Психологический портрет ребенка 4 лет
консультация (средняя группа) по теме

Киселёва Ирина Павловна

Информация об особенностях воспитания , развития и обучения ребенка 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikh_portret_rebenka_4_let.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

на родительском собрании 2-ой младшей группы «Звездочки»

МБДОУ № 50 детский сад «Родничок» по теме:

«Психологический портрет ребенка 4-х лет:

любознательные «почемучки»

(от 31 мая 2013 года).

Цель:

1. Познакомить родителей с особенностями психического развития детей средней группы (как развиваются в познавательной и личностной сферах).

2. Побеседовать о задачах воспитания родителями детей среднего дошкольного возраста (аксиомы воспитания)

3. Активизировать интерес родителей к теме собрания (на 2013 – 2014 год дети будут воспитываться в средней группе).

Способствовать активному участию родителей на собрании: задавать вопросы, обсуждать  общие проблемы в организации развивающей среды на группе и др.

     Пособия:

Выставка литературы по теме; папки – передвижки «Этот средний дошкольный возраст, возраст «почемучек»; практические рекомендации родителям; Выставка детских работ («Вот и стали мы на год взрослей…);

Поощрения родителей: за активность в жизни детского сада (субботники, подделки, приобретении игровых пособий, детской литературы, участие в праздниках, в конкурсах, соревнованиях по физическому воспитанию, в оригинальных  работах, работа в родительском комитете и др.)

Выступление:

На следующий 2013 – 2014 учебный год ваши дети пойдут в среднюю группу.. (вот и стали мы на год взрослей…»)

Сегодня я хочу рассказать кратко  о достижениях, трудностях которые приобретет ваш малыш в средней группе. «Психологический портрет ребенка от 4 до 5 лет, в среднем дошкольном возрасте!

Этот возраст называют любознательные «почемучки».

Потому что детей в этом возрасте становятся интересны  внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др.Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..

Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения: «солнышко желтое, поэтому все должно быть желтым» и др. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребенка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический у взрослого недопустим.

Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная  правильная  реакция  на подобные «фантазии» - спокойное и заинтересованное внимание.

В этот период интенсивно идет развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребенка.

Именно в этом возрасте надо читать и рассказывать  волшебные сказки.

Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир».

После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счету, но не зацикливайтесь на нем.

Развивается и внимание ребенка – по норме в среднем дошкольном возрасте ребенок может спокойно высидеть до 20 минут, обьем внимания – до 2 предметов, т.е. можно рассматривать сразу 2 предмета, учиться сравнивать их по величине, форме, цвету и другим признакам.

Но зависимость внимания от интереса сохраняется – т.е. если ребенка не интересует предмет, занятие, его не заставишь делать неинтересное дело.

Память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.

И, конечно, ребенок хорошо запоминает только в игровой форме.

Речь продолжает развиваться:

Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой – в занимательной форме учат малышей правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь, речевые обороты.

Ребенок  в  4 года развивается как личность:. 

Это возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. Возраст романтической любви к родителям, причем девочки обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Иногда проявляется ревность к родителям. В 5 лет у ребенка обычно проявляются выраженные страхи перед сказочными персонажами, этот возраст пик страхов и малыш при неправильном  отношении родителей (которые позволяют в этом возрасте смотреть и ужасники,  триллеры и др.) очень вредят психике ребенка, это влечет за собой различные невротические проявления: тики, энурез, вредные привычки и др. Ребенок отделяет себя от взрослых, ребенок желает стать самостоятельным и независимым везде, даже в абсурдных примерах: требует от мамы, чтобы он сам расплатился с продавцом, хочет мыть посуду, полы и др.  Не препятствуйте ребенку в развитии  трудовых навыков, но главное к 4-5 годам он должен уметь сам:

  • Зашнуровывать ботинки даже завязать шнурки;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы;
  • Заправлять свою кровать;
  • Есть, пользуясь приборами: вилка и ложка, использовать салфетку;
  • Привычка перед едой мыть руки;
  • Уметь пользоваться расческой и носовым платком;
  • Оказывать помощь родителям в уборке комнаты, или мытье посуды и может выполнить до 2-3 поручений сразу.

Он учится переживать такие чувства как любовь и  вражда (первые привязанности и влюбленности), страх и помощь, справедливость и несправедливость. Если раньше эмоции и чувства были у ребенка импульсивными и нестойкие, недолгие, то в этом возрасте огорчения, страдания , радость  надолго остаются в детской душе, вот почему этот возраст наиболее ранимый и эмоционально чувствительный.

Это  возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре (ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте).

Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми  (до 5 человек).

И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя,  ребенок  учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.

Игра – школа жизни. Наблюдая за игрой, педагогу и психологу уже известно: какой ребенок лидер, какой ребенок справедливый, и др. в чем слабости и сила характера.

К концу 5 года по уровню усвоения программы детского сада можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшей жизни. Это обследование проводит специалист – психолог.

31.05.2-13 год                                   Педагог – психолог: Киселева И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет ребенка 4 года жизни

Психологический портрет ребенка 4 года жизни...

Психологический портрет ребенка пятого года жизни

Пятый год жизни - период активного формирования у ребенка  познавательной деятельности, в частности ее мотивационного и операционного компонентов. Это время, когда развивается активный интерес ре...

Психологический портрет ребенка 4 года жизни

На четвертом году жизни ребенка происходят существенные изменения в его характере, протекании психических процессов, деятельности, отношениях с окружающими и тому подобное. Это - период формирования а...

Психологический портрет ребенка пятого года жизни

Психологический портрет ребенка пятого года жизни...

Психологический портрет ребенка 4 года жизни

Психологический портрет ребенка 4 года жизни...

Психологический портрет ребенка

Возрастная психология...

Буклет "Психологический портрет ребенка 3 лет"

laquo;Кризис 3-х лет» - это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства....