Стендовая информация "Психическое развитие ребенка-дошкольника"
материал по теме

Медведева Светлана Александровна

Информация о психическом развитии ребенка 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 лет, представленная в виде памятки, которую можно вывешивать в уголок для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое развитие детей 2-3-х лет

Важнейшими достижениями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

Интенсивное формирование активной речи идет в процессе совместной деятельности с взрослым. Родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях!

У детей начинает развиваться предметная деятельность. Для того чтобы она носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек!

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. Ребенка необходимо знакомить с цветом, геометрическими фигурами. Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый). Совсем необязательно заставлять ребенка запоминать их названия, пусть он научится зрительно находить эти признаки предметов среди других.

        Ребенок познаёт окружающий мир методом проб и ошибок, поэтому ему просто необходимо обследовать предметы разными способами (потрогать, понюхать, попробовать на вкус), разбирать игрушки.

Внимание ребенка непроизвольно, поэтому он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Важно дать возможность ребенку сосредоточиться на чем-то одном.            

Память малыша также носит непроизвольный характер: узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось "само по себе".

        В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены "эффекту заражения": если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три "лошадки" будет рядом с ним.

        Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

        Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность и ритмичность его жизни, т.е. четкое соблюдение режима, а также единство требований со стороны взрослых.

Психическое развитие детей 3-4-х лет

        

        Внутренний мир ребенка 3-4-х лет наполнен противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, но не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

        Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда.

        К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в "как будто".

        Начинает развиваться воображение, в развитии которого большое значение играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. У ребенка появляются страхи: он боится Волка, Бабайку, Дядьку с мешком. Ведь фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него!

        Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

        Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Действиями малыша управляют попавшиеся под руку предметы.

3-4 года – возраст становления характера ребенка. Народная мудрость говорит о том, что воспитание заканчивается к 4-м годам, дальше начинается процесс перевоспитания.

        В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

        В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Однако без взрослого здесь не обойтись. Ведь именно он в совместных играх с предметами обучает ребенка умению сотрудничать.

Психическое развитие детей 4-5-ти лет

        Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка 4-х лет, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь его начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка становится вопрос "почему?" Для умственного развития детей важно отвечать на их вопросы правдиво и доступно!

        Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

        У ребенка появляется интерес к человеческим взаимоотношениям и нормам поведения. Детей этого возраста отличает ябедничество как желание в очередной раз проверить свою правоту по поводу того, что "хорошо" или "плохо", что "правильно" или "неправильно".

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть "рядом". Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

        Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

        Для ребенка 4-5-ти лет важно, чтобы взрослые уважали его мнение, считались с его интересами и желаниями. Положительная оценка ребенка в целом – средство развития уверенности в себе. Детям этого возраста характерна обидчивость.

        Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Психическое развитие детей 5-6-ти лет

        Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

        К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками. Широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

        Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

        Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку  преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Ребенок учится действовать, подчиняясь общим правилам.

        Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

        Развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

        На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается стремление получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

        Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

        Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, т.к. именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в развитии ребенка-дошкольника. Из опыта работы воспитателя.

Дидактическая игра в первой младшей группе - главный помощник воспитателя....

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...

Консультация для родителей по художественному - эстетическому развитию дошкольников. Тема: "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даемгодовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложеноприродой – начиная с первобытных вр...