Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Баррикадова Мария Игоревна

1. Социализация детей раннего возраста.

2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

3. Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста.

Социализация детей раннего возраста.

Ранний возраст - это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

  • Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление - главное средство и цель социализации);
  • Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
  • Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью - все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.

В тесной связи с развитием отношения к предметному миру находится развитие отношения ребенка к взрослому. Главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия.

Складывающаяся под влиянием взрослого предметная деятельность детей начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. Выдвижение на передний план действий с предметами и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослым. Эмоциональные контакты с близки людьми, составляющие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка. Все возрастающий интерес к предметному миру оказывает существенное влияние на их отношения. Помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок раннего возраста испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.

Следует иметь в виду, что сотрудничество не сводится к прямой помощи, которую взрослый оказывает ребенку в действиях с предметами. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним, выполнение одного дела. Только такое сотрудничество обеспечивает малышу достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он еще располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его доброжелательность, и соучастие в практических действиях. Сочетание этих трех моментов характеризует сущность, возникающей в раннем возрасте новой потребности в общении.

Теперь взрослый начинает выступать для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его употребления. Он ставит перед ребенком задачу овладения определенным действием, с помощь слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала действия выполняется ребенком в сотрудничестве со взрослым. Постепенно, по мере овладения ребенком значением вещей и формированием умений в обращении с ними взрослые предают ему весь процесс осуществления действия, и оно становится самостоятельным. При этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой - главным ценителем успехов ребенка. Общаясь с другими людьми, ребенок получает возможность познавать своего партнера, а через его реакции, выражаемое им отношение - и самого себя, как бы смотрясь в партнера по общению как в зеркало.

Что же именно ребенок о себе узнает, вступая в общение со взрослым? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно переживание своей значимости для других. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Родные, прежде всего мать, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают свою любовь. В общении с малышом близкие люди, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают пережить свою значимость для других. Положительное эмоциональное самоощущение ребенка составляет основу его образа себя базальный компонент самосознания, становится фундаментом его открытого доверчивого отношения к миру, другим людям, себе самому.

Малыш просит взрослого почитать книжку, починить сломанную машинку, достать с полки карандаши, завернуть куклу и т. п. подобные требования и просьбы ребенка указывают на стремление оказать влияние на взрослых. Дети не стали бы ничего требовать от родителей и близких, если бы не были уверены в том, что те могут их послушаться. Таким образом, можно полагать, что дети "знают" о своей способности влиять на поведение других людей.

В настоящее время используется термин "взаимодействие" детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Интернет способствует более плотному общению воспитателей и родителей, предоставляя возможность проконсультировать родителей по интересующим их вопросам не лично, что часто бывает невозможно при ребенке, а удаленно. Воспитатель, в свою очередь, может лучше узнать и понять семью своего воспитанника.

Список использованной литературы:

1. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004

2. Белкина Л. В.  Адатация детей раннего возраста в условиям ДОУ, Воронеж, ТЦ Учитель, 2006

3. Русаков А. С.  Адаптация ребенка к д.с. Советы педагогам. СПб, Речь, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в развитии ребенка раннего возраста

Влияние игрушки на развитие ребенка раннего возраста...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Но часто мы затрудняемся объяснить, что же такое - хорошие родители. Безусловно, роль родителей в интеллектуальном и личностномразвитии огромна. По крайней ...

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...

Консультация "Роль игры в развитии ребенка раннего возраста"

Консультация "Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста"...

Роль рисования в развитии ребенка раннего возраста.

Рисование развивает мелкую моторику ребенка Как вы знаете, развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, в следствие че...

Роль потешек в развитии ребенка раннего возраста

Роль потешек в развитии ребенка раннего возрастаПотешки - это коллективное художественное творчество народа. Они веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость с и передавали их младшим п...

«Роль игры в развитии ребенка раннего возраста»

Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста....