Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

Ольга Михайловна Киян

Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков, характеров. Книга  учит  «вглядываться»  в  человека,  видеть  и  понимать  его,  воспитывать  человечность. Прочитанная  в  детстве  книга,  оставляет  более  сильный  след, чем книга,  прочитанная  в  зрелом  возрасте.

Особое  место  в  дошкольных  учреждениях  занимает  ознакомление  детей  с  художественной  литературой  как  искусством  и  средством  развития  интеллекта,  речи,  позитивного  отношения  к  миру, любви  и  интереса  к  книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа№1 с.Сергиевск

 муниципального района Сергиевский Самарской области

структурное подразделение – детский сад «Сказка»

Реализация деятельности

 по коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Составила:

Воспитатель: Киян О.М.

2012

Значение  фольклора  в  развитии  детей  младшего  дошкольного  возраста.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа№1 с.Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области  структурное подразделение – детский сад «Сказка»

                                                        Автор:

Воспитатель: Киян О.М.

     Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков, характеров. Книга  учит  «вглядываться»  в  человека,  видеть  и  понимать  его,  воспитывать  человечность. Прочитанная  в  детстве  книга,  оставляет  более  сильный  след, чем книга,  прочитанная  в  зрелом  возрасте.

Особое  место  в  дошкольных  учреждениях  занимает  ознакомление  детей  с  художественной  литературой  как  искусством  и  средством  развития  интеллекта,  речи,  позитивного  отношения  к  миру, любви  и  интереса  к  книге.

 Первые годы жизни ребёнка – важный этап его развития и воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо  связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок   через  чтение  литературных  произведений.  Особенно  детям  дошкольного  возраста  нравятся  произведения  народного  творчества. Круг  чтения  младших  дошкольников  составляют главным  образом  произведения    фольклорного  жанра.  Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Эти  произведения  наилучшим  образом  соответствуют  потребностям  младшего  дошкольника,  так как сочетают  в  себе  слово,  ритмику,  интонацию,  мелодию  и  движение.

Произведения малых фольклорных форм обогащают  эмоции, дают ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки и потешки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями. Чтение потешек создаёт благоприятное условие для эмоционального контакта с взрослыми и детьми.           Слушая потешку, дети затихают, улыбаются, просят прочитать ещё раз, запоминают её и начинают читать сами. Это чрезвычайно важный момент в речевом развитии детей.  Детям  раннего возраста понятны произведения, в которых описываются ситуации, имеющие место в их жизни (кормление, умывание, забота о здоровье, обучение ходьбе, укладывание  спать т.е. всё то, что относится к обеспечению жизненно – важных потребностей ребёнка. Неслучайно первые потешки для самих маленьких включают  «разговор» о каше, молоке («Нужно кашу варить, будем Сашу кормить»; « Уж я Танюшке пирог испеку»; «Кто кашку не ест, кто молоко не пьёт»). Вода в произведениях для самых маленьких представляется  как живительная сила их роста и благополучия (« С гуся вода, а с сынульки худоба»; «Водичка, водичка, умой моё личко»). Во многих потешках говорится о значении первых детских шагов («Киска, киска, киска, брысь!»; «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке и.т.п.) Любят дети  потешки игрового содержания  «Еду – еду к бабе к деду на лошадке в красной шапке!», « Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?  Ванечка хороший! Ванечка пригожий!»,  «Еду, еду к бабе, к  деду».  Дети реалистически воспринимают ситуации, где сказочные персонажи разговаривают, действуют как люди, проявляют к ребёнку любовь, ласку, заботу, нежность.  Ребёнку нравится не только ритм,  рифма, игровые приёмы потешек, песенок, сказок – его увлекает их содержание, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем закончится сюжет, дать оценку (хорошо или плохо), провести сравнение, например, с тем, как это делают другие.

Литературные тексты знакомят детей с фольклорными произведениями разного жанра, побуждают к рассматриванию иллюстраций с изображением героев потешек, песенок, активизируют речь детей. Иллюстрации  играют особую  роль  в  осознании  текста  ребенком  младшего  дошкольного  возраста. Они  помогают  малышу  понять  прочитанный  текст.

Видя как  воспринимают   и  понимают  произведения  фольклорного  жанра  дети   младшего  дошкольного  возраста можно  выделить  ведущими  следующие  задачи:

- учитывать  при  отборе  книг  для  детей  тяготение  ребенка  к  фольклорным  и  поэтическим произведениями;

- развитие активной речи, расширение словарного запаса и поддерживания

стремления ребёнка активно вступать в речевое общение;

- формирование умения соотносить словесные обозначения действий с собственными выразительными движениями и игровыми действиями;

- побуждать  детей к созданию эмоциональных, ярких, выразительных образов знакомых персонажей и  умение вести диалог с героями;

- помогать  детям  мысленно,  представить,  увидеть  события  и  героев  произведений, с помощью  отбора  иллюстраций, учить  рассматривать  иллюстрации.

 Педагогические принципы, помогающие  наилучшим образом

 достигать поставленных задач

- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

- Принцип наглядности.

- Принцип индивидуального и дифференциального подхода к детям.

- Принцип научности.

- Принцип доступности и безопасности материалов.

При  работе  с  детьми младшего  дошкольного  возраста  можно  использовать  следующие методы и приёмы:

Игровые: имитационные, сюрпризные моменты, театрализация, подвижные игры, игроупражнения, речедвигательные и дидактические игры

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, фольклорных произведений, объяснение, указание, педагогическая оценка.

Наглядные: демонстрация наглядного материала (игрушки, пальчиковый театр, картины и картинки, силуэты на ниточке и на альбомном листе).

Практические:  выполнение упражнений  (элементы дыхательной, корригирующей,   пальчиковой гимнастики и подвижной игры; пальчиковый театр, разукрашивание, дополнение и «оживление» силуэтного рисунка).

Используя  данные  методы  и  приемы в  работе  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста  позволяют  постепенно  формировать  у детей способности  к  эстетическому  восприятию  художественных  произведений, поддерживать  непосредственный  отклик  и  эмоциональную  заинтересованность, возникающие  у  ребенка  при  восприятии  книги.

С  помощью  фольклора не  только  передаются  представления  о  жизни,  о  нравственных  ценностях, но и  решаются  задачи  развития  ребенка. Произведения фольклорного  жанра  вызывают радостные  эмоции, развиваю  речь, память дошкольников. Детский  фольклор  способствует  эстетическому  развитию  детей.

Использование  произведений фольклорного  жанра  в  работе  с  детьми   младшей  группы  по  реализации  образовательной  области

« Художественная  литература».

Цель Ознакомление детей с фольклорными произведениями разного жанра, побуждение к рассматриванию иллюстраций с изображением героев потешек, песенок. Развитие слухового внимания, активизация речи и обогащение словаря.

П./н.

месяц

Тема, содержание

литература

1

сентябрь

Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, деткам спать не даёшь?

Хрестоматия, И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду.

2

октябрь

Водичка – водичка, умой моё личко. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Хрестоматия, И.А.Лыкова

3

ноябрь

Ладушки – ладушки, где были?  У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька.

Хрестоматия, И.А.Лыкова

4

декабрь

Жили – были зайчики на лесной опушке, жили - были зайчики в маленькой избушке. Мыли свои ушки, мыли свои лапочки. Наряжались зайчики, надевали тапочки.

И.А.Лыкова

5

январь

Котенька – коток, котик серенький лобок, приди, котя, ночевать нашу деточку качать. Уж как я тебе, коту, за работу заплачу. Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

Хрестоматия

6

февраль

Ну – ка, милый пастушок, ты спеши – ка на лужок. Там Бурёнка лежит, на теляток глядит, а домой не идёт, молочка не несёт. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить.

И.А.Лыкова

7

март

Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнату. Мы захлопали в ладошки, очень рады солнышку.

Хрестоматия

8

апрель

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи – брызни в поле пуще: станет травка гуще!

И.А.Лыкова

9

май

На лугу – лужочке выросли цветочки. Вот какие, вот какие выросли цветочки. На лугу – лужочке спрятались цветочки. Вот какие, вот какие спрятались цветочки. На лугу – лужочке выросли цветочки. Вот какие, вот какие выросли цветочки.

О.Г.Жукова Конспекты занятий по изобразительной деятельности.

Используемая литература:

Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года – М: АСТ, 1996.

Герасимова А.С. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. – М: ЗАО «ОЛМА» Медиа групп», 2007.

Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования – Обруч, 2010.

Новосёлова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М: Просвещение, 1985.

Печёра К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М: Просвещение, 1986.

Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду – «Линка – Пресс», 2005

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду – М: Просвещение, 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»

Данные игры можно использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаютс...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста при взаимодействии с родителями воспитанников

Организация работы ДОУ для повышения педагогической культуры семьи. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....

Использование современных педагогических технологий в реализации социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Использование игрового набора Дары Фрёбеля

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, а так же способы и методы, известные в практике. Идя в ногу со временем, важно учитывать современные требования, п...