Когда ребенку необходима помощь логопеда
консультация по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

Часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда ребенку необходима помощь логопеда

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако, часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них.

Когда необходимо обращаться за помощью к логопеду?  

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, сложными предложениями, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, умение выделять и находить место заданного звука в слове. Если к пятилетнему возрасту у ребенка недостаточно сформирована речь, обязательно нужно обратиться за логопедической помощью. Хотя следует отметить, что устранять речевые недостатки лучше как можно раньше.

С какими нарушениями речи можно определять ребенка в специализированную группу?

В настоящее время с целью дифференцированного обучения детей с различными речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях комплектуются следующие специализированные группы:

1) для детей с фонематическим недоразвитием (при достаточном их наборе);

2) для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

3) для детей с общим недоразвитием речи;

4) для заикающихся детей.

Что характерно для данных речевых нарушений?

Фонетическое недоразвитие предполагает нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе. При фонетико – фонематическом недоразвитии речи нарушено не только звукопроизношение, но еще наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, замена одних звуков другими (более простыми),  один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех звуков, иногда у этих детей наблюдается некоторая лексико – грамматическая несформированность.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Общее недоразвитие речи может проявляться  в разной степени (выделяется три уровня).

Заикание одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках, вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов  во время высказывания, что вызвано судорогами мышц органов речи.

Каковы причины нарушения речи?

Среди  причин речевых нарушений выделяют следующие:

  • недостаточная сформированность речевого  аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • различные воздействия как во внутриутробном периоде (токсикозы, инфекции, интоксикации матерей), так и во время родов (родовая травма, удушье), а также в первые годы жизни ребенка (заболевания центральной нервной системы, травмы мозг).

Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют их созревание и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений.

Как определить ребенка в специализированную группу?

Отбор детей в специализированные учреждения и комплектование групп проводятся психолого – медико – педагогической комиссией, которая принимает желающих по адресу: Мира, 105.

Родителям необходимо подготовить справки от врачей (лора, окулиста, невропатолога, психиатра), выписку из истории развития ребенка и заявление.

При переходе ребенку придется адаптироваться к новой обстановке. Не лучше ли просто обойтись помощью логопеда поликлиники или частного логопеда?

К логопеду поликлиники лучше обращаться в случае нарушения звукопроизношения. При сложном недоразвитии  речи ребенок может получить эффективную помощь лишь в специализированной группе.

Сотрудники специализированных групп делают все возможное, чтобы адаптационный период у детей прошел легко. Как правило, в детских садах со специализированными группами работают психологи, которые помогают детям быстрее влиться в новый коллектив. К тому же наполняемость специализированных групп (в два раза меньше, чем в обычных группах) позволяет больше внимания уделить каждому воспитаннику.

Родителям же остается позаботиться о положительном настрое ребенка.

Куда дети идут учиться после специализированных групп?

Как правило, в обычную общеобразовательную школу, где успешно обучаются.

Коррекционная помощь оказывается только детям с нарушением речи?

Существуют еще специализированные группы для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, с нарушением зрения, задержкой психического и  интеллектуального развития. Механизм определения в них тот же, но для направления в группу с нарушением опорно – двигательного аппарата нужна дополнительно справка от  ортопеда.

Родителям необходимо помнить, что дошкольный возраст является периодом оптимальных возможностей для развития. Поэтому устранение многих нарушений у детей  в дошкольном возрасте происходит с большей эффективностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда ребенку необходима консультация невролога?

Представлен перечень проявлений - симптомов в поведении ребенка от рождения до 7 лет, которые преодолеваются медикаментозным лечением. назначаемым врачом - неврологом. Материал логопедического центра ...

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Представлены недостатки речевого развития ребенка - дошкольника, которые не компенсировались сами в положенные сроки, требующие участия логопеда. Материал логопедического центра "Елена", СПб....

когда ребенку необходима помощь со стороны родителей

в статье рассматриваются типичные конфликтные ситуации,в которые попадает ребенок.даны рекомендации как правильно реагировать родителю на подобные ситуации. материал очень полезен и доступен....

Как определить, что ребенку нужна помощь логопеда?

Статья адресована родителям в помощь для определения необходимости обращения к логопеду....

6 ПРИЗНАКОВ, ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНА ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ! И НЕ СТОИТ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ОН САМ ЗАГОВОРИТ…

   Важным рубежом считается возраст 2,5 года. Если у ребенка в этом возрасте не появилась речь, родителям стоит отнестись к этому серьезно. Но есть несколько симптомов, которые сами п...

Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?

Часто родители считают, что если ребенок попал к логопеду, то все проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется участием семьи в этом процессе. Родители должны знать, что любой...

Когда ребенку необходима нейропсихологическая коррекция

Когда ребенку необхлдима нейропсихологическая коррекция...