Обобщение и распространение педагогического опыта
консультация по теме

Буганкова Ирина Николаевна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

 

Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Народная мудрость

 

        Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Это в самом раннем возрасте.

          Полноценным восприятие музыки будет  в том случае, если воспринимается не только характер произведения, но и развитие музыкального образа, средства выразительности музыки. Т.о. намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми.

          Цель моей работы заключается в формировании целостной и гармоничной личности путём развития способности у детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности, одним из которых, наиболее ярким, является музыка.

          На занятиях используются элементы игры, конкурса, игры-танца, мини-концерта, викторины. Дети не устают, они оживлённые, весёлые, чему способствует постоянная смена их деятельности.

          В ходе занятия дети осваивают три основные позиции: автора, исполнителя, слушателя. В позиции исполнителя настроение «вычерпывается» ребёнком из текста музыкального произведения (имеются ввиду песня, попевка). В позиции слушателя ребёнок улавливает художественное настроение, заданное педагогом. В позиции автора предлагает свой вариант исполнения произведения. И речь идёт не только о пении, сюда входят и слушание музыки, и музыкально-ритмические движения, и игра на детских музыкальных инструментах. Ведь ещё в раннем и младшем дошкольном возрасте происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи и вначале их трудно разграничить между собой. Слушание музыки может сопровождаться движениями, движения вокализациями и т.д. Конечно, постепенно происходит более чёткое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет с более старшими детьми (5-6 лет) определить задачи и объём навыков по каждому из них.

           В развитии всех видов музыкальной деятельности детей особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребёнком, различение и воспроизведение им четырёх свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Дети сравнивают музыкальные звуки по сходству и контрасту, воспроизводят их в певческих интонациях, в ритмических движениях, в игре на некоторых музыкальных инструментах, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

             В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У детей улучшается качество пения (чище интонируют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

            Творческое проявление индивидуальности ребёнка я также предполагаю и при слушании музыки. Стараюсь дать яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, вести с ними беседы в форме диалога, дать возможность каждому ребёнку лично охарактеризовать услышанное.

            На своих занятиях я использую различные методы и приёмы, которые, как я считаю, способствуют решению главной задачи музыкального воспитания детей – развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней, более глубокого осмысления и понимания её. Наглядный метод, который в свою очередь делится на наглядно-слуховой (непосредственно исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий, ИКТ, а впоследствии и побуждение детей самих выразить своё личное отношение к произведению: нарисовать рисунок, выучить стихотворение, привести аналогии с другими ранее услышанными произведениями, а также выполнить презентацию при помощи педагога. Но, конечно, наглядно-слуховой метод является важнейшим для музыкального воспитания. На занятиях музыка звучит как в живом исполнении, так и в аудиозаписи. Очень сильный эффект и эмоциональное воздействие на ребёнка имеет показ видеоклипов и презентаций. На данное время это наиболее оптимальный вариант дать детям глубже почувствовать, понять музыкальное произведение, вызвать яркий эмоциональный отклик, сопереживать услышанному и увиденному. «Живое» исполнение, т.е. исполнение педагогом, более доступный метод. По-возможности, на занятия приглашаются музыканты, исполняющие разножанровые произведения. Ребёнок знакомится с различными музыкальными инструментами (скрипка, фортепиано, флейта, аккордион), особенностью их звучания.

           В процессе слушания музыки на занятиях с детьми более старшего возраста я употребляю понятие «интонация» в двух значениях: первое – «зерно-интонация» - наименьшая выразительно-смысловая частица, «клеточка» образа (например, интонация малой секунды с акцентом на первом звуке обычно выражает боль, вздох, плач; интонация восходящей кварты с акцентом на Вт ором звуке – активное начало). Второе значение интонации – интонирование, равное протяжённости музыкального произведения. Ведь композитор, создавая музыку, интонирует внутри себя или импровизируя на инструменте. Слушатель, в нашем случае ребёнок, интонирует «на память», напевая то, что оставило впечатление. Когда дети сами проявляют инициативу и просят исполнить то или иное произведение, я прошу их не проговаривать названия, а пропеть какой-то отрывок из него. Чаще всего дети напевают начало произведения или наиболее яркий  музыкальный отрывок. В этих случаях я всегда вижу активный отклик со стороны ребят, их отношение к данному произведению.

            Сольфеджио. Эта основная часть музыкального воспитания пронизывает на моих занятиях все виды музыкальной деятельности. Это творчество в музыкально-образовательной деятельности развивается путём получения детьми общих сведений о музыке, как виде искусства, а также специальных знаний о способах, приёмах исполнительства. Естественно, работая с детьми младшего возраста, сольфеджио вводится в использовании элементарных музыкальных терминов, ручных знаков, лёгких попевок, простейших интервалов(секунды, терции, примы). С более старшими детьми разучиваются попевки в пределах от кварты до октавы. Здесь уже употребляется как поступенное движение мелодии, так и скачкообразное.

             На своих занятиях я всегда стараюсь создать оптимальный климат взаимоотношений, при котором все с интересом работают, активно и быстро включаются в познавательный процесс, максимально удовлетворены творческие интересы детей. Пение, совместное творчество, приобщение к музыке в игровой форме даёт возможность каждому ребёнку проявить себя.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

СПРАВКА Об обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной

СПРАВКАОб обобщении и распространении педагогического опыта инструктором по физической культуре Кузнецовой Еленой Владимировной...

Обобщение и распространение педагогического опыта по теме: "Точечный массаж"

Что такое здоровье сберегающие технологии?Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - зада...

Обобщение и распространение педагогического опыта

В данном разделе подробно описано моя работа...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....