вашему ребенку и не расходились с вашими семейными установками.

Упражнение «Правила для ребенка»

Работа в группах.

Цель: установление ограничений для детей.

- Как вы считаете, нужны ли детям правила?

- Часто общение с ребенком заканчивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные правила для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут угрожать здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения и запреты правилами поведения.

- Ваше задание – написать правила для ребенка, не употребляя частицу «НЕ».

Правила для первой команды:

  • не переходи улицу на красный свет (нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый свет);
  • не спеши во время еды (ешь медленно, спокойно);
  • не кричи так громко (разговаривай тише);
  • не рисуй на стене (рисуй на бумаге);
  • не ходи по лужам (ходи по сухим дорожкам).

Правила для второй команды:

  • не ходи по комнате обутый (ходи по комнате без обуви);
  • не сиди близко к телевизору (садись дальше от телевизора);
  • не ешь мороженое большими кусками (ешь мороженое осторожно);
  • не груби взрослым (разговаривай со взрослыми вежливо);
  • не бери нож (будь осторожен – нож острый).

(Правила с частицей «не» прописаны на стендах.)

- Сложно ли было выполнить задание?

- Правила должны быть в каждой семье. Они сохраняют в ней мир, покой, вырабатывают дисциплинированность и не провоцируют конфликты с детьми и между взрослыми по вопросам воспитания.

Упражнение «Машина времени»

- Существуют разные машины, которые помогают человеку. «Машина времени» поможет нам вернуться в детство. Сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте себя маленьким ребенком. Самое первое, что сохранила память – это детские желания. Вспомните, чего вам хотелось в детстве больше всего, и осуществились ли эти желания. (Звучит спокойная музыка)

- Откройте глаза. Возвращаемся в наш взрослый мир. Какие чувства преобладали, когда вы вспоминали свое детство?

- Безусловно, для ребенка его желания очень важны. Знаете ли вы о желаниях своих детей? Стремитесь ли удовлетворить их разумно и с пользой?

Упражнение «Важные слова»

Работа в группах.

Каждой команде предлагается зашифровать в рисунках слова: первой команде - «любовь» и «забота», второй – «доброта» и «ласка», третьей – «внимание» и «поддержка». Команды презентуют свои рисунки, другие участники отгадывают зашифрованное слово. (Варианты слов – безопасность, внимание, сочувствие, поддержка, взаимопомощь, досуг, симпатия.)

- Слова, которые мы с вами перечислили, действительно очень важны для нас. А для детей – в особенности. Ведь если малыши каждый день получают хотя бы частичку любви, доброты, внимания и поддержки от своих родных, то эти же чувства они привнесут в свои будущие семьи и по таким же принципам будут воспитывать своих детей.

- Пусть в ваших семьях живут эти важные слова, как в этом стихотворении:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Мозговой штурм «Народная мудрость»

Работа в группах.

Цель: активизировать участников путем использования произведений усного народного творчества.

- В течение двух минут вашим командам необходимо собрать из частей целые пословицы и поговорки о семье и об отношениях родителей и детей. Затем команды по очереди зачитают примеры народной мудрости.

- Тяжело переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. От рождения ребенка и до конца своей жизни родители заботятся о судьбе своих детей. Все это известно издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, во многих песнях, поговорках и пословицах. Используя и приумножая народную мудрость в своих семьях, мы тем самым наделяем мудростью и незаменимым жизненным опытом свои будущие поколения.

Пословицы:

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Материнская молитва со дна моря достает.

На что и клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья в куче, не страшна и туча.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Слайд-шоу «Моя семья»

- Мы говорили о том, что каждая семья – особенная, неповторимая, непохожая на другие. В каждой семье свои обычаи, традиции, нормы и правила. И для ребенка семья – самое лучшее, самое теплое, самое безопасное место на земле. Пусть оно таким и остается. Я предлагаю провести вам небольшой экскурс по семьям, чтобы воочию увидеть, какие мы все замечательные и неповторимые.

(Просмотр презентации, в которой используются фотографии из семейного архива участников занятия)

- Надеюсь, дорогие родители, вы получили удовольствие от этого видеоролика, ведь смотреть на своего малыша всегда приятно и радостно.

Упражнение «Солнышко»

Цель: рефлексия по поводу впечатлений от тренинга.

- Семья – это солнце в жизни ребенка, которое освещает ему путь, согревает и оберегает его от жизненных бурь и невзгод. Предлагаю вам изобразить солнышко в честь нашей сегодняшней встречи.

- У вас на столах лежат солнечные лучики. Напишите на них свои впечатления и эмоции от проведенного занятия и прикрепите к солнцу. Озвучьте то, что написали.

В зависимости от высказанных впечатлений, солнцу подбирается соответствующее выражение «лица» (улыбается, спокойное, грустное, сердится и т.п.).  

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Каковы ваши пожелания на следующее занятие?

Подведение итогов

- Спасибо всем за участие в нашем занятии. В завершение встречи я хочу дать вам несколько советов по вопросам воспитания детей:

  • Обращайтесь к ребенку ласково, по имени. Пусть в ваших словах будет звучать любовь к нему.
  • Интересуйтесь желаниями ребенка. Стремитесь разумно и полезно их удовлетворить.
  • Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, наполненным приятными впечатлениями.
  • Помогите малышу преодолеть страхи, неприятности, тревоги, подскажите, как исправить ошибки. Пусть ребенок живет в радости!
  • И не забывайте: у счастливых родителей – счастливые дети!

Будьте счастливы!

Приложение 1

Тест «Модель семьи»

             Модель № 1                                                                                 Модель № 2

              Модель № 3                                                                                 Модель № 4

                                                          Модель № 5

Приложение 2

ЛЮБОВЬ                              ЗАБОТА

     ДОБРОТА                          ЛАСКА

     ВНИМАНИЕ            ПОДДЕРЖКА

Приложение 3

В ГОСТЯХ ХОРОШО,

А ДОМА ЛУЧШЕ.

В СВОЕМ ДОМЕ

И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ,

ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ,

А ЧЕЛОВЕК СЕМЬЕЙ.

МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА

СО ДНА МОРЯ ДОСТАЕТ.

НА ЧТО И КЛАД,

КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД.

НЕ БУДЕТ ДОБРА,

КОЛИ В СЕМЬЕ ВРАЖДА.

ОТЦА С МАТЕРЬЮ ПОЧИТАТЬ –

ГОРЯ НЕ ЗНАТЬ.

СВОЙ СО СВОИМ СЧИТАЙСЯ,

А ЧУЖОЙ НЕ ВСТУПАЙСЯ.

СЕМЬЕЙ ДОРОЖИТЬ –

 

СЧАСТЛИВЫМ БЫТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ,

НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

СЫН  ДА ДОЧЬ –

 

ЯСНО СОЛНЦЕ, СВЕТЕЛ МЕСЯЦ.

ХОТЬ ТЕСНО,

 

ДА ЛУЧШЕ ВМЕСТЕ.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СЕМЬИ,

ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ ПЛОДОВ.

РОДИТЕЛИ ТРУДОЛЮБИВЫ –

 

И ДЕТИ НЕ ЛЕНИВЫ.

ОТЕЦ НАКАЗЫВАЕТ,

ОТЕЦ И ХВАЛИТ.

ДЛЯ ВНУКА ДЕДУШКА – УМ,

А БАБУШКА – ДУША.

В ХОРОШЕЙ СЕМЬЕ

ХОРОШИЕ ДЕТИ РАСТУТ.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей младшей группы «Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем».

Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста,...

Тренинг для родителей детей младшей группы «Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем».

Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста,...

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Круглый стол. Родители детей младшей группы. тема: Адаптация.

Вашему вниманию предлагается текст  выступления психолога детского сада на родительском собрании в младшей группе при первом знакомстве перед началом учебного года....

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Тема: «Кораблики».

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в 1 младшей группе.Тема: «Кораблики»....

консультация для родителей детей младшей группы " Роль изобразительной деятельности в развитие детей"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий ...