Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»
консультация (старшая группа) по теме

Галушина Оксана Викторовна

 

В ходе консультации  родители познакомятся с упражнениями и играми, направленными на развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Новочеркасска

Методический кабинет Управления образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Консультация для родителей

«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»

(выступление в рамках городского методического объединения учителей-логопедов)

 Подготовила: Галушина О.В.,

                                                                             учитель-логопед

2013 год

 (слайд 2) Здравствуйте, уважаемые родители!  Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!?  Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас  полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я  предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.

Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки (слайд 3). 

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.  (слайд 4).

Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков.(слайд 5-6)

После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим. (слайд 7).        

(слайд 8). Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются  синим  цветом, мягкие согласные  - зеленым цветом.

 (слайд 9-13). Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими  играми. Сейчас предлагаю поиграть в  некоторые из них:

Игры со звуками

  1. «Поймай звук» 

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» 

Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

  1.  «Путешествие по комнате» 

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2  вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

  1. «Узнай звук» 

Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

  1. «Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

  1. «Найди место картинке»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.

 

     После того, как ребёнок научился слышать, определять место  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

(слайд 14)Звуковой анализ - что это такое?

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.  О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз. Спасибо за внимание!(слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях. Развитие фонематического слуха»

Ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие фонематического слуха....

Консультация для родителей: "Обучение детей грамоте"

Чему должен научиться ребенок для успешного освоения школьной программы по обучению грамоте ( предлагаются игры)....

Консультация для родителей "Обучение дошкольников грамоте"

Родителям предлагается практический материал по обучению детей элементам грамоты.       Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, ...

Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»

Уважаемые родители!Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!?  Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас  полагают, что дост...

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"...

Консультация для родителей "Обучение дошкольника грамоте"

Как правильно работать при обучении грамоте...