Консультация для родителей "ОКНО В МИР ПОСЛОВИЦ"
консультация по теме

Скакун Виктория Витальевна

Пословицы - своеобразное выражение характера народа, его взглядов на те или иные стороны жизни. 

 Пословица - это первый шаг к пониманию характера народа, это приобщение к его вековым традициям.     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okno_v_mir_poslovits.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Окно в мир пословиц.

В пословицах всегда содержались представления о человеческих достоинствах и недостатках, о добре и зле, о хорошем и плохом. Эти маленькие изречения настолько органично вошли в нашу жизнь, что мы уже и не замечаем их, говорим не задумываясь. А между тем у ребёнка, который только начинает знакомиться с великим русским языком и русской культурой, часто возникают вопросы, откуда появились пословицы, что они означают, в какой ситуации их следует говорить.

Пословицы сродни афоризмам : в краткой форме они запечатлевают наблюдения над жизнью человека, дают свою оценку происходящему. В прежние времена пословицы служили своего рода средством воспитания молодого поколения, которое перенимало накопленный веками опыт. В этих маленьких изречениях сохранились мысли наших предков о труде и праздности, о честности и лжи, о хвастовстве и упрямстве, о смелости и трусости.

Первым знакомством с огромным миром пословиц может стать... чтение сказок. Помните русскую народную сказку о том, как лиса предложила волку наловить рыбы в проруби хвостом? Расскажите её ребёнку, завершив словами: ,,Недаром пословица говорит ,,Без труда не выловишь и рыбки из пруда" ".Если малыш не слышали ещё слова ,,пословица", объясните :,,Это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад". Повторите пословицу ещё раз и скажите своему маленькому собеседнику, что эти слова подходят не только для данной сказки, но и для других случаев : без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда нельзя даже убрать игрушки и привести комнату в порядок.

Лучшая возможность познакомить ребёнка с пословицей - употребить её в реальной житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Вот, скажем, зимой дети самозабвенно катаются с горки, а тащить санки на гору им совсем не хочется. Самое время вспомнить известное ,, Любишь кататься - люби и саночки возить". Такая пословица послужит хорошим воспитательным средством. Ведь она адресована не конкретному человеку, а каждому из нас : это не нудное нравоучение, а общее правило, закреплённое веками, которое применимо к любому человеку.

При знакомстве ребёнка с миром пословиц не забывайте обращать их внимание на абстрактный характер этого фольклорного жанра. Без объяснений взрослого ребёнку невозможно понять  некоторые пословицы. Например:,, Лучше синица в руке, чем журавль в небе" вовсе не означает, что нужно ловить руками синицу или журавля .Ведь синица и журавль - понятия абстрактные: синица означает что-то маленькое, незначительное, журавль - большое и важное. Кстати, при объяснении не забудьте поинтересоваться, знает ли ребёнок, что синица меньше журавля.

Маленький экскурс в мир пословиц можно совершить во время прогулки по лесу или парку. Увидев муравейник, обратите внимание ребёнка на то, что муравьи такие маленькие, а таскают травинки, по весу превосходящие их самих.

Эти насекомые строят огромные муравейники, в которых живут. Завершите свой рассказ пословицей :,,Муравей не велик, а горы копает ". Подчеркните, что такое бывает и у людей : на первый взгляд маленький и неказистый оказывается сильным и смелым. Главное, чтобы у него было желание что-то делать, строить, трудиться.

Одним из способов знакомства с пословицей может стать её совместное прочтение и обсуждение. Правда, часто они сами по себе не представляют для детей большого интереса.

А потому попробуйте превратить чтение пословиц в увлекательное занятие : предложите малышу придумать маленькую историю, рассказывающую о том, как появилась эта пословица. Возможно, услышав пословицу ,, Кто хвалится, тот с горы свалится", ребёнок начнёт фантазировать :,,В одном городе жил-был человек, который очень любил хвалиться. Каждое утро он выходил на площадь и начинал рассказывать людям, какой он умный и богатый .И все люди слушали его, открыв рот, народу собралось много-премного, но ему казалось, что ещё не все знают, что он самый лучший. Однажды тот человек решил забраться на самую высокую гору для того, чтобы оттуда всем были слышны его слова. Он залез на гору и начал громко хвалить самого себя, как вдруг поскользнулся, упал и кубарем покатился вниз .А все люди, собравшиеся вокруг, смеялись и приговаривали:,, Кто хвалится, тот с горы свалится". Сочинив подобную историю, ребёнок вряд ли забудет саму пословицу. К тому же, придумывая истории, он проявляет свою фантазию и мастерство рассказчика. А если литературное творчество ребёнку ещё не по плечу, предложите свой вариант рассказа о том, как появилась пословица.

Многие пословицы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например: ,,Не спеши да поторапливайся". Глубинный смысл таких пословиц в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильными считались любые крайности - спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.

Вполне возможна и такая ситуация: вы попросите выполнить какую-либо работу, а в ответ услышите: ,,Работа не волк, в лес не убежит". Правильно отреагировать на подобную реплику довольно сложно; можно лишь улыбнуться, похвалить за хорошее знание русских пословиц, после чего повторить просьбу.

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Необходимо объяснитьребёнку, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились и лентяи, которые не любили работать и оправдывали себя тем, что ,,работа не волк". Впрочем, трудолюбивых людей среди наших предков было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде как о самой большой добродетели значительно больше:

  • ,,Хочешь есть калачи, так не сиди на печи".
  • ,,Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня"
  • ,,Терпение и труд всё перетрут"
  • ,,Труд человека кормит, а лень портит"

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Консультация «Тема семьи в русских пословицах и поговорках»

Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье при знакомстве дошкольников  с фольклором...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

Консультация для родителей Стихи и пословицы про осень

Стихи и пословицы про осень для детей...

Консультация для родителей "Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи"

Для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем, важно активно использовать задания, в которых содержатся поговорки и скороговорки....

Консультация для воспитателей "Влияние загадок, пословиц, поговорок на речевое развитие дошкольников".

Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми....