Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.
методическая разработка по теме
Методические рекомендации для родителей
по лексическим темам.
СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ
(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой)
Блок №1. «Мир растений»
Тема «Фрукты»
Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дерево, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д.
Признаки: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.
Действия: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. Тема
Тема «ОВОЩИ»
Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.
Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д.
Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.
Тема «ЯГОДЫ»
Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.
Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д.
Действия: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.
Тема «ЦВЕТЫ»
Существительные: растение, цветок; нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д. (садовые цветы); незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак (полевые цветы); крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох (лекарственные растения); кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия (растения, занесённые в Красную книгу); земля, сад, клумба, поле, луг, лес; корни, стебель, листья, бутон, лепестки; вода, полив; ваза, букет, венок, подарок, праздник; польза, корм, лекарство, чай, мёд, Красная книга.
Признаки: красивые, пахнущие, нежные, цветущие; красный, жёлтый, белый, зелёный и т.д. (цвет); полевые, луговые, лесные, садовые, дикие; лечебные, полезные, пахучие, сушёные; редкие, исчезающие.
Действия: сажать, выращивать, ухаживать; расти, цвести, распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, заваривать, лечиться, дарить, радовать, есть; заносить (в Красную книгу), охранять, исчезать.
Тема «ДЕРЕВЬЯ, ЛЕС»
Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты.
Признаки: лиственные, хвойные (деревья), лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет).
Действия: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
Блок №2. «Мир животных»
Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, щенята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.
Признаки: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые.
Действия: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»
Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нор, дупло, берлога, логово.
Признаки: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий.
Действия: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.
Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА»
Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды.
Признаки: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.
Действия (словарь см. в теме «Животные нашего леса»).
Тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; яйца, птенцы, перья, мясо; курятник, насест, озеро.
Признаки: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие.
Действия: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать.
Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»
Существительные: птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка и т.д.; корм, кормушка, скворечник; стая, птенцы; лес, город, дерево, гнездо, юг, птицы, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; зимовка.
Признаки: дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные, водоплавающие.
Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить; петь, щебетать, уничтожать (вредных насекомых) и т.д.
Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ ЮГА И СЕВЕРА»
Существительные: птица, пеликан, павлин, попугай, страус, пингвин, гагара, фламинго и т.д.; корм; юг, север, пустыня, холод, жара.
Признаки: южные, северные, летающие, нелетающие (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).
Действия (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).
Тема «ЗЕМНОВОДНЫЕ»
Существительные: лягушка, тритон, крокодил, черепаха; земля, вода.
Признаки: земноводные, плавающие.
Действия: жить, ползать, плавать, квакать и т.д.
Тема «НАСЕКОМЫЕ»
Существительные: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук; улей, дупло, нора, муравейник; кокон, куколка; крылья, голова, усы, лапки (три пары, или 6 лапок, у насекомых, 4 пары, или 8 лапок, у паука); цветы, пыльца, корм, польза, вред; мёд.
Тема «РЫБЫ»
Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва и т.д.; мальки, икринки, продукты, уха; река, море, океан, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.
Признаки: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.
Действия: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.
Тема «ЧЕЛОВЕК»
Существительные: человек, мужчина, женщина, ребёнок; части тела, голова, туловище, спина, живот, руки, ноги, шея, ладони, ступни, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), глаза, волосы, рот, нос, уши, язык, зубы; вкус, зрение, слух, обоняние, голос, речь.
Признаки: взрослый, детский, высокий - низкий, умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый, трудолюбивый - ленивый, здоровый - больной и т.д., левая - правая (руки).
Действия: дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, слышать, нюхать, говорить.
Блок №3. «Мир человека»
Тема «СЕМЬЯ»
Существительные: семья, родственники, папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя; фамилия, имя, отчество.
Признаки: дружная (семья); ласковая, добрая, трудолюбивая, заботливая, внимательная, строгая (мама), старший, младший.
Действия: жить, воспитывать, помогать.
Тема «ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД»
Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, проспект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримечательности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следующей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи.
Признаки: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома).
Действия: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (достопримечательности).
Тема «ТРАНСПОРТ»
Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.
Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.
Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).
Тема «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»
Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы,
дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.
Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёрдый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол);, столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).
Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.
Тема «ПОСУДА»
Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарница, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар.
Признаки: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечерний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый.
Действия: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.
Тема «ОДЕЖДА»
Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, щуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной.
Признаки: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда).
Действия: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёгивать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.
Тема «ОБУВЬ»
Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д.
Признаки: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, кожаная и т.д.
Действия: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.
Тема «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
Существительные: шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панама, панамка, фуражка, берет; голова, уши.
Признаки: головные; зимние, летние, осенне-весенние, сезонные; вязаные, кожаные, меховые; тёплые, лёгкие.
Действия: одевать, надевать, снимать, завязывать, застёгивать, защищать.
Тема «ПРОФЕССИИ»
Существительные: профессия, работа; учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.
Признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д.
Действия: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду,
строитель - строит дома и т.д.
Тема «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Существительные: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты; рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, перец, сахар; крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, бакалея; продавец, магазин.
Признаки: продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт), кондитерские (изделия).
Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для родителей по лексическим темам. | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»
Данные рекомендации предназначены для закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и формирования всех грамматических категорий у ребенка до...
Методические рекомендации для родителей по лексической теме " Перелетные птицы"
Рекомендации для выполнения домашних заданий...
методические рекомендации для родителей по лексической теме "Комнатные растения"
лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Комнатные растения"...
Методические рекомендации для родителей по лексической теме: "Растения луга и сада"
В методических рекомендациях представлены игры и упражнения в рамках лексической темы: "Растения луга и сада"....
методические рекомендации для родителей по лексической теме "Зима"
Материал представляет собой методические рекомендации, которые направлены на обогащение словаря детей словами предметами, признаками, действиями по теме "Зима", а также задания на развитие г...
методические рекомендации для родителей по лексической теме "Игрушки" для детей ЗПР
методические рекомендации для родителей по лексической теме "Игрушки"...
Методические рекомендации для родителей по лексической теме "Моя семья". Ранний возраст.
Методические рекомендации для подителей по лексической теме "моя семья".Ранний возраст....