Консультация для педагогов и родителей
консультация по теме

Лихачева Ольга Викторовна

Детское рисование , его значение и проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley_na_temu.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Детское рисование, его значение и проблемы»

     Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обусловлено всем ходом психического развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением.

     Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности ребенка находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность (изображая Ленинград в блокаде, дети рисовали город, окруженный проволокой: «Пробили блокаду, сняли проволоку, ура!»). Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же - к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшение.

     На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н.Н. Бурмистрова выявила, что у детей, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их становятся более примитивными, ребенок часто переходит к бессюжетному рисунку, отходит от использования цвета тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку.

     В процессе же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания.

     Возникновению изобразительной деятельности ребенка предшествует подготовительный период.

     На этом этапе, создавая каракули, ребенок не ставит еще изобразительной цели.

     Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию - стадию собственно изобразительной деятельности.

     Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении детского возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию.

     Процесс рисования, как правило, сопровождается рассказом ребенка, словесными обозначениями изображаемых предметов. Словесные обозначения помогают ребенку вычленить в предметах их признаки. Слово на первых шагах овладения изобразительной деятельностью является существенной «добавкой» к детскому рисунку. По мере овладения языком графического изображения рисунок приобретает все более самостоятельное значение, потребность в словесных дополнениях к нему постепенно уменьшается. Слова начинают в основном нести функцию регулирующую, планирующую процесс изображения, контролирующую способы и приемы изображения.

     Одна из наиболее характерных особенностей рисунка ребенка - его схематизм.

     Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги). К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения - стены, крышу, дверь, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).

     В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача динамики предметов. Нередко выход из него дети (наиболее часто младшие дети) находят в звукоподражаниях, жестах. От динамики моторного порядка и непроизвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой. Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т.п.

     На протяжении детского возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

     В рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Уже содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает.

     В детских рисунках мы увидим веселый праздник, цирк, поразивший ребенка своей красочностью, необычностью, любимца Петрушку, персонажей взволновавшей его сказки, рассказа, кинофильма, отважных, сильных космонавтов, летчиков, пожарных. Важнейшие события, явления, отозвавшиеся в душе ребенка, значимые для него, находят отражение в его творчестве. Основными средствами для выражения отношения к изображенному служат линия и цвет. Причем цвет в детском периоде чаще используется в плане выразительном, нежели в изобразительном. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметрические построения, преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

     Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

     В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т.п.

     Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

     Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте . Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приходится затрачивать человеку на строительство новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т.д. Все это значительно расширяет представления ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.

     В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем на занятии.

     Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

     Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

     Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

     Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

     Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

    Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

     Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т.д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

     В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

     Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

     Занятия рисованием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...