"Развиваем мышление и воображение"
консультация на тему

Алова Елена Владимировна

 

Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие

в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление

человека на небывалую высоту.

Л. С. Выготский, А. Р. Лурия

 

Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах.

Воображение делает нашу жизнь красочной, эмоциональной, неповторимой, помогает отойти от привычных стереотипов.

Для развития воображения предложите своему малышу придумать новую сказку или какой-то ее эпизод. Пусть дома появится «волшебная палочка», которую вы изготовите втайне от ребенка, проявив все свое умение и творчество. Вначале вы, взрослые, используйте ее в различных ситуациях (помогайте зайчику стать невидимкой или, наоборот, великаном; Колобку стать деревянным и т. д.). Со временем, обученный владению «волшебной палочкой», ваш ребенок сам начнет действовать: помогать героям сказки, вызволять их из беды. «Волшебная палочка» поможет вашему ребенку самостоятельно творить, вершить добрые дела, фантазировать, развивать воображение.

Для развития мышления, воображения и речи полезно задание на объединение двух сказок в одну с новым сюжетом. Это трудное задание и для вас, взрослых. Ведь нужно логично ввести новых героев в сюжет сказки, переплести два сюжета, то есть придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. При выполнении этого задания, несомненно, руководителями и организаторами будут взрослые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие

в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление

человека на небывалую высоту.

Л. С. Выготский, А. Р. Лурия

Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах.

Воображение делает нашу жизнь красочной, эмоциональной, неповторимой, помогает отойти от привычных стереотипов.

Для развития воображения предложите своему малышу придумать новую сказку или какой-то ее эпизод. Пусть дома появится «волшебная палочка», которую вы изготовите втайне от ребенка, проявив все свое умение и творчество. Вначале вы, взрослые, используйте ее в различных ситуациях (помогайте зайчику стать невидимкой или, наоборот, великаном; Колобку стать деревянным и т. д.). Со временем, обученный владению «волшебной палочкой», ваш ребенок сам начнет действовать: помогать героям сказки, вызволять их из беды. «Волшебная палочка» поможет вашему ребенку самостоятельно творить, вершить добрые дела, фантазировать, развивать воображение.

Для развития мышления, воображения и речи полезно задание на объединение двух сказок в одну с новым сюжетом. Это трудное задание и для вас, взрослых. Ведь нужно логично ввести новых героев в сюжет сказки, переплести два сюжета, то есть придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. При выполнении этого задания, несомненно, руководителями и организаторами будут взрослые.

Все дети достаточно изобретательны. А само изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В каждом ребенке сокрыт целый клад фантазии. Предложите ребенку изобрести, придумать что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях, то есть пофантазировать. А изобретать можно и нужно разнопланово:

• придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т. д.);

• придумывать новое назначение предметов (холодный утюг использовать как пресс, молоток, машинку для кота и т. д.);

• превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама — солнышко, папа — царь зверей, лучший друг — компьютер и т. д.);

• составлять фантастические сказки о себе.

Постановка проблемного вопроса. Родители и мы воспитатели, чаще всего задаём ребенку традиционные вопросы по тексту сказок: от кого убежал Колобок? к кому шла Красная Шапочка? что она несла в корзинке? Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

• Почему убежал Колобок от деда с бабой?

• А если бы не убежал, как бы развивались события в сказке?

• Каким образом Красная Шапочка могла бы избежать встречи с волком?

• А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?

• Всегда ли плохо, когда в грязь полез, и рад, что грязна рубаха? Может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку...

Отвечая на такие наши проблемные вопросы, дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную перед ними проблему.

Вообще, мы располагаем богатым арсеналом средств воздействия на своих детей для развития мышления и воображения. В этом плане нельзя не отметить метод аналогий, помогающий формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для ребенка, и для взрослого человека. Например, ваш ребенок смотрит по телевизору мультсериал «Том и Джерри» или «Ну, погоди!». По окончании просмотра полезно спросить его: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки? Зайчик и волк?» Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети с вашей помощью называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и т. д.).

Вы можете вместе с ребенком также включиться в очень интересную игру: шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений. Эта игра развивает смекалку, сообразительность, юмор. А без этих качеств у ребенка трудно представить хорошо развитое мышление и воображение.

Шифровать можно по-разному:

• перевернуть слово слева направо («Теремок» — «Комерет»);

• изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» — «Цутаница»).

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и дописывать, и делать «салат» из сказок, и развязывать «узелки» сказочных «клубочков». Чтобы развязать такой узелок, ребенку надо вспомнить не одну сказку, а несколько сказок, которые свернулись в клубок.

Например: «Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоров, развит духовно и физически. Одним из важных аспектов воспитания детей является развитие мышления и воображения.

Кто-то скажет, что воображение у человека либо есть, либо нет. Такое мнение может высказать только взрослый. Однако давайте попытаемся на несколько минут стать детьми. Взгляните на небо. Видите облако? Что оно вам напоминает? Может слона, а может летящего дракона или красивую машину. Смотрите, а облако изменилось. И вот уже оно похоже на сладкое мороженое. А вот по небу куда-то  летят волшебные звери, с кем они встретятся, что ждёт их впереди? А кому предназначены сладости в небе? Именно такие простые радости, на самом деле, являются играми на развитие мышления и воображения. Попробуйте поиграть в эту игру с детьми. И вы получите ни только удовольствие, но и будете удивлены, насколько отличается ваш взгляд на предметы от мнения малыша.                                                                        Осенью, когда небо застилают серые тучи, вряд ли захочется рассматривать облака. Поэтому развивать мышление и воображение можно с помощью такой игры. Сядьте с ребенком за стол. Капните на лист бумаги небольшое пятно чернил (красок). Попросите ребёнка назвать, на что оно похоже. Устройте соревнование, кто больше вы или малыш, увидит очертаний предметов в обычной кляксе. И кто-то увидит в чернильном пятне бабу-ягу, летящую в ступе; кто-то дерево, согнувшееся от ветра; кто-то забавного щенка. Такие занятия можно проводить снова и снова. Ведь как не может быть одинаковых чернильных пятен, так не может быть одних и тех же ассоциаций от увиденного изображения. Главное – позитивный настрой. И не стоит упрекать малыша, если он видит что-то, чего не видите вы. К тому же занятия на развитие мышления и воображения полезны в любом возрасте.

Развитию мышления и воображения способствует и игра на определение для чего предназначен тот или иной предмет. Например, для чего нужен чехол для ключей. А падающий кленовый лист? Большинство родителей скептически пожмут плечами. И это совсем неверно. Попробуйте вместе с ребёнком назвать для чего может применяться чехол для зонта. Например, он может быть спальным мешком для куклы, гаражом для машины, домиком для мышки и т.д. И пусть называемые применения предметом, порой будут абсурдны, но ребёнок должен пытаться обосновать своё мнение. При этом следите, чтобы игра не превратилась в бессмыслицу.

Такие занятие позволяют нам шире взглянуть на мир, уйти из узких рамок, в которые мы порой заключены. Именно подобные игры развивают пространственное, логическое мышление, воображение, сплачивают семью. Играть в неё можно и дома, и на улице.

Занятий на развитие мышления и воображения огромное множество. Однако. Очень важно не превращать их в рутину. Хвалите ребёнка за фантазию. И получайте удовольствие от совместного общения.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.

Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными.  Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить?

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

На первый взгляд, возникает замкнутый круг: рассказы понимаются на основе воображения, воображение же складывается в процессе слушания рассказов.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку па заданную тему.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Воображение – психический процесс создания новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий.

 Игры на развитие воображения

 Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки). Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

 Вам потребуются детали из обычного детского конструктора: куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

Точка, точка

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Общая характеристика развития мышления. Мы видели, что в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

 В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

 Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

 Развитие образного мышления. Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, - перемещение предмета, его использование или изменение.

Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. Так, если детям предлагают задачу на использование рычага, где прямой результат действия заключается в отодвигании от себя его ближнего плеча, а косвенный - в приближении дальнего, младшие дошкольники пробуют двигать рычаг в разных направлениях, пока не найдут нужного. В игре, где нужно установить шарик на наклонной плоскости так, чтобы он, разогнавшись, прокатился на определенное, заранее заданное расстояние, дети каждый раз добиваются этого путем проб: помещают шарик то в одном, то в другом месте, пока не наткнутся на правильное решение. Решение, найденное путем проб, дети могут запомнить. Но стоит видоизменить задачу - ввести рычаг другой формы или изменить расстояние, на которое должен прокатиться шарик, как пробы начинаются заново.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т.п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе обучения пятилетних дошкольников математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не понимают, а действуя с составными предметами, усваивают названия «часть» и «целое» только применительно к данному конкретному материалу и не переносят их на другие случаи. Тогда детей познакомили с этими отношениями при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка. Но оно имеет не меньшее значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Например, ознакомившись с тем, из каких частей состоит каркас постройки, как эти части взаимодействуют между собой, дети могут по строению каркаса представить себе особенности постройки в целом. Исходя из того, какая постройка должна быть возведена, они овладевают умением определить особенности ее каркаса. Усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий их жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам нового для них животного установить, где оно живет, как добывает пищу.

Два небольших сосуда А1 и А2, имеющие одинаковую форму и равные размеры, наполнены одним и тем же количеством бусинок. Причем эта эквивалентность (равнозначность) признается ребенком, который сам раскладывал бусинки: он мог, например, помещая одной рукой бусинку в сосуд А1, одновременно другой рукой класть другую бусинку в сосуд А2. После этого, оставив сосуд А1 в качестве контрольного образца, пересыпаем содержимое сосуда А2 в сосуд В, имеющий другую форму. Дети в возрасте четырех-пяти лет делают в этом случае вывод, что количество бусинок изменилось, даже если они при этом уверены, что ничего не убавлялось и не прибавлялось. Если сосуд В тоньше и выше, они скажут, что «там больше бусинок, чем раньше», потому что «это выше», или что их там меньше, потому что «это тоньше», но во всяком случае все они согласятся с тем, что целое не осталось неизменным. (По материалам Ж. Пиаже.)

Подобным же образом отвечают дошкольники на вопрос, где больше пластилина - в шарике или в лепешке, которая была сделана из точно такого же шарика у них на глазах. Ребенок утверждает, что в лепешке пластилина стало больше.

Дело в том, что дошкольник не может отделить видимый им уровень вещества в сосуде от общего количества этого вещества (как было в опыте Ж. Пиаже), видимую площадь шарика и лепешки от количества пластилина, не может рассмотреть эти стороны независимо друг от друга. В образном мышлении они оказываются слитными: количество нельзя увидеть, наглядно представить себе отдельным от воспринимаемой величины. Правильное решение подобных задач требует перехода от суждений на основе образов к суждениям, использующим словесные понятия.

Логическое мышление и умственное развитие. Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление. Во-первых, усвоение логических форм мышления без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Во-вторых, и после овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления (например, в работе ученого), огромную роль играет использование образов. Образное мышление - основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Что же касается логического мышления, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Литература

  1. Боровик О. В., Развиваем воображение. Дошкольное образование 2001г. № 1.
  2. Дьяченко О. М., Воображение дошкольника. М., 2008.
  3. Поддъяков Н. Н., Мышление дошкольника. М., 1997.
  4. Симановский А. Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Субботина Л. Ю., Развитие воображения детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Развиваем мышление и воображение у ребёнка.

Развиваем мышление и воображение у ребёнка....

«Развиваем мышление и воображение ребенка»

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был здоров, развит духовно и физически. Одним из важных аспектов воспитания детей является развитие мышления и воображения.У всех детей изнач...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развив

Социально-коммуникативноеразвитие1.Дать возможность детям научиться слушать и понимать речь других людей, через «Детский совет».2.Формировать положительное отношение к окружающему миру, др...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...

Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...