Конспект выступления "Роль семьи в правовом воспитании ребёнка" на общем родительском собрании
материал (младшая группа) по теме

Конспект родительского собрания о защите прав детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в правовом воспитании  ребёнка»

Цель: Знакомство  родителей с нормативно-правовыми  документами в вопросах защиты прав ребёнка.

Задачи:

Познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребёнка.

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им.

Ход родительского собрания:

Уважаемые родители! Сегодня я хочу затронуть очень важную и актуальную в наши дни тему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребёнка.

Скажите, пожалуйста, какие права имеют наши дети? Перечислите их.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество больных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на счастливое детство.

Что же такое – право? (слайд 1)

Право – это совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством.

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением 21 века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин:

Во-первых, часто безнаказанное нарушение прав, свобод и законных интересов ребёнка частными и должностными лицами;

Во-вторых, неспособность детей самостоятельно защищать свои права и законные интересы;

В-третьих, недостаточный жизненный опыт, беспомощность детей.

Социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

Первичным институтом защиты прав ребёнка выступает семья. В семье, где ребёнок рождается, растёт, воспитывается и формируется как личность, он впервые получает и испытывает защиту от различных неблагоприятных условий среды.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое семья?». (слайд)

«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).  Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Оно отражено в Семейном кодексе РФ и иными нормативными актами. Причем, по закону они не только имеют право, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции РФ, поскольку ее 38 статья гласит: "Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность родителей". Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН –ЮНИСЕФ, осуществляющий  международную защиту прав ребёнка, который разработал следующие документы: (слайд)

  • Декларация прав ребёнка (1959)

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

Приняв краткую Декларацию прав ребёнка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребёнка. (слайд)

  • Конвенция о правах ребёнка стала базовым документом по защите прав детей во всём мире. Это соглашение государств, подписанное ими. Если Декларация провозглашает права человека и рекомендует государствам их выполнять, то Конвенция требует обязательного их выполнения. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

Конвенция состоит из 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция ставшая  результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединённых Наций20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, после ратификации её двадцатью государствами. В настоящее время 174 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате присоединения к ней. Конвенция о правах ребёнка увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Итак, главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребёнка. 

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;

– на развитие;

– на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

(слайд)

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и

развития детей (1990) принята 30 сентября 1990 года в США Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, в которой говорится, что дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Однако для многих детей реальности детства совершенно другие. Дети подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию, страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса, умирают от недоедания и болезней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, нашей страной  принят целый ряд законодательных актов (слайд)

  • Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».

(слайд)        

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. И разъясняется такое понятие, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

Ребёнок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации –

-дети, оставшиеся без попечения родителей;

-дети – инвалиды;

-дети с ограниченными возможностями здоровья;

-дети – жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

-дети – жертвы насилия;

-дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

-дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

-дети с отклонениями в поведении;

-дети, проживающие в малоимущих семьях;

-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Закон конкретизирует понятие о механизме соблюдения этих прав.

   (слайд)

  • Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка бесплатное обучение, на уважение его человеческого достоинства. (слайд)
  • Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены». (слайд)
  • Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

           В каких же случаях необходимо осуществлять защиту прав и интересов детей дошкольного возраста:

- В случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию  и обучению детей (родители пренебрегают основными нуждами ребёнка; не обеспечивают регулярного питания, соответствующего его возрастным особенностям; не соблюдают режим дня; нет постельных принадлежностей, одежды, обуви, предметов личной гигиены);

- При отсутствии средств к существованию (родители не работают и не имеют других доходов);

- В случае вовлечения детей в занятия бродяжничеством или попрошайничеством и т.д.;

- В ситуациях жестокого обращения с детьми, в том числе при психологическом и физическом насилии, покушении на половую неприкосновенность;

        Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав  человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Никто не имеет права унижать, оскорблять, жестоко обращаться с ребенком. (слайд)

Что же подразумевается под словами «Жестокое обращение» - это любого рода насилиенад ребёнком, а именно:

Различают несколько видов насилия: (слайд)

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.  (слайд)

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или неосознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.  (слайд)

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с  тем  чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим  насилием  является

отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка

оскорбление или унижение его человеческого достоинства

угрозы в адрес ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

ложь и невыполнение взрослым обещаний;

однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

принижение его успехов;

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;

причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. 

 

 К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

уступчивость, податливость;

ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.  

(слайд)

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том  числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

 

               Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона.

И почаще говорите так своим детям: (слайд)

'Сыночек' и "Доченька"

Эти слова имеют божественно - сказочную силу и энергию у всех матерей!

Они согревают чудесным пламенем невидимого костра, или бодрят как свежее и чистое утро, окропляя, словно освященная вода иль капельки росы с ветки, блестящие как бисеринки, да льются как лекарственный бальзам на душу, или как нектар богов сладостно заполняют нутро, разливаясь чудотворной энергией в каждую клеточку тела" (слайд)

Спасибо за внимание!

 

        



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе. (к презентации)

2 слайд:

 - Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

3 слайд:   

Какие факторы влияют на ухудшение здоровья:

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни:  непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.)

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

 Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых.

Ребенка необходимо подводить к формированию представлений о здоровом образе жизни.

Что же это такое «ЗОЖ» (4 слайд: )

5 слайд :  

Слагаемые ЗОЖ.  

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

6 слайд: О проекте Для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни  в подготовительной группе с 1 октября 2014 года реализуется проект под названием «Я здоровье  берегу, сам себе я помогу».

В течение 2 месяцев с детьми будут проведены различные мероприятия по формированию ЗОЖ.   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Моя семья – что может быть дороже!»

09 октября 2014

Родительское собрание 2 мл группа весна

Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю
Все на свете ему подарю.
Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.

В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу
Наступает для меня
Два совсем свободных дня.
У меня есть дедушка.
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.

Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.

 «Моя семья – что может быть дороже!»  Что такое семья? Слово понятное всем. Как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

А что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций:

«Семейные традиции» – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Что- то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно «что-то» и можно назвать семейной традицией.

 Семейные традиции 

– это то, что выросший ребенок принесет в свою семью, самые лучшие детские воспоминания и самые крепкие узы. Это история вашей семьи, которая куда полнее, интереснее и глубже записей в книге регистрации актов. Никогда не поздно положить начало новым традициям. И вовсе не важно, чего будет касаться ваше совместное творчество – традиций кулинарных, особенных семейных праздников или передачи по наследству свадебного платья.

 Семья – это самое главное. Самое дорогое. Что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.

 «Домино пословиц»:

  • Вся семья вместе и душа на месте.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • На что клад, коли в семье лад.
  • Птица рада весне, младенец – матери.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Изба детьми весела.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  • Кто родителей почитает, тот вовек ни погибает.
  • Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
  • Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
  • Дружно – не грузно.
  • При солнышке тепло, при матери добро.

Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Детей учит то, что их окружает. Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

И еще одно высказывание В.А.Сухомлинского, «Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Желаем вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в правовом воспитании дошкольников

В статье представлена система мероприятий по ознакомлению родителей с правами и обязанностями детей...

Родительское собрание. "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи: ·      довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания дет...

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»Цель:1.Познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.2. Повышать...

Конспект родительского собрания на тему "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цель родительского собрания: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка....

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста» Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи...