Главные вкладки

    Картотека хороводных и коммуникативных игр
    картотека (младшая группа) по теме

    Довбенко Евгения Михайловна

    Подборка игр по лексическим темам. Может быть полезной для педагогов и родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khorovodnye_igry.doc312.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мой детский сад»

    Ровным кругом

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

    «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, сделаем вот так!»

    С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

    Каравай


    Как на Машины именины испекли мы каравай:
    Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
    Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
    Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
    Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
    Каравай, каравай,
    Кого хочешь, выбирай!
    Я люблю, признаться, всех,
    А Машу больше всех.

    «Мое тело»


    «Мы матрешки»

    Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по

    кругу и приговаривают:

    Мы матрешки, вот какие крошки.

    а у нас, как у нас чистые ладошки.

    мы матрешки, вот какие крошки.

    а у нас, как у нас новые сапожки.

    мы матрешки, вот какие крошки.

    а у нас, как у нас новые платочки.

    мы матрешки, вот какие крошки.

    Побежали, побежали все мы по дорожке.

    Большие и маленькие ножки

    Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

    Большие ноги

    Шли по дороге

    Топ-топ, топ-топ

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке

    Топ топ топ то топ,

    Топ топ топ то топ.

    «Игрушки»

    Флажок

     

    Слова:     Дети встали в кружок

                   увидали флажок,

                   Кому дать, кому дать

                   Кому флаг передать

                   выйди, Саша в кружок,

                   Возьми Саша флажок

    Движения:

    дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место. Затем игра продолжается  

    Шарик

    Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
    Он становится большой,
    Вот какой! (Показываем руками.)
    Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
    Воздух вышел, (ручки вверх.)
    Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
    Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
    Будем надувать опять.
    Надуваем быстро шарик, ( расходятся, образуя круг.)
    Он становится большой,
    Вот какой!

    «Овощи»

    Огородный хоровод

    Во саду ли, в огороде

    Весело гуляли,

    Во саду ли, в огороде

    Грядки мы вскопали.

    В грядку семена сажали,

    В ямку опускали,

    а потом водою теплой

    Грядку поливали

    Ты расти скорей, морковка.

    Грядку мы прополем.

    Будет литься летной дождик

    На тебя, на поле.

    Вот и осень  наступила,

    Урожай снимаем

    Радостно  и весело

    Пляску затеваем.

    (на мелодию  «во саду ли,  в огороде»)

    «Фрукты»

    Грушка

    Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

    Мы посадим грушку – вот, вот!

    Пускай наша грушка растет, растет!

    Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

    Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

    Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

    Потанцуй, …. , покрутись ты для нас!

    А мы эту грушку все щипать будем.

    От нашей … убегать будем!

    Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины»  руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.

    «Домашние животные»

    Три поросенка

    Три веселых братца гуляли по двору

    (Петя вместе с мамой гуляли по ковру),

    Три веселых братца затеяли игру.

    Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой),

    Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»),

    Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,

    Топотали ножками - топ-топ-топ,

    И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,

    И ногами дрыгали - дрыг-дрыг-дрыг,

    Хвостиком виляли-виляли-виляли (крутим попкой)

    И громко так визжали - и-и-и-и-и!

    Кот и мыши

    Дети встают в круг и зовут «кота»:

    Котик, в круг забегай,

     нами вместе поиграй.

    (поднимают соединенные руки вверх, через эти «воротики» «кот» забегает в круг, ложится и «засыпает». Ребята поют:

    Мыши водят хоровод. -   Идут по кругу.

    На лежанке дремлет кот.

    Тише, мыши, не шумите,

    (подходят к «коту», сужая круг.)

    Кота Ваську не будите.

    Вот проснется Васька-кот,

    (Расширяют круг) 

    Разобьет весь хоровод!

    (Громко говорят, стоя на месте. «Кот» ловит мышей, они стараются от него убежать на стулья)

    «Дикие животные»

    Мишка

    Мишка по лесу идет

    И корзиночки несет

    (дети идут вперевалочку по кругу)

    Ходит мишка по тропинке

    ищет ягодку малинку.

    (смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)

    Любит мишка сладко есть  (гладят ладошкой живот)

    Ой, как много ягод здесь

    Ну-ка, ягодка-малинка (манят рукой)

    Полезай скорей в корзинку.  (собирают ягоды)

    Мишка годы собрал (показывают руки и покачиваются

    вправо-влево)

    И от счастья зарычал

    Р-р-р! Да-да-да! (рычат и кивают головой)

    Очень ягодка вкусна

    (кружатся и кланяются на последние слова)

    Зайка шел

    Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

    Зайка шел, шел, шел,

    Морковку нашел,

    Сел, поел и дальше пошел.

    Зайка шел, шел, шел,

    Капустку нашел,

                     Сел, поел и дальше пошел.

                     Зайка шел, шел, шел,

                     Картошку нашел,

                    Сел, поел и дальше пошел.

    На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

    «Зима»

    Согревалочка

    Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)
    Идём дорогой длинною
    К зайчишках, мишкам, снегирям
    Идём дорогой зимнею
    (поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)
    Мы руками хлоп-хлоп
    И ногами топ-топ
    Головою круть-круть
    Постучали в грудь, в грудь
    А на улице мороз
    Отморозит деткам нос
    Отморозит ушки
    Щёчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)
    Не страшен холод и мороз,
    Когда с тобою вместе мы
    Мы в тёплый шарфик спрячем нос
    И нам поможет песенка.

    Снежок

    На мотив («как на тоненький ледок»)

    Выпал беленький снежок,

    Собираемся в кружок

    (идут по кругу)

    Мы потопаем,  мы потопаем.

    (топают ногами)

    Будем весело плясать,

    будем ручки согревать.

    (потирают ладони)

    Мы похлопаем,  мы похлопаем.

    (хлопают)

    Будем прыгать веселей,

    (пружинки)

    Чтобы стало потеплей.

    Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

    (прыгают)

    «Лето»

                                Солнышко, ярче грей!

    Дети стоят в кругу, держась за руки.
    Скворушка, скворушка.

    /В кругу летает скворушка/
    Прилетай!
    Зимушку холодную
    прогоняй! -2раза
    Скворушка, скворушка,

    /играет на свистульке/
    Песню спой
    И Весне-красавице

    /приподнимают ручки, заходит солнышко в круг/
    Дверь открой!
    Солнышко, солнышко.

    /идёт по кругу/
    Ярче грей!
    Нас лучами тёплыми
    Обогрей! /
    Я её пела в хороводе.

    Скворушка летал в середине круга, размахивал крылышками - прогонял Зимушку. Дверь открой - приводил Солнышко.

    Солнышко размахивало ручками обогревало деток.

    Хороводы на разные случаи

    Большая карусель


    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели.
    А потом, потом, потом
    Все бегом, бегом, бегом.
    Тише, тише, не спешите,
    Карусель остановите.
    Раз-два, раз-два,
    Вот и кончилась игра.

    Солнышко и дождик

    Дети идут по кругу и проговаривают:

    «Смотрит солнышко в окошко,  

    Светит в нашу комнатку.

    Мы захлопаем в ладоши,

    Хлопают в ладоши.

    Очень рады солнышку.

    Топ-топ-топ-топ!

    Ритмично притоптывают на месте.  Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.  На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется

    Подарки

    Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий, в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

    Зайка

    Зайка, зайка, что  с тобой

    ты совсем сидишь дольной

    встань попрыгай, по пляши.

    твои ножки хороши

    Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

    Ну-ка, зайка попляши!

    Ну-ка, зайка, попляши.

    Ну-ка, серый, попляши.

    Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.

    Хорошенько попляши!

    (дети с песней идут по кругу,  в центре ребенок-зайчик пляшет, используя знакомые плясовые движения)

    Ну-ка, зайка, покружись.

    Ну-ка, серый, покружись.

    Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.

    Ну-ка, серый, покружись.

    (дети хлопают в ладоши, зайка кружится)

    Веселятся все игрушки

    Дети стоят в кругу и, подпевая воспитателю, выполняют движения, о которых поется в песне, или придумывают их на слова «пляшут куклы Таня с Ваней» и «танцевать пошли матрешки».

    Барабанят барабаны:

    Тра-та-та, тра-та-та!

    Пляшут Куклы Таня с Ваней, -

    Что за красота!

    Танцевать пошли матрешки

    Шире круг, шире круг

    Вместе хлопнули в ладошки:

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

    Забренчали погремушки

    Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

    Веселятся все игрушки

    Целый день, целый день!

    Мы топаем ногами

     
    Мы топаем ногами.
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем.
    Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
    И бегаем кругом,
    И бегаем кругом.

    По сигналу взрослого «Стой!»


    У  мишки день рожденье.

    В доме праздник и веселье.              



    Идут по кругу за руки, мишка в руках пританцовывает.
    У мишутки день рожденья.
    Пр.: Праздник мы справляем,            



    Притопывая, идут к центру круга.
    Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
    Мишку поздравляем,          



    Идут обратно, образуя круг.
    Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

    С нами, мишка, попляши,          
    Спой нам песню от души.


      Снег – снежок

    Дети встают в круг. 

     Снег – снежок, снег – снежок                           Постепенно опускают руки.

     По дорожке стелется.

     Снег – снежок, снег – снежок,

     Белая метелица.

    Снег – снежок, снег – снежок,                          

    Плавно качают руками        

    Вправо и влево

     Замело дорожки.

     Снег – снежок, снег-  снежок,  Вместе поиграем

     И друг в друга снежки

     Весело бросаем.                                                    

    Бросают снежки.

     Но тепло во дворе,                                                

    Хлопают в ладоши.

     Не замерзли ушки.                                                Потирают уши.

     Накатаем мы снег.                                                

    Вращают кистями рук перед   грудью.

    Белый ком большущий                                              

    Разводят руки в стороны                                                                                                 

    Коммуникативные игры

    Игра «Ласковое имя»

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

    Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

    Игра «Кто пришел к нам в гости?»

    Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

    Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

    Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

     

    Игра «У птички болит крылышко»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

    Игра «Вместе играем»

    Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

    Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

    Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

     

    Игра «Наше солнце»

    Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

    Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая, таким образом, лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

    Игра «Кто лучше разбудит»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

    Игра «Покажу, как я люблю»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

     

    Игра «Листочек падает»

    Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

    Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

     

    Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

    Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

    Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

     

    Игра «Звериное пианино»

    Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

    Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

    Игра «Паровозик»

    Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

    "Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

    Игра «Передай мяч»

    Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

    Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

     

    Игра «Ласковый ребенок»

    Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

    Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

    Картотека

    Хороводных  и

    коммуникативных

    игр

    МКДОУ «Д/С №3»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека социально-коммуникативных игр.

    Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

    Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших и старших дошкольников

    Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы....

    Картотека интересных коммуникативных игр с детьми среднего возраста

    Картотека коммуникативных игр в младше-средняя группе  ОбзывалкиЦель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.Возраст: 4-5 лет.Количество играющих: не менее двух человек.Нео...

    Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших и старших дошкольников

    Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших и старших дошкольников....

    Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников

    Картотека музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников...