Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».
консультация (средняя группа) по теме

Немыкина Юлия Олеговна

 

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.

План лекции:

Вводая часть

1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и среднем дошкольном возрасте.

2.     Деструктивизм младших школьников и подростков.

3.     Причины агрессивного деструктивизма.

4.     Выполнение практических заданий по методике «Карусель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie_destruktivnoe_povedenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.

План лекции:

Вводая часть

  1. Проявление и причины деструктивизма в младшем и среднем дошкольном возрасте.
  2. Деструктивизм младших школьников и подростков.
  3. Причины агрессивного деструктивизма.
  4. Выполнение практических заданий по методике «Карусель».

Представьте себе человека, чьи движения настолько угловаты, порывисты и резки, что все валится у него из рук, ломается и бьется. Или вообразите взрослого мужчину, который из сложного электротехнического прибора выковыривает детали исключительно ради забавы. Или такого субъекта, который, получив в подарок дорогую вещь, через пять минут шмякнет ее об пол. При виде подобных действий невольно закрадывается подозрение: все ли у бедняги в порядке с головой? И действительно, описанное поведение взрослого человека ненормально. Оно, по всей вероятности, свидетельствует о каких-то психических отклонениях. А вот в поведении ребенка подобные явления встречаются довольно часто. У родителей это обычно вызывает гнев и желание строго наказать маленького разрушителя. Попробуем, однако, разобраться, почему ребенок иной раз так себя ведет. Чем он руководствуется в своей разрушительной активности?

  1. Проявление и причины деструктивизма в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Подобные действия ребенка раннего возраста, который только делает первые шаги, пожалуй, и не нуждаются в подробном объяснении. Познавая и осваивая мир предметов, малыш активно тянется ко всему новому, а новым для него пока выступает практически все. Любую вещь, до которой удается дотянуться, он хочет потрогать, ощупать, переместить. Его движения еще очень неловки и плохо скоординированы. Так что не приходится удивляться, что его исследовательская активность постоянно приводит к тому, что самые разные предметы под его рукой превращаются в груду лома. Причем ценность предмета — понятие, которое ребенку еще не доступно. Фарфоровая ваза и пластмассовое ведерко ему одинаково интересны. К тому же ваза забавнее звенит, особенно когда рассыпается на мелкие осколки.

Отечественный современный психолог С.С. Степанов приводит по этому поводу такую историю: «Однажды мне довелось побывать в доме, хозяева которого собрали богатую коллекцию антиквариата. В связи рождением в семье малыша я поинтересовался, как они собираются уберечь коллекцию. Последовал ответ: «Есть два пути: либо все убрать в недоступные место, либо просто постоянно следить за ребенком. Первое слишком хлопотно, да и квартира утратит привычный вид. Предпочтительнее второе. Ведь мама и бабушка могут уделять малышу достаточно внимания и не  дадут ему безобразничать».

Когда я пришел в этот дом в следующий раз, в глаза просилось явное изменение интерьера. Хозяева признались, что выбранная тактика себя не оправдала. Невозможно держать малыша под неусыпным контролем. После того как несколько дорогих вещей обратились в черепки, пришлось вернуться к идее перестановки.

Таким образом, опыт свидетельствует, что препятствовать познавательной активности малыша бесполезно».

В целом же малышу должна быть предоставлена достаточная свобода для удовлетворения его познавательных интересов. Тем более что это просто необходимо для по полноценного развития.  Кстати — об интересах. Психологи отмечают, что мышление ребенка, прежде чем достигнуть зрелости, проходит в своем развитии несколько качественно своеобразных этапов. Вообще, мышление определяют как аналитико-синтетический процесс, т. е. такой, в котором сочетаются процессы разложения явлений на элементы и выделения в них частных свойств, а также создание на основе композиции отдельных элементов и свойств целостного представления о предмете. Своеобразие мышления дошкольника, в частности, состоит в том, что анализ в нем заметно преобладает над синтезом. Иными словами, для ребенка центральный механизм познания — расчленение предмета или явления, выделение в нем конкретных фрагментов и особенностей. Это касается и восприятия отдельного предмета. Любую вещь ребенок хочет опробовать таким образом, чтобы понять, какова она на ощупь, на вкус, в столкновении с другими предметами... И самое главное — как она устроена, из чего состоит. Поэтому не должно вызывать раздражение естественное стремление ребенка расчленить (в буквальном смысле) предметы. Конечно, обидно, если для этих целей избирается ценная вещь. Но это уже забота родителей. Если вы не хотите понести ущерба, просто постарайтесь, чтобы дорогие предметы не попадались под руку маленькому исследователю. А тормозить его активность гневными упреками практически бесполезно: малыш по самой своей природе такие упреки принять не в состоянии.

Желательно стимулировать его активность в безопасном направлении. Этой цели служат всевозможные игрушки в виде сборно-разборных конструкций. Учитывая названные особенности восприятия и мышления ребенка, можно догадаться: если мы дадим ему детскую пирамидку, то он первым делом примется ее разбирать и лишь постепенно, овладевая так называемыми соотносящимися действиями. И надо обеспечить его подходящим для этого материалом. Но разрушить и сломать что-нибудь ценное могут и дети более старшего возраста. Как это происходит? Один из механизмов на удивление прост. Приведём ещё раз пример из жизненного опыта психолога С.С. Степанова: «Помню, как я был огорчен, когда моя пятилетняя дочь небрежным движением смахнула на пол недавно купленный магнитофон. Кстати, точно такой же магнитофон был в то же время приобретен одной моей знакомой. Самое забавное, что его постигла та же судьба. Только магнитофон моей знакомой разбила ее двадцатилетняя родственница. То есть в обоих случаях имела место самая обычная неловкость».

  1. Деструктивизм младших школьников и подростков.

 Признайтесь: кому из нас не случалось разбить тарелку, что-нибудь неуклюжим движением опрокинуть, пролить, рассыпать... Себя мы оправдываем одним заветным словом: «Нечаянно...» Но ведь такое может случиться и со взрослым, и с ребенком (пример тому — два несчастных магнитофона). Беда лишь в том, что для ребенка вероятность такой оплошности намного выше. Как уже отмечалось, его движения еще недостаточно точны и скоординированы. И не приходится удивляться, что они порой кончаются звоном осколков. Постепенно совершенствуясь во владении своим телом, ребенок избавится от угловатости и неуклюжести.

Впрочем, в подростковом возрасте возможен еще один такой «пик». Вследствие так называемого гормонального взрыва организм подростка претерпевает стремительный рост. Иными становятся и размеры тела, и его пропорции, и за темпами этих изменений моторика подростка просто не поспевает. В подростковом возрасте человек как бы снова становится угловатым и неуклюжим, не вполне владеющим своим телом. Неловкие движения в эту пору — дело обычное. Но это — тоже «нечаянно» и не заслуживает строгого осуждения (тем более что подросток обычно и сам сильно переживает свою неловкость).

Таким образом, ребенок, как совсем маленький, так и более старший, производит деструктивные, разрушительные действия либо ненамеренно, случайно, либо в силу возрастных особенностей формирования познавательных процессов.

  1. Причины агрессивного деструктивизма.

Однако бывают случаи, когда природа деструктивных действий этим объяснением не исчерпывается. Речь идет о тех случаях, когда поступки ребенка, казалось бы, явно продиктованы «злым умыслом». Бывает, что малыш не просто отламывает кукле конечности, с интересом разглядывая ее строение, а со злостью швыряет куклу об пол, топчет ее ногами и т. п. В данном случае мы видим явное проявление агрессии. Только  агрессия направляется не на живое существо (скажем, сверстника, от которого можно получить сдачи, или взрослого, на которого поднимать руку вообще небезопасно), а на безответный неодушевленный предмет. Вспышки ярости, которые ребенок направляет на беззащитную куклу, как правило, свидетельствуют не о порочных наклонностях, а о каком-то глубоком внутреннем конфликте. Если обстоятельства жизни ребенка складываются так, что ему постоянно приходится подавлять недовольство и раздражение, то нет причин удивляться, что в один прекрасный день загнанное внутрь и долго скрываемое напряжение выплеснется наружу и обрушится на головы окружающих звоном осколков.

Младшие школьники и подростки нередко портят оборудование лифтов, срывают трубки у телефонов-автоматов и т. п. Подобные действия обычно продиктованы стремлением к самовыражению, для которого, однако, не находится приемлемых путей. Подросток стремится как-то заявить о себе, продемонстрировать плоды своей активности. Когда это не удается никак иначе, буйным цветом расцветает деструктивное поведение.

Во всех подобных случаях ругать и наказывать ребенка равносильно, к примеру, осуждению эпилептика за то, что он неэстетично бьется в припадке. Без устранения внутреннего конфликта (т. е. самой причины нарушения) невозможно видоизменить нежелательное поведение. Столкнувшись с подобными действиями, родителям следует задуматься, что в жизни ребенка породило такую неадекватную реакцию, и постараться изменить эти неблагоприятные условия либо обраться за профессиональной психологической помощью.

  1. Практическая работа по методу «Карусель» (см Приложение).

Использованная литература

  1. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. Екатеринбург 1999 год.
  2. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Работа педагога-психолога в ДОУ. М., 2005год.
  3. С.С. Степанов. Азбука детской психологии. М., 2004 год.

Составьте список игрушек, которые позволят ребёнку удовлетворять его исследовательские потребности,  не причиняя особого вреда игрушкам, себе и окружающим:

От 1 года до 3 лет: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От 3 до 5 лет: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделитесь опытом:

Как в вашей семье приучали ребёнка бережно относиться к окружающим предметам: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы будут ваши воспитательные действия, если  ребёнок разбил достаточно дорогую вещь в возрасте, когда ему было:  

 2года_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4-5 лет____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 12 лет____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 17 лет____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование работы с родителями воспитанников средней группы

разработан план работы с родителями воспитанников средней группы, сроки выполнения, отвественные на 1 квартал...

"Всегда и везде вместе"- план работы с родителями воспитанников средней группы

Очень часто молодые педагоги испытывают затруднения при планировании работы в течение года с родителями своих воспитанников. Предлагаю ващему вниманию перспективный план работы с родителями на учебный...

Работа с родителями воспитанников средней группы.

Данная презентация - отчет о взаимодействии воспитателя и родителей воспитанников средней группы.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12218002","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Педагогический проект по работе с родителями воспитанников средней группы «Вместе дружная семья»

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс группы формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детско...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...