Консультация для педагогов и родителей "Приглашаем на блины!"
консультация по теме

Романченко Анна Владимировна

 

        Весна в окно стучится! Однако трогать землю (пахать, сеять, копать, строить заборы) пока еще нельзя. Земля, по народным поверьям, еще спит, и ее нужно разбудить. Не потому ли на Масленицу столь громко и радостно встречали наши предки Весну?

        В славянской мифологии Масленицей называли некое существо, которое символизировало одновременно ПЛОДОРОДИЕ, ЗИМУ и СМЕРТЬ. В масленицу запрещено было есть мясо, причем переход к этому запрету был на удивление грамотным с точки зрения современной диетологии.  Он начинался за две недели до Масленицы. Первая была всеедной, в ней отсутствовали постные дни. Следующая неделя – рябая, потому что постные и скоромные дни в ней чередовались. Канун Масленицы – это  и есть мясопуст («прощай, мясо!»), с которого по православному церковному уставу мясная пища становится запретной. Иногда даже разводились ритуальные костры, в которых положено было сжечь остатки мяса. Зато во время Масленицы можно вовсю употреблять яйца и молочные продукты.

 

Делу время, потехе час

 

            Сама Масленая неделя делилась на две части – от воскресенья до среды она называлась узкой (в это время допускались хозяйственные работы), а от четверга до следующего воскресенья – широкой. На широкую Масленицу положено было гулять, веселиться, ходить друг другу в гости да объедаться блинами, чтобы год был урожайным.

 

 

 

Культурная программа

 

          Сначала «дорогую гостью Масленицу» встречали как положено. В прежние времена это было чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. Сейчас с соломой в большом городе напряженка, поэтому Масленицу можно сделать, например, из диванного валика – «кукла» получится довольно внушительных размеров. А можно сделать традиционную куклу – закрутку из очень плотно свернутой в рулон ткани. Если вы свернете аккуратный тугой рулончик, то он получится вполне устойчивым. Остается только покрепче перевязать его тонкой тесьмой, и можно приступать к украшению. Большую «куклу» из валика нарядим в вышедшие из употребления детские одежки, а маленькой сошьем сарафан. На голову обязательно повяжем платочек.

 

 

Теперь Масленицу можно усадить в уголок и поставить перед ней блюдце с блином – пусть угощается!

        Кстати, соломенной куклой – домашней Масленицей – раньше встречали молодоженов. Это был символ достатка и здорового потомства молодой семьи. Отголоски этого древнего обычая мы наблюдаем идо сих пор. Например, на праздничную машину жениха и невесты принято сажать куклу, и молодым супругам нередко дарят большую куклу или пушистого мишку – как символ семейного счастья.

 Современные семьи, увы, не так мночисленны, как семьи наших предков. У нас нет большого количества зятьев, золовок и прочих родственников. Однако выход найти всегда можно. Созовите для празднования Масленицы побольше друзей – и взрослых, и детей. Дома большой компании будет тесно, поэтому лучше всего отправляйтесь в лес, в парк, на дачу – чтобы было где разгуляться. А теперь напомним вам традиционные масленичные игры и забавы.

 

          *  Не обойтись без катания на салазках с горы и в санном поезде (когда санки привязывают друг к другу цепочкой, а парочка либо тройка пап впереди с гиканьем и свистом везет всю веселую компанию). Катание с гор раньше имело особый смысл. Считалось, что, чем дальше будет санный путь, тем выше растет лен. Снежные сугробы еще не сошли, а наши предки уже задумывались о будущем урожае!                                                                                              *Накатавшись вдоволь, отправляйтесь на поиски большой масленичной поляны. Если на ней еще глубокие сугробы, надо будет ее утоптать. Например, с помощью знакомой с детства игры «Бояре – бояре». Взрослые и дети разбиваются на две команды, берутся за руки и по очереди «стенка на стенку» выходят на середину поляны, напевая:

 

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре,  а зачем же вы  к нам?

Молодые, а зачем же вы к нам?

Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, она дурочка у нас,

Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы выучим ее,

Молодые, а мы выучим ее.

Бояре, а чем будете учить?

Молодые, а чем будете учить?

Бояре, а мы плеточкой ее,

Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится.

Бояре, мы конфетки ей дадим,

Молодые, мы конфетки ей дадим.

Бояре, у ней зубки заболят,

Молодые, у ней зубки заболят.

Бояре, а мы к доктору сведем,

Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора боится,

Молодые, она доктора боится.

Бояре, открывайте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

 

На этом куплете «бояре» не отходят назад, а стараются похитить понравившуюся «невесту» и забрать ее в свою команду. Потом игру заводят другие «бояре».

 

    *    Еще одна традиционная масленичная игра – «Горелки». Участники разделяются на пары и выстраиваются в колонну по два, пара за парой. Водящий становится впереди на расстоянии 2 – 3 шагов. Он называется горельщиком. Все говорят или поют хором:

         Гори, гори ясно,

         Чтобы не погасло!

         Глянь на небо,

         Колокольчики звенят:

         Дин - дон, дин – дон,

         Выбегай скорее вон!

По окончании песни первая пара разбегается в разные стороны, остальные хором кричат:

      Раз, два, не воронь,

      А  беги, как огонь!

Горельщик старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают позади колонны, а горельщик опять ловит, то есть «горит».

  А если горельщику удается поймать кого – нибудь из этой пары, он встает с ним , а водит игрок, оставшийся без пары.

            В масленичных забавах много хороводных игр, причем хоровод положено водить по часовой стрелке, то есть по движению солнца. И это совсем не случайно – так наши предки пытались как бы раскрутить солнечное колесо. А какая же игра доступна даже самым маленьким детям?

Хоровод «Солнце».

В центре круга – ведущий – «солнце» (ему на голову надевают шапочку с изображением солнца или повязывают яркую блестящую ленточку). Остальные водят вокруг него хоровод и приговаривают:

        Гори, солнце, ярче –

        Летом будет жарче,

        А зиме теплее (все подходят к «солнцу»),

        А весна милее  ( круг расширяется).

   «Солнце» отвечает:  « Горю!»

     - догоняет остальных игроков, которые разбегаются в разные стороны.

 

 

         После игр пора разводить костер. Вообще – то на нем положено было сжигать чучело – Масленицу. Но порой рука не поднимается бросить в костер существо, с которым мы успели сродница за неделю. Более гуманный вариант – сжечь в масленичном костре мусор и хлам, накопившийся за зиму, а то, и за год. Пусть вместе с мусором сгорит в огне все плохое, то, что тяготит душу. Через догорающий костер можно прыгать, как это делали герои известной сказки «Снегурочка». Разумеется взрослые справятся и сами, а малышей родители берут за обе руки, хорошенько разбегаются вместе с ними и переносят через костер. Однако в любом случае всем следует быть осторожнее.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....