Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель:

1.Познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

2. Повышать уровень правовой культуры родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobran._rol_semi_v_pravovom_vospitanii.docx334.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ            УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОДНИЧОК»

       Описание: Права ребенка в картинках            Описание: Права ребенка в картинках

Роль семьи в правовом    воспитании ребенка дошкольного возраста

«Лучшая методическая разработка родительского собрания в ДОУ»

Шевченко Елены Петровны

первой квалификационной категории

                                                       г. Оха 2018 г.

                                 

Родительская встреча

«Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»

(в форме диспута)

(участвуют дети старшей группы и их родители)

Согреть заботой детское сердечко-

                                      Пусть эта мысль не так уж и нова.

Но в этом мире, сложном бесконечно,

                                     Ребенок должен знать свои права. 

Цель:

1.Познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

2. Повышать уровень правовой культуры родителей.

 

Задачи:

1. Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

2. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

3. Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Форма проведения - диспут

Ход родительской встречи.

Зал оформлен детскими рисунками, генеалогическими древами семей. На столах находятся законодательные акты о правах ребенка, оформленные пословицы и поговорки. Родители и дети сидят парами. Звучит музыка.

Воспитатель:

        Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских встречах. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня на нашей встрече мы будем говорить о правах маленьких граждан, т.е. о правах наших детей.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

       

          Не случайно наше родительское собрание открыто строчками: «Как хорошо, что есть права...». Что мы в наше время знаем о правах ребенка, с какого возрастного периода жизни ребенок может воспользоваться своими правами? Одно из главных и важных прав у всех, кто живет на земле – это право на здоровье. Начиная день с приветствия «Здравствуй», мы дарим миру, человеку -  здоровье. У нас у всех есть права.  А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня все вместе в этом разобраться. Перед вами на столах лежат законодательные акты о правах ребенка, на которые мы будем опираться. Мы должны знать права детей, чтобы не допускать ошибок в воспитании. Помогут нам в этом два основных документа: Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Ну а дети сейчас помогут раскрыть и напомнить вам, уважаемые взрослые, их права.

Ребенок:

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем и вас

К тому же призываем!

Ребенок:

У меня есть право

Бесплатно обучаться.

Интересно, весело

В школе заниматься!

Ребенок:

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка будет

Теплый, светлый дом.

Ребенок:

Право есть у всех на свете

Говорить всегда, везде,

Знают взрослые и дети,

На родном лишь языке!

Ребенок:

Право есть еще одно –

Нам питание нужно.

И чистая вода всегда

На столе стоять должна.

Ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить!

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

Воспитатель: А мечты исполняются только тогда, когда мы живем в дружбе со всем, что нас окружает. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка. Уважаемые родители, кем для вас являются ваши дети? Ответы родителей. Мне очень приятно слышать, что для вас дети – это личности, личности, которые стоят на пути формирования. Неотъемлемой частью отношения к ним должно стать для нас уважение.

Воспитатель: Ребята, что для вас значит, когда вас уважают? Ответы детей. Взрослая аудитория, что значит для вас – уважать? Ответы родителей.

Воспитатель: Все, что вы сказали, плюс ответы детей, все это должно переплестись и применяться на практике по отношению к нашим детям. Уважение должно стать основой отношений: взрослый – ребенок.

Воспитатель: Ребята, давайте немножко поиграем и вспомним права ребенка на примерах русских народных сказок.

Дидактическая игра “ Кто права нарушил? ”

Цель: закрепить знания детей по правам ребенка, используя русские народные сказки.

Ход игры: около воспитателя находится корзина для мячей, у каждого ребенка по 3 мяча.

Воспитатель показывает иллюстрации.

1слайд к сказкам.

Воспитатель: Кто и какое право здесь нарушил?

Иллюстрация к сказке «Колобок».

Дети: нарушено право на жизнь;

Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».

Дети: нарушено право на неприкосновенность жилища;

Иллюстрация к сказке: «Маша и медведь».

Дети: нарушено право на свободу.

2 слайд к сказкам.

Воспитатель: Какие права имеют герои?

Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят».

Дети: нарушено право на семью;

Иллюстрация к сказке «Доктор Айболит».

Дети: право на помощь, медицинское обслуживание;

Иллюстрация к сказке «Буратино».

Дети: нарушено право на образование, учение, развитие.

3 слайд к сказкам.

Воспитатель: А какие права имеют эти герои?

Иллюстрация к сказке «Золушка».

Дети: право на отдых, на любовь;

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».

Дети: имеют право выбора, право на свободу;

Иллюстрация к сказке «Три поросенка».

Дети: имеют  право на жилище, на жизнь.

 ( ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой мяч в корзину).

Воспитатель: Ребята, у кого не осталось ни одного мяча, тот и выиграл. Все ребята молодцы! Поиграли и  показали свои знания родителям по правам ребенка.

         Уважаемые родители, Ваши дети  несомненно уважают и очень преданно любят Вас. Они приготовили вам небольшие символы своей любви к Вам (дарят сердечки). Спасибо вам, ребята, за ваш труд, за то, что вы так помогли нам сегодня, мы очень вам благодарны.

Дети уходят в группу.

Воспитатель: А мы с Вами, уважаемые родители, продолжим знакомиться с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Вопрос №1.

Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка?

Краткая справка (воспитатель): 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека). Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства - члены ООН - ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Вопрос №2.

А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Ответы родителей.

Вопрос №3.

Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? Ответы родителей.

Вопрос №4.

Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка? Ответы родителей.

Воспитатель: Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Воспитатель: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от. ..». Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка. В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Давайте рассмотрим некоторые из них.

Ситуация №1. «Вовочка ест бублик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку яблоко: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь яблочко!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится бублик» - отвечает внук. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, оно полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внук, - не хочу!».

Воспитатель: А у Вас, родители, в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

Ситуация №2 (часто повторяющаяся ситуация).

Например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт. Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Воспитатель: Итак, из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.).

Воспитатель: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления … Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы.

Например, «Катя, - говорит мама, - быстро вставай и иди немедленно умываться, и завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! и т. д.

Воспитатель: Уважаемые родители, оцените стиль общения с пятилетней девочкой?  Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад? Ответы родителей.

Воспитатель: Итак, это еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов.  (Статья 18.).

           В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражена гипер опека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально - эмоциональной агрессии со стороны взрослых.

(Воспитатель показывает родителям две фотографии детей, с противоположными эмоциональными состояниями: на одной – гнев, на другой – радость).

Воспитатель: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка? Ответы родителей.

Воспитатель предлагает послушать  стихотворение.

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалости не корите.

Ни родитель, и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите!

Воспитатель: Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно.  Предлагаю Вам тест «Цветок».  

(Предлагается родителям нарисовать в центре листа кружок и вписать имя своего ребенка).

Воспитатель: На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущее ребенку. Каждое качество или черта ребенка оформляется как лепесток цветка. С помощью этого теста Вы сами сможете оценить свое отношение к ребенку.

Воспитатель: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точные качества  для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете? Ответы родителей.

Воспитатель: Уважаемые родители, предлагаю Вам поиграть в игру « Дети - цветы жизни»(1 цветок – права детей; 2 цветок – обязанности родителей). Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Сейчас мы проведем тестирование, которое выявит, какой вы родитель. Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

ТЕСТ: «Какой Вы родитель?»

1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания?

2. Читаете ли время от времени книги на эту тему?

3. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

4. Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?

5. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

6. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

7. Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

8. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

9. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

10. Сумеете ли Вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

11. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

Воспитатель: За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и  отрицательный ответ  - 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, подумайте, можно ли еще кое-что улучшить.

Этой встречей мы с вами начали изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов.  Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей. Нашу встречу хочу закончить замечательным стихотворением В.Н. Максимочкина «Берегите детей, берегите!»

 Берегите детей, берегите

 Злые чары от них отводите,

 Счастье, радость, заботу дарите –

 Берегите!

 Берегите детей, берегите:

 Их жалейте, лелейте, любите

 И любить их других научите –

 Берегите!

 Берегите детей, берегите:

 От невзгод и потерь их храните,

 Их печали себе заберите –

 Берегите!

Воспитатель: Уважаемы родители, спасибо за активное участие в нашей встрече по правовому воспитанию, мы надеемся и в дальнейшем на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать ваше мнение о нашей встрече (высказывания родителей). Спасибо, до новых встреч!

Родителям раздаются памятки и анкеты о правовом воспитании: «Как же сказка поможет познакомить ребенка с их правами?», «Знаете ли Вы права ребенка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Родительское собрание. "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи: ·      довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания дет...

Родительское собрание «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

ü дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;ü приобщить к игре ребенка в условиях семьи;ü выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из с...

Конспект родительского собрания на тему "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цель родительского собрания: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка....

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста» Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи...