Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Безбородова Марина Владимировна

     Цель педагогической технологии

     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom.docx76.01 КБ

Предварительный просмотр:

Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР

 «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

                               Пояснительная записка

     Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

     В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР, я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют современному педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы,  является детское экспериментирование.

      В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

     Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, что особенно важно для детей с ОНР.

     Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

     Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

      Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

       Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

                                        Цель педагогической технологии

     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

                           Задачи педагогической технологии

  • Обеспечить обогащенное речевое и познавательное  развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
  • Формировать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:

  • будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
  • более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
  • педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
  • создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.

                           

                           Предполагаемый результат:

1. Сформированность коммуникативных навыков.

2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

3. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

4. Сформированность основ диалектического мышления.

5. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

6. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

 

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой;

Развивающий характер воспитания и обучения;

Индивидуализация и гуманизация образования;

Акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

Целостность и системность обучающего процесса;

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность технологии:

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы:

Занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Оснащение детской лаборатории:

Начинать работу с детьми  по формированию их познавательной сферы необходимо с оснащения детской лаборатории. В этом мне помогли и сами дети, и их родители.  Наш уголок экспериментирования оборудован:

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох,

 семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки.

Планирование работы.

  Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

     Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

 Для достижения лучшего результата, я разработала перспективный план работы в детской лаборатории и картотеку НОД. (Приложение №1)

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с продуктивной деятельностью тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

     Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

       Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

 Работа началась с создания предметно – развивающей среды. В группе был организован город Почемучек (уголок экспериментирования для проведения опытов и экспериментов).  

 Начинаю работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, жителем города Незнайкой и другими. Затем дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

 «Расскажи — и я забуду,

 покажи — и я запомню,

 дай попробовать — и я пойму»

Этим высказыванием я придерживаюсь в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

      Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:   Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

                   Ситуация выбора.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом, почвой и семенами, светов искусственным и спонечным.

В переводе с греческого слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли».

Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.

Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

У нас есть вдох и выдох.

Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?

Пламя загрязняет воздух, и др.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.

Дети экспериментируют с песком:

Песчаная мельница (течения песка)

Свойства насеянного песка.

Свойство мокрого песка.

Песочные часы, и др.

   Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

«Тонет, не тонет»

« Чем пахнет вода»

«Есть ли у воды вкус?»

«Испаряется ли вода?»

«Вода прозрачная»

«Камни вытесняют воду»

«Опыты со снегом и льдом»

«Очищение воды», и другие. (Приложение №2)

Почва: Маленькие Почемучки любят трудиться в нашем маленьком огороде на окне, где пытаются понять, что необходимо растениям для роста и развития. Ребята самостоятельно сажают семена овощей и цветов в землю, затем пикируют подросшие саженцы, ухаживают за рассадой и получают хороший урожай овощей и цветов. (Приложение №3)

  Во время долгосрочных опытов и экспериментов дети ведут дневники наблюдений, где зарисовывают результаты на данном этапе. (Приложение №4)

В опытно – экспериментальной работе я использую алгоритмы и рабочие карты, которые наглядно показывают детям некоторые природные явления.

 (Приложение №5)

      В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, я слежу за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминаю детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном, что очень важно в работе с детьми с ОНР.

                                                   Заключение

Что дает экспериментальная деятельность?

     Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;

Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…», «в результате…», «в ходе эксперимента…»;

Проявляют интерес к познавательной литературе;

Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

Применяют свои знания в жизни.

В ходе экспериментальной деятельности у детей с ОНР  развивается познавательная активность, внимание, память, интеллект и, конечно же,  речь.

        Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности обогатили знаниями и умениями не только детей, но и меня, как современного педагога. И я решила поделиться своим опытом с коллегами.  

     В муниципальном смотре – конкурсе центров опытно – экспериментальной деятельности детей, наша группа компенсирующей направленности стала победителем в номинации «Огород на окне». (Приложение №6)

      Опытом работы я поделилась с коллегами на сайте сетевого сообщества «Росток».

 Подготовила и провела открытое мероприятие в форме НОД для педагогов своего ДОУ, где дети показали усвоенные знания. (Приложение №7) В Муниципальном конкурсе методических  разработок по познавательному развитию заняла 2 место в номинации «Формируем целостную картину мира» тема: «Что мы знаем о воде».

(Приложение №8)

С этой разработкой я также участвовала в международной педагогической олимпиаде «Педагогический Олимп» и стала лауреатом. (Приложение №9). Своим опытом работы я поделилась с коллегами в ДОУ на семинаре- практикуме «Формирование креативность детей посредством опытнической деятельности» в форме выступления по теме: «Организация уголков экспериментирования в ДОУ» (Приложение №10).

     В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

     И хочется закончить своё обобщение опытом китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41

«Березка»

г. Балаково Саратовской области

Обобщение опыта работы

воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Безбородовой Марины Владимировны

Тема: «Значение опытно – экспериментальной деятельности

в интеллектуальном развитии детей с ОНР»

2014 год

Общие сведения:

http://pedolimp.ru/konkurs/101/14/30439_101_14_1370196735_photo.jpg

Безбородова Марина Владимировна

Воспитатель подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности № 9

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 41 «Берёзка»

г. Балаково Саратовской области

Образование: средне-специальное, ВДПУ №1, воспитатель

Педагогический стаж работы: 18 лет

Категория: высшая

                                                               

Содержание:

1 часть

  • Пояснительная записка
  • Цель педагогической технологии
  • Задачи педагогической технологии
  •  Предполагаемый результат
  • Основные принципы организации детского экспериментирования

2 часть

  • Оснащение детской лаборатории:
  • Планирование работы.
  • Связь детского экспериментирования с другими видами  

     деятельности

  • Организация и условия экспериментальной деятельности

     дошкольников

  • Заключение

3 часть

  • Приложение

Используемая литература:

  • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».  Сфера, 2005
  • Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»

        Линка – Пресс,2004 г.

  • Дошкольная педагогика №5,6 20012 г.

Список приложений:

  • Приложение №1 «Перспективный план  работы в детской

          лаборатории»

  • Приложение №2   Фотовыставка  « Опыты с водой»
  • Приложение №3   Фотовыставка  « Огород на окне»
  • Приложение №4, 5  Дневник наблюдений и алгоритмы
  •     Приложение №6     Визитная карточка для  муниципального  

          смотра – конкурса центров опытно-экспериментальной  

          деятельности  и  Грамота победителя в номинации

          «Огород на окне»

  • Приложение №7   Справка – подтверждение  о проведении

          открытого мероприятия.

  • Приложение №8  Конспект НОД,  для участия в

         муниципальном конкурсе на лучшую методическую  

         разработку  по познавательному развитию по теме

       «Что мы знаем о воде»  и Диплом  за 2 место в этом конкурсе.

  • Приложение №9  Фотография  с личной страницы сайта

        «Педагогическая газета»

  • Приложение № 10  Выступление на семинаре - практикуме

       «Формирование креативности  детей посредством  

        опытнической деятельности»