Главные вкладки

    Статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

    Безбородова Марина Владимировна

         Цель педагогической технологии

         Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opytom.docx76.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР

     «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

                                   Пояснительная записка

         Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

    Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

         В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

    Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР, я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют современному педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

         Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы,  является детское экспериментирование.

          В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

         Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

    Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, что особенно важно для детей с ОНР.

         Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

         Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

          Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

           Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

                                            Цель педагогической технологии

         Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

                               Задачи педагогической технологии

    • Обеспечить обогащенное речевое и познавательное  развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
    • Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
    • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
    • Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
    • Формировать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

    Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

    • будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
    • более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
    • педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
    • создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

                               

                               Предполагаемый результат:

    1. Сформированность коммуникативных навыков.

    2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

    3. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

    4. Сформированность основ диалектического мышления.

    5. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

    6. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

     

    Основные принципы организации детского экспериментирования:

    Связь теории с практикой;

    Развивающий характер воспитания и обучения;

    Индивидуализация и гуманизация образования;

    Акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

    Целостность и системность обучающего процесса;

    Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

    Успешность технологии:

    Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

    Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

    Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

    Форма работы:

    Занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

    Трудности в работе:

    Создание лаборатории.

    Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

    Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

    Оснащение детской лаборатории:

    Начинать работу с детьми  по формированию их познавательной сферы необходимо с оснащения детской лаборатории. В этом мне помогли и сами дети, и их родители.  Наш уголок экспериментирования оборудован:

    Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

    Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

    Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох,

     семена фруктов и овощей, шерсть;
    Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

    Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

    Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

    Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки.

    Планирование работы.

      Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

         Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

    Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

     Для достижения лучшего результата, я разработала перспективный план работы в детской лаборатории и картотеку НОД. (Приложение №1)

    Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

    Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

    Связь экспериментирования с продуктивной деятельностью тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

         Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

           Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

    Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

     Работа началась с создания предметно – развивающей среды. В группе был организован город Почемучек (уголок экспериментирования для проведения опытов и экспериментов).  

     Начинаю работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, жителем города Незнайкой и другими. Затем дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

     «Расскажи — и я забуду,

     покажи — и я запомню,

     дай попробовать — и я пойму»

    Этим высказыванием я придерживаюсь в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

    Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

          Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:   Внешние (новизна, необычность объекта);

    Тайна, сюрприз;

    Мотив помощи;

    Познавательный мотив (почему так);

                       Ситуация выбора.

    Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом, почвой и семенами, светов искусственным и спонечным.

    В переводе с греческого слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли».

    Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.

    Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

    У нас есть вдох и выдох.

    Сколько весит воздух?

    Можно ли поймать воздух?

    Бывает ли воздуху холодно?

    Вдунь шарик в бутылку.

    Может ли воздух быть сильным?

    Пламя загрязняет воздух, и др.

    Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

    Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

    Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.

    Дети экспериментируют с песком:

    Песчаная мельница (течения песка)

    Свойства насеянного песка.

    Свойство мокрого песка.

    Песочные часы, и др.

       Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

    Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

    Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

    «Тонет, не тонет»

    « Чем пахнет вода»

    «Есть ли у воды вкус?»

    «Испаряется ли вода?»

    «Вода прозрачная»

    «Камни вытесняют воду»

    «Опыты со снегом и льдом»

    «Очищение воды», и другие. (Приложение №2)

    Почва: Маленькие Почемучки любят трудиться в нашем маленьком огороде на окне, где пытаются понять, что необходимо растениям для роста и развития. Ребята самостоятельно сажают семена овощей и цветов в землю, затем пикируют подросшие саженцы, ухаживают за рассадой и получают хороший урожай овощей и цветов. (Приложение №3)

      Во время долгосрочных опытов и экспериментов дети ведут дневники наблюдений, где зарисовывают результаты на данном этапе. (Приложение №4)

    В опытно – экспериментальной работе я использую алгоритмы и рабочие карты, которые наглядно показывают детям некоторые природные явления.

     (Приложение №5)

          В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, я слежу за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминаю детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном, что очень важно в работе с детьми с ОНР.

                                                       Заключение

    Что дает экспериментальная деятельность?

         Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

    У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

    В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

    Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;

    Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…», «в результате…», «в ходе эксперимента…»;

    Проявляют интерес к познавательной литературе;

    Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

    Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

    Применяют свои знания в жизни.

    В ходе экспериментальной деятельности у детей с ОНР  развивается познавательная активность, внимание, память, интеллект и, конечно же,  речь.

            Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности обогатили знаниями и умениями не только детей, но и меня, как современного педагога. И я решила поделиться своим опытом с коллегами.  

         В муниципальном смотре – конкурсе центров опытно – экспериментальной деятельности детей, наша группа компенсирующей направленности стала победителем в номинации «Огород на окне». (Приложение №6)

          Опытом работы я поделилась с коллегами на сайте сетевого сообщества «Росток».

     Подготовила и провела открытое мероприятие в форме НОД для педагогов своего ДОУ, где дети показали усвоенные знания. (Приложение №7) В Муниципальном конкурсе методических  разработок по познавательному развитию заняла 2 место в номинации «Формируем целостную картину мира» тема: «Что мы знаем о воде».

    (Приложение №8)

    С этой разработкой я также участвовала в международной педагогической олимпиаде «Педагогический Олимп» и стала лауреатом. (Приложение №9). Своим опытом работы я поделилась с коллегами в ДОУ на семинаре- практикуме «Формирование креативность детей посредством опытнической деятельности» в форме выступления по теме: «Организация уголков экспериментирования в ДОУ» (Приложение №10).

         В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

         И хочется закончить своё обобщение опытом китайским изречением:

    То, что я услышал, я забыл.

    То, что я увидел, я помню.

    То, что я сделал, я знаю!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41

    «Березка»

    г. Балаково Саратовской области

    Обобщение опыта работы

    воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Безбородовой Марины Владимировны

    Тема: «Значение опытно – экспериментальной деятельности

    в интеллектуальном развитии детей с ОНР»

    2014 год

    Общие сведения:

    http://pedolimp.ru/konkurs/101/14/30439_101_14_1370196735_photo.jpg

    Безбородова Марина Владимировна

    Воспитатель подготовительной к школе группы

    компенсирующей направленности № 9

    МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 41 «Берёзка»

    г. Балаково Саратовской области

    Образование: средне-специальное, ВДПУ №1, воспитатель

    Педагогический стаж работы: 18 лет

    Категория: высшая

                                                                   

    Содержание:

    1 часть

    • Пояснительная записка
    • Цель педагогической технологии
    • Задачи педагогической технологии
    •  Предполагаемый результат
    • Основные принципы организации детского экспериментирования

    2 часть

    • Оснащение детской лаборатории:
    • Планирование работы.
    • Связь детского экспериментирования с другими видами  

         деятельности

    • Организация и условия экспериментальной деятельности

         дошкольников

    • Заключение

    3 часть

    • Приложение

    Используемая литература:

    • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».  Сфера, 2005
    • Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»

            Линка – Пресс,2004 г.

    • Дошкольная педагогика №5,6 20012 г.

    Список приложений:

    • Приложение №1 «Перспективный план  работы в детской

              лаборатории»

    • Приложение №2   Фотовыставка  « Опыты с водой»
    • Приложение №3   Фотовыставка  « Огород на окне»
    • Приложение №4, 5  Дневник наблюдений и алгоритмы
    •     Приложение №6     Визитная карточка для  муниципального  

              смотра – конкурса центров опытно-экспериментальной  

              деятельности  и  Грамота победителя в номинации

              «Огород на окне»

    • Приложение №7   Справка – подтверждение  о проведении

              открытого мероприятия.

    • Приложение №8  Конспект НОД,  для участия в

             муниципальном конкурсе на лучшую методическую  

             разработку  по познавательному развитию по теме

           «Что мы знаем о воде»  и Диплом  за 2 место в этом конкурсе.

    • Приложение №9  Фотография  с личной страницы сайта

            «Педагогическая газета»

    • Приложение № 10  Выступление на семинаре - практикуме

           «Формирование креативности  детей посредством  

            опытнической деятельности»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение и распространение педагогического опыта

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

    Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

    «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

    Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

    «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

    Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

    Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

    Обобщение и распространение педагогического опыта: "Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП"

    На протяжении последних 2-х лет, занимаюсь проблемой формирования познавательного интереса у дошкольников на занятиях по ФЭМП. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы.Для современной обр...