Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

    Ларюшкина Полина Викторовна

    Методические рекомендации для родителей

    по лексическим темам. 

    СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

    (Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой)

     

    Блок №1. «Мир растений»

     

    Тема «Фрукты»

    Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дере­во, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д.

    Признаки: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, оваль­ная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.

    Действия: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. Тема

     

    Тема  «ОВОЩИ»

    Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, пет­рушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.

    Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д.

    Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, со­лить, варить, жарить, готовить, есть.

     

    Тема «ЯГОДЫ»

    Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); ма­лина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полян­ка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.

    Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д.

    Действия: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить.

     

    Тема «ЦВЕТЫ»

    Существительные: растение, цветок; нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д. (садовые цветы); незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак (поле­вые цветы); крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох (лекарственные растения); кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия (растения, занесённые в Крас­ную книгу); земля, сад, клумба, поле, луг, лес; корни, стебель, листья, бутон, лепестки; вода, полив; ваза, букет, ве­нок, подарок, праздник; польза, корм, лекарство, чай, мёд, Красная книга.

    Признаки: красивые, пахнущие, нежные, цветущие; красный, жёлтый, белый, зелёный и т.д. (цвет); поле­вые, луговые, лесные, садовые, дикие; лечебные, полезные, пахучие, сушёные; редкие, исчезающие.

    Действия: сажать, выращивать, ухаживать; расти, цвести, распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, за­варивать, лечиться, дарить, радовать, есть; заносить (в Красную книгу), охранять, исчезать.

     

    Тема «ДЕРЕВЬЯ, ЛЕС»

    Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты.

    Признаки: лиственные, хвойные (деревья), лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осен­ний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет).

    Действия: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

     

    Блок №2. «Мир животных»

     

    Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, ще­нята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, че­ловек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

    Признаки: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые.

    Действия: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, ла­ять, мяукать.

     

    Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

    Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчо­нок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волча­та; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нор, дупло, бер­лога, логово.

    Признаки: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гор­дый, спокойный, сильный, слабый, дикий.

    Действия: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

     

    Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА»

    Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бе­гемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды.

    Признаки: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.

    Действия (словарь см. в теме «Животные нашего леса»).

     

    Тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

    Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; яйца, птенцы, перья, мясо; курятник, насест, озеро.

    Признаки: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие.

    Действия: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, кря­кать, гоготать.

     

    Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ»

    Существительные: птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка и т.д.; корм, кормушка, скворечник; стая, птенцы; лес, город, де­рево, гнездо, юг, птицы, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; зимовка.

    Признаки: дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные, водоплавающие.

    Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить; петь, щебетать, уничтожать (вредных насекомых) и т.д.

     

    Тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ ЮГА И СЕВЕРА»

    Существительные: птица, пеликан, павлин, попугай, страус, пингвин, гагара, фламинго и т.д.; корм; юг, се­вер, пустыня, холод, жара.

    Признаки: южные, северные, летающие, нелетающие (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).

    Действия (словарь см. в теме «Дикие птицы нашей полосы»).

     

    Тема «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

    Существительные: лягушка, тритон, крокодил, черепаха; земля, вода.

    Признаки: земноводные, плавающие.

    Действия: жить, ползать, плавать, квакать и т.д.

     

    Тема «НАСЕКОМЫЕ»

    Существительные: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук; улей, дупло, нора, муравейник; кокон, куколка; крылья, голова, усы, лапки (три пары, или 6 лапок, у насекомых, 4 пары, или 8 лапок, у паука); цветы, пыльца, корм, польза, вред; мёд.

     

    Тема «РЫБЫ»

    Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва и т.д.; мальки, икринки, продукты, уха; река, море, океан, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, хищ­ники, рыбалка, крючок, червяк.

    Признаки: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.

    Действия: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.

     

    Тема «ЧЕЛОВЕК»

    Существительные: человек, мужчина, женщина, ребёнок; части тела, голова, туловище, спина, живот, руки, ноги, шея, ладони, ступни, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), глаза, воло­сы, рот, нос, уши, язык, зубы; вкус, зрение, слух, обоняние, голос, речь.

    Признаки: взрослый, детский, высокий - низкий, умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый, тру­долюбивый - ленивый, здоровый - больной и т.д., левая - правая (руки).

    Действия: дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, слышать, нюхать, говорить.

     

     

    Блок №3. «Мир человека»

     

    Тема «СЕМЬЯ»

    Существительные: семья, родственники, папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя; фамилия, имя, от­чество.

    Признаки: дружная (семья); ласковая, добрая, трудолюбивая, заботливая, внимательная, строгая (мама), старший, младший.

    Действия: жить, воспитывать, помогать.

     

    Тема «ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД»

    Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, про­спект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримеча­тельности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следую­щей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи.

    Признаки: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома).

    Действия: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (до­стопримечательности).

     

    Тема «ТРАНСПОРТ»

    Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, гру­зовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, ка­бина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, до­рога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

    Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, же­лезнодорожный, спортивный.

    Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные об­разования: приехать, уехать, отъехать).

     

    Тема «КВАРТИРА, МЕБЕЛЬ»

    Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы,

    дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.

    Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёр­дый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол);, столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).

    Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.

     

    Тема «ПОСУДА»

    Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, ка­стрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарни­ца, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар.

    Признаки: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечер­ний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый.

    Действия: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.

     

    Тема «ОДЕЖДА»

    Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, щуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, ман­жеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мо­роз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной.

    Признаки: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда).

    Действия: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёги­вать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.

     

    Тема «ОБУВЬ»

    Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссов­ки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д.

    Признаки: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, ко­жаная и т.д.

    Действия: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.

     

     

    Тема «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

    Существительные: шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панама, панамка, фу­ражка, берет; голова, уши.

    Признаки: головные; зимние, летние, осенне-весенние, сезонные; вязаные, кожаные, меховые; тёплые, лёгкие.

    Действия: одевать, надевать, снимать, завязывать, застёгивать, защищать.

     

    Тема «ПРОФЕССИИ»

    Существительные: профессия, работа; учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, тан­цор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.

    Признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д.

    Действия: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду,

    строитель - строит дома и т.д.

     

    Тема «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

    Существительные: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, сардель­ки, котлеты; рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, пе­рец, сахар; крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, бакалея; продавец, магазин.

    Признаки: продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт), кондитер­ские (изделия).

    Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

    Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

    Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

    Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

    Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

    Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

    Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

    Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...

    методические рекомендации для родителей по лексической теме "Комнатные растения"

    лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Комнатные растения"...