Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей
консультация на тему

Забродская Наталья Юрьевна

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является  приоритетным направлением в деятельности  дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.odt33.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей
  2. Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.

В целях профилактики плоскостопия хороший эффект дают упражнения:

  1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
  3. Ходьба по ребристой доске.
  4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  5. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.
  6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
  7. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  8. Катать палку (диаметром 3см) вперед-назад.
  9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
  10. Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.

Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур), перекладывать их вправо, влево; захватив внутренними сводами стоп предмет покрупнее – кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать сидящему рядом. После сна полезно, сидя, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения, массировать подъемом одной ноги другую. Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату босиком. Ходьба по доске, мостику-качалке, бревну развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. В зависимости от высоты наклона пособия увеличивается нагрузка на носочную часть свода стопы, свод освобождается от тяжести тела и принимает правильную форму. На узкой опоре уменьшается разворот носков наружу, сохраняется симметричность в постановке правой и левой стоп. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 300 (например, на рейку гимнастической лестницы).

Лазанье по гимнастической или веревочной лесенке босиком не только укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, но и развивает ловкость, решительность, смелость. Однако не следует переоценивать силы ребенка, необходимо исходить из его индивидуальных возможностей.

  1. Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц,  улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении - быстрее. Регулируя темп выполнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается потребностью организма.

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное – вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

     Упражнения для верхнего плечевого пояса

  1. И.п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
  2. И.п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
  3. И.п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и.п. сидя, лежа на спине, руки за головой.
  4. И.п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.
  5. И.п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и.п. сидя.
  6. Упражнение «Растягиваем резину». И.п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.
  7. И.п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.
  8. И.п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
  9. И.п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках. Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину.
  10. И.п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.
  11. И.п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпрямиться (вдох).
  12. И.п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и.п. присесть и встать.

                          Упражнения для мышц живота

  1. Упражнение «Длинные и короткие ноги». И.п.: сидя на полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
  2. И.п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
  3. Упражнение «Велосипед». И.п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5-8 секунд). Делать перерывы для отдыха.
  4. И.п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).
  5. Упражнение «Ножницы». И.п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.
  6. И.п.: то же. Приподнять ноги (на 10-12 см от пола под углом 300), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.
  7. И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.
  8. И.п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой) рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.
  9. Упражнение «Насос». И.п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.
  10. И.п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на другой бок.
  11. Упражнение «Бревнышко». И.п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы для отдыха.
  12. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же с мячом в руках.
  13. И.п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.
  14. Упражнение «Кошечка спит». И.п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и.п. То же выполнить в другую сторону.
  15. И.п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и.п., расслабиться.

Большинство приведенных упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Детям интереснее их выполнять, а взрослому легче контролировать качество движений.

 

  1. Глазодвигательная гимнастика.

Упражнения на укреплении е глазных мышц

Сигнальные метки-картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне - матрешка).

      Играть глазами, не двигая головой, туловищем.

«Дети вышли на лужок поиграть с мячом. Высоко его подбросили и поймали, еще раз подбросили и поймали» (глазами).

«Делу время, потехе – час» - фокусник приглашает отыскать буквы (2-3). Матрешка приглашает детей на чай с пирогами. Она яркая, нарядная, а пироги у нее мягкие, душистые. Снова выйти на лужок, поиграть с веселым разноцветным мячом.

Упражнения с сигнальными метками.

  1. Поищем глазами матрешек на полках. Где матрешка в синем сарафане? А где матрешка в зеленом сарафане? Найдите матрешку в красном сарафане.
  2. В гости пришел Петрушка и принес чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с буквой. Дети глазами ищут эту букву в окружающей обстановке.

Упражнения с меткой на стекле

Дети подходят к окну и выполняют команды воспитателя: «Посмотрите глазами на дорогу, по которой движутся машины, а теперь - на цветочек на окне». Повторять упражнения 2-3 раза.

Игры

  1. «Моргунчики»

Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем,

На минуточку замрем

И опять играть начнем.

У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

  1. «Золотые лучики»

Выглянуло солнышко,

Пташечки запели,

Золотые лучики

Всех ребят согрели.

Дети широко раскрыли глаза. Спрятались под «зонтик» или в свои «домики».

           Тут со всех сторон

           Тучки набежали,

           И лица ребятишек

           Мокрыми вдруг стали.

Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика.

  1. «Игра с пальчиком»

-Мальчик-с-пальчик, где ты был?

-С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

А на этот я смотрел.

  1. Загадки

Воспитатель загадывает загадки, а дети глазами ищут отгадки на шкафах, потолке, стенах:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле, на старом дубе,

Орехи я грызу. (Белка)

Не влезает в книжку косолапый….(Мишка.)

Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок.)

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвостик колечком. (Собака.)

Гимнастика для глаз (из методики Э.С. Аветисова).

Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек, открыть. Повторить 8-10 раз.

Сидя, быстро моргать глазами (1-2 мин).

Игра «Поймай бабочку». На конце длинной указки закреплена яркая бабочка. Воспитатель водит указкой, а дети следят за бабочкой.

  1. Гимнастика маленьких волшебников.

Потягивание

И.п. - из позиции лежа на спине.

  1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).

  1. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится: «пин-гал-ла-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).

  1. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести: «су-шум-м-м-на».

Цель: Почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).

Массаж живота

И.п. – лежа на животе.

  1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника

  1. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.

Массаж грудной области

И.п. – сидя по-турецки.

  1. Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

  1. «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
  2. Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал – «машина завелась»).

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения.

Массаж шеи

И.п. – сидя по-турецки.

  1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
  2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
  3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
  4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

Массаж ушных раковин

И.п. – сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.

  1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
  2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
  3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»).
  4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
  5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

Массаж головы

  1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
  4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
  5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

Массаж лица

«Лепим красивое лицо».

  1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
  3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.

Массаж шейных позвонков

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

  1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
  3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

Массаж рук

  1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

  1. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.

Цель: ощутить внутреннюю радость.

Игра «Птичка»

  1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.

Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

  1. «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются. Манипуляция руками в свободном парении – в зависимости от фантазии ребенка.

Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

Массаж ног

И.п. – сидя по-турецки.

      1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!..» То же – с правой ногой.

      2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

          Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

Игра «Покачай малышку»

Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног.

  1. Самомассаж и массаж для профилактики заболеваний.

Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем – руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, стали тяжелыми и т.п.

Упражнения:

  1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5-10 хлопков с интервалом около 1 с); местами соприкосновения становятся в углубления между запястьем и нижней частью ладони, затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся с внешней стороны запястья.
  2. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, затем – вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела.

  1. «Мытье головы».
  2. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении; 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
  3. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
  4. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
  5. «Ушки». Ушки растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
  6. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
  7. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
  8. Покусывание и «почесывание» губ зубами: то же – языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.
  9. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
  10. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.
  11. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на вдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.
  12. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

  1. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
  2. «Качалка» на спине и животе, «Бревнышко», «Растяжки» являются прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.
  3. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.

Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики, шлепанцы, тренажеры).

Самомассаж стоп.

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми:

  1. Они более мягко воздействуют на ткани ребенка;
  2. Составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног.

Продолжительность аппаратного самомассажа 2-5 минут, в зависимости от возрпста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастики в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная – стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

И.П. сидя на стуле.

  1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
  2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
  3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны  и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
  4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
  5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
  6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

И.П. стоя.

  1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
  2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
  3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
  4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
  5. Разведение и сведение передних отделом стоп, стоя на коврике.
  6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей.

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей....

Рекомендации для родителям по укреплению здоровья детей

презентация для родителей по укреплению здоровьядетей.Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и...

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей...

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей...


 

Комментарии

Забродская Наталья Юрьевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью.

Травушкина Надежда Владимировна

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и не профессионализма.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Забродская Наталья Юрьевна

Совершенно верно сказано , что именно мы- взрослые, несем полностью ответственность за безопасность и здоровье детей. Сейчас в детских садах проводится много новых методик по здоровьесбережению,физическое воспитание детей занимает одно из ведущих мест в образовании, поэтому я могу быть уверенна, что наши детки растут, как физически здоровыми, так и психологически. Ведь,как говорится: "В здоровом теле- здоровый дух"!