Консультация для родителей и молодых воспитателей
методическая разработка по теме

МЕХНИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Русский строительный материал.

Радует, развлекает, развивает!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu_konst.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Русский строительный материал.

Радует, развлекает, развивает!

Советы родителям и молодым воспитателям.

В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка?!

Мы предлагаем остановить своё внимание на деревянном строительном наборе!

Удивились?! Да, многие считают, что это устаревшие игрушки, но мы утверждаем, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию вашего ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра. Конструирование из деревянного строителя – это вид деятельности (в сравнение с рисованием, лепкой и аппликацией), в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;

- формирует умение предвидеть будущий результат;

- воспитывает даже в младшем дошкольнике самостоятельность: освоив строитель, ребёнок может часами им заниматься, а взрослому остаётся только «подкидывать» задачи, создавать условия для творческого развития;

- развивает пространственное мышление;

- даёт толчок обогащению речи: маленькому строителю нужно сформулировать замысел постройки.

Теперь, убедившись в значение данной игры для развития дошкольника, можно перейти к практической стороне – к технологии использования её в семье!

Первое знакомство длится не более 10 минут. Например.

Взрослый. Смотри, это строитель. А коробка – это его дом. Давай посмотрим, кто живёт в этом «доме»… Это кирпичи… два ряда… какого цвета? Где лежат, у короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это кубики. Какого цвета? Сколько рядов кубиков? Это призма, она похожа на крышу. Повтори, как называются эти формы. Две большого размера. Какого цвета призмы? А две маленькие какого цвета? (И так каждую фигуру.) В «доме» хорошо живётся только тогда, когда в нём порядок, каждая фигура живёт в своей «квартире». Красиво, когда порядок!

Трехлетнему малышу скажите:

- Матрёшка шла, шла, устала. Давай построим для неё стульчик. Найди в коробке кубик… Это сидение. А теперь возьми кирпичик. Сделай спинку (не торопитесь, как ребёнок пытается соединить детали). Прижми кирпичик к кубику, тогда прочно будет. А можешь сделать стульчик для кошечки? А для этой? А теперь уберём коробку строитель, на то же место: я – кирпичики, а ты – кубики. Смотри, опять в доме стало красиво, все жильцы живут в своих квартирах.

С четырёхлетним ребёнком конструктором позанимайтесь так же. Предложите ему построить под вашим руководством кроватку, мостик. Пятилетнему и шестилетнему игроку – домик для матрёшки, кошечки.

Короткая встреча вызовет у ребенка желание ещё раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь… но это не так, ибо умения строить, у него ещё нет.

Вторая встреча длится тоже не более 10-15 минут.

Взрослый. Помнишь, чей это дом? Кто там живёт?

Задача последующих встреч – содействовать тому, чтобы малыш, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек. Основные законы архитектуры – полезность, прочность, красота.

Полезность. Постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, здания служебные, гаражи, мосты, парки и т.д.); для животных (ферма, птичник, конюшня и т.д.).

Прочность. Конструкция будет прочной, если строить её, соблюдая следующие правила:

- все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая, друг к другу;

- основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры), нужно делать прочным. А каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде;

- все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и т.д.), образно говоря, «завалинками»;

- пластину(перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавать её сверху какой-нибудь деталью;

- второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки, поперёк;

- стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью;

-недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора. Надо показать способы замещения деталей.

Взрослый. Кончились кубики, давай подумаем. Какой формой можно их заменить?

Красота. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите уже трёхлетнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и их цвета вам кажется красивой.

Хорошо, если вы и ребёнок проговариваете процесс и результат строительства.

О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо?

О материале. Из чего будем строить?

Средство деятельности. Чем будем строить? (руками.)

О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом?

О результате. Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой?!

После постройки дайте ребёнку поиграть в неё ещё минут 10 и предложите убрать! Как бы он ни умолял, помните: «лучше первая ссора, чем последняя».

Ребёнок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали. Такое правило будет действовать до тех пор, пока он не научиться убирать материал в коробку быстро, ловко, аккуратно под вашим наблюдением. Устраивайте соревнования: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку. Наконец, наступит день, когда вы спросите: «можешь ли ты сам без моей помощи сложить материал в том же порядке?»

Если ребёнок справится, положите строительный набор на его полку, откуда он будет брать материал в любое время.

Хорошо, если у ребёнка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать её. Но, как только она разрушилась, нужно тут же убрать её. Убирается постройка и тогда, когда вам пришла идея усложнить задачу конструирования.

Главное – теперь ребёнок может самостоятельно подолгу заниматься строительством. Как сохранить интерес к нему? Предлагайте усложнять задачи:

- увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни: «можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж для двух машин… дом с чердаком… дом для большой матрёшки… мост для пешеходов и машин… и д.р.?»;

- изменить пространственные условия: «можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку?»;

- выполнить постройку на основе чертежа-схемы, фотографии и по представлению: «можешь ли, например, построить Петропавловскую крепость (Кремль, Казанский собор и т.д.)?»;

- поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребёнок решает построить такой дом, который ещё не строил.

Постепенно ребенок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а вам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Малыш же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у вас в семье появится общая тема для обсуждения, вы научитесь лучше понимать друг друга!

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные формы работы с родителями»...

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»...

Консультация для родителей и молодых специалистов "Дидактические игры, и их роль в жизни ребенка"

Играя, ребенок не только удовлетворяет свои потребности в развлечении, также он познает мир и развивается....

консультация для родителей и молодых педагогов

О пользе и значимости овощей для нашего организма: это витамины "А", "В1", "Д", "С" - обо всем этом рассказывается понятно и доступно для детей и взрослых......

«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...