"Особенности развивающей игры для детей дошкольного возраста"
статья на тему

В статье рассказывается о том, что игра- важнейший вид деятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_razvivayushchey_igry.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развивающей игры

для детей дошкольного возраста»

                                                                                            Автор :Качанова В.Н.

 

      Игра – важнейший вид деятельности дошкольника, полноценный и содержательный, имеющий свои мотивы и способы действий.

      Ребёнок, увлеченный замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если в совместной образовательной деятельности ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

     Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры может строиться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры осуществляется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. Эти действия всегда включают в себя обучающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт наибольшее удовлетворение.

Цель игры всегда имеет два направления:

   1.познавательное – то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

   2.воспитательное – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует развивать в детях.

       Важной особенностью игры являются правила, которые доводят до сознания детей её игровые действия и обучающую задачу. Правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Выполнение этих правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность. Однако это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.

        Развивающая игра – это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные просчеты. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, выполняя их, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

         Главным условием нормального психического развития ребёнка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести ребёнка в детский коллектив, научить его общаться и дружить, ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

         В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако для достижения этого необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Правильно подобранная игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже известно, и побуждать к усвоению нового. При выборе игры нужно учитывать не только её предметное содержание, но и предварительно анализировать характер игры.

       Для того чтобы игра увлекла каждого ребёнка, воспитатель должен стать её непосредственным участником . Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры.

       Большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Однако если игра совсем незнакома детям и требует от них высокого умственного напряжения, то её следует проводить только в утренние часы.

      Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают все новое для них. Систематически участвуя в той или иной игре, они начинают понимать её содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения новых знаний.

     Очень важно правильно выбрать развивающую игру и хорошо её провести. Воспитатель заранее должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Необходимо представить себе ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. При этом следует помнить, что во время игры все её участники, и те кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого  мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая  под...

Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Как развивать внимание. память. восприятие у детей дошкольного возраста...

развивающие игры для детей дошкольного возраста

игры направлены на развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения....

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....