Консультация для родителей
материал (младшая группа) на тему

 

Консультация  для родителей

Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temano1.docx343.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема№1

Консультация  для родителей

Тема: «Адаптация ребенка к детскому саду»


        Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.
Если бы вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к условиям детского сада, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты б вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

I. Отрицательные эмоции. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного плача.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу.


II
. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы не придете за ним вечером, чтобы забрать домой.

III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев.
В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все.

IV. Положительные эмоции. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты. На смену приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми.

VI.
Познавательная деятельность. Познавательная деятельность снижается на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, как только активность стресса станет минимальной,  то в скором времени познавательная деятельность повыситься.

VII. Социальные навыки. Ребенок может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать,
как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова.
IX.
Двигательная активность. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать.

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому саду, чаще дети легче переносят процесс адаптации.  К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.

Существует тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет, и бывает средняя  тяжесть  течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад.

  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад. Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Рекомендации педагога - психолога

«Подготовка к детскому саду»

Готовить ребенка к условиям детского сада нужно начинать заранее.

Для начала, про детский сад малышу надо не только рассказать, но и показать. Для этого можно отправляться на прогулку по маршруту, проходящему мимо играющих на улице в садике детей. Обычно толпа веселых, бегающих малышей привлекает внимание ребенка и у него возникает естественное любопытство и желание оказаться среди них.

Второй шаг - игра в «детский сад». Здесь уже придется маме проявить фантазию, чтобы «наделить» сие учреждение всевозможными привлекательными чертами.

Третий шаг, чаще приглашать друзей (с детьми) в гости, а также гулять и знакомить малыша с детворой на детских площадках и в парках. Однако при этом не стоит забывать, что ребенок все-таки еще маленький, он быстро устает и не всегда ведет себя тактично по отношению к чужим людям и детям.

Четвертый шаг – категорически запретить в окружении ребенка разговоры о детском садике с отрицательным подтекстом. Не надо думать, что ребенок еще ничего не понимает. Он прекрасно запоминает всю информацию, оказывающуюся в поле его слышимости, и неосознанно фиксирует ее. Позднее это может сыграть плохую роль при его адаптации в детском саду.

Пятый шаг стоит предпринять, когда Вы уже смогли не только определиться с детским садиком, но и получили право на его посещение. Наступает время знакомить малыша с воспитателями.

Рекомендации педагога - психолога

«Первые дни в детском саду»

В зависимости от возраста ребенок должен уметь выполнять ряд определенных действий (проситься на горшок, одеваться, самостоятельно кушать). Отправляя ребенка в садик, не стоит забывать, что в группе бывает много детей и воспитатель не всегда может приглядеть за каждым. Так что маме стоит побеспокоиться и насчет запасной одежды для своего ребенка, и о необходимых для уроков творчества принадлежностях.

Чтобы адаптация детей в детском саду проходила более успешно, мамочкам не стоит совмещать по времени первый день крохи в новом для него месте и собственный выход на работу. В идеале ближайшие два месяца мама должна находиться «на подхвате», чтобы в любой момент навестить своего ребенка в детском саду, забрать его пораньше, погулять с ним после детского садика и уделить крохе как можно больше внимания.

Первую неделю вообще рекомендуется не оставлять кроху на полный день в детском саду. В самом начале можно ограничиться всего двумя-тремя часами, приведя малыша после завтрака и забрав до дневного сна. Ребенок должен запомнить, что мама хоть и уходит, но всегда за ним возвращается. За эти несколько дней он успеет познакомиться с воспитательницей и нянечкой, приглядеться поближе к другим детишкам и даже найти себе среди них друзей.

Вторую неделю можно попытаться приводить малыша пораньше и оставлять его в саду на дневной сон. Если ребенок относится к этому более-менее спокойно, следующим шагом будет полное его пребывание в садике. В противном случае лучше еще некоторое время ходить в детский сад «в гости».

Рекомендации педагога - психолога

«Если ребенок болеет»

Труднее проходит адаптация детей дошкольного возраста, если в их «багаже» имеются какие-либо заболевания или пониженный иммунитет. Постоянные продолжительные пропуски мешают привыканию малыша к новой обстановке, нервируют его, а это, в свою очередь, может привести к обострению заболеваний. Так что если Ваш малыш продолжает болеть, не смотря на все Ваши усилия, стоит задуматься о необходимости продолжения «эксперимента». В некоторых случаях «вылечить» ребенка помогает переход в другой садик (в котором воспитателю удается быстрее найти собственное местечко в сердце малыша). В противном случае придется либо искать частную няню, либо маме уходить с работы (к примеру, в очередной декрет).

Рекомендации педагога – психолога

«Не хочу!»

Но в жизни бывают ситуации, когда на протесты малыша приходится не обращать внимания, как бы жалко его не было. Да и садик при этом поменять не получается. Поэтому маме придется (особо не заостряя на этом внимание) выспросить у своего крохи причину его столь негативной реакции.

Если дело в том, что малышу просто не хватает общения с мамой, то ей необходимо выделить в своем графике специальные часы в вечернее время и в выходные дни, посвятив их только своему ребенку (а не мытью посуды – приобретите посудомоечную машину; уборке – определите для нее всего несколько часов один раз в неделю, купив хороший мощный пылесос, стиральную машину и прочих бытовых «помощников»; приготовлению еды – семья может немного пожить и на быстрых полуфабрикатах, а в выходные дни всем вместе неплохо бы походить в детское кафе).

Если малышу не нравится воспитательница, можно попробовать перевести его в другую группу, иначе придется «углубиться» еще больше и узнать, что именно не устраивает кроху. Тут могут быть различные ситуации, вплоть до того, что ребенок просто не может уснуть на новом месте (а его за это ругают), до нежелания убирать после себя игрушки (что обычно просит сделать воспитатель). Чаще всего конфликт можно довольно легко разрешить.

Рекомендации педагога – психолога

«Пора обедать!»

Еще один момент, требующий внимания, – питание ребенка в детском саду. Малыш, привыкший к разнообразной домашней пище, может просто отказываться от детсадовской еды, какая бы вкусная она не была. Попросите воспитателя обязательно контролировать ситуацию и смените домашнее меню на более простые варианты (как в детском саду).

Если же кроха отказывается в саду от завтрака, скорее всего причина кроется в легком домашнем «перекусывании» перед выходом из дома. Исключите из его утреннего рациона печенье, конфеты и прочие «вкусности». Иногда даже яблоко бывает лишним и перебивает ребенку аппетит.

Вечером же малыша дома обязательно должен ждать ужин. И будет лучше, если на трапезу соберутся все члены семьи. Это поможет ребенку осознать, что детский сад - всего лишь возможность поиграть с ребятами и неплохо провести день, пока родители находятся на работе.

Анкета для родителей

«Определение готовности поступления ребенка в детский сад»

Ф.И.О. ребенка___________________________________

Дата рождения____________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня:

- бодрое, уравновешенное – 3 балла

 - раздражительное, неустойчивое – 2 балла

- подавленное - 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает:

 - быстро (до 10 минут) - 3 балла

- медленно - 2 балла

- спокойно - 3 балла

- неспокойно - 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ребенок заснул:

- дополнительное воздействие - 1 балл

- без воздействия - 3 балла

4. Какова продолжительность сна ребенка:

- соответствует возрасту - 3 балла

- не соответствует возрасту - 1 балл

 

5. Какой аппетит у вашего ребенка:

- хороший - 4 балла

- избирательный - 3 балла

- неустойчивый - 2 балла

- плохой - 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок:

- положительно - 3 балла

- отрицательно - 1 балла

7. Навыки опрятности:

- просится на горшок - 3 балла

- не просится, но бывает сухой - 2 балла

- не просится и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки:

- сосет палец, пустышку, раскачивается и др. – 1 балл

- нет отрицательных привычек - 3 балла

 

9. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами - дома и в новой обстановке:

- да - 3 балла

- нет - 1 балл

- иногда - 2 балла

10. Проявляется ли интерес к действиям взрослых:

 - да - 3 балла

- нет - 1 балл

- иногда - 2 балла

11. Как ваш ребенок играет:

- умеет играть самостоятельно - 3 балла

- не всегда - 2 балла

- не играет сам - 1 балл

 

12. Взаимоотношения со взрослыми:

- легко идет на контакт - 3 балла

- избирательно - 2 балла -

с трудом - 1 балл

13. Взаимоотношения с детьми:

- легко идет на контакт - 3 балла

- избирательно - 2 балла

- с трудом - 1 балл

14. Отношения к занятиям (внимателен, усидчив, активен):

- да - 3 балла

- нет - 1 балл

- не всегда - 2 балла

 

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе:

- есть - 3 балла 

- нет - 1 балл

- не всегда - 2 балла

16. Есть ли опыт разлуки с близкими:

- переносит разлуку легко - 3 балла

- тяжело - 1 балла

17. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых:

- есть - 1 балл

- нет - 3 балла

 

Итого: ____________баллов 

Прогноз адаптации:

- 55 – 40 баллов – ребенок готов к поступлению в детский сад

- 39 – 24 балла – готов условно

- 23 – 16 – не готов

Тесты на определение готовности ребёнка к детскому саду

Тест 1

  1. Общителен ли мой ребенок?
  2. Любит подвижные игры? Лепку? Рисование? Конструирование?
  3. Может увлекаться игрой на непродолжительное время?
  4. Проявляет интерес к игрушкам, к детям?
  5. Спокойно относится к новым взрослым?
  6. Он может оставаться дома с кем-то из близких, пока мама ушла по делам?
  7. Ему интересно узнавать новое, он часто задает вопросы?
  8. Кушает самостоятельно, без уговоров и понуканий?
  9. Умеет ходить на горшок (на унитаз со специальным детским кругом – как вариант)?
  10. Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?
  11. Редко болеет (простужается не чаще 4 раз в год)?
  12. Может выразить словами свою просьбу, обратиться к постороннему человеку?
  13. Одинаков ли режим дня дома и в садике?
  14. Ложится спать днем?
  15. Просится в садик?

Идеально, конечно, если вы дали положительный ответ на все вопросы. Ваш ребенок будет легче привыкать к детскому саду, чем тот, который очень сильно привязан к маме, к дому.

 

Тест 2

За каждый положительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный – 0 баллов.

  1. Ребенок нервный, легко возбудим, быстро устает.
  2. Ребенок очень привязан к маме (или другому ухаживающему за ним человеку), постоянно ходит за ней.
  3. Отправляясь в гости, вы нередко берете с собой специальную еду для ребенка, так как он ест далеко не все.
  4. Иногда во время прогулок вам приходится уводить ребенка из коллектива детей, так как его обижают.
  5. Ребенок имеет стойкие страхи (например, страх темноты).
  6. Вы сами не представляете, как расстанетесь с ребенком на целый день.
  7. Ребенок очень впечатлителен, может плакать, когда вы читаете ему жалостливую книгу, или когда он смотрит грустный мультфильм.
  8. У ребенка слабое здоровье, он часто простужается, у него сильная аллергия (пищевая, бытовая или др.)
  9. Ребенок страдает энурезом.
  10. У вас в семье недавно родился еще один ребенок.

Просуммируйте набранные баллы:

0-6
Ваш ребенок вполне готов к саду. Вы можете со спокойной душой отдать его на попечение воспитателей, у него не будет существенных проблем с адаптацией.

8-12
Нельзя сказать, что ребенок готов к детскому саду. У него могут возникнуть проблемы с коллективом, и он будет плакать всякий раз, когда надо идти в сад. Проконсультируйтесь с психологом.

14-20
Вашему ребенку сад противопоказан. Ищите няню, и подойдите к ее выбору очень серьезно. Обязательно покажите ребенка психологу.

Тест 3

Вот несколько пунктов, по котором вы сможете определить, готов ли ваш малыш к поступлению в ясли. Если у вас не все совпадает – вам есть над чем поработать.

  • ребенок легко идет на контакт, как и с взрослыми, так и детьми;
  • ребенок может подолгу играть самостоятельно;
  • ребенок стремится к самостоятельности – он, по крайней мере, пытается сам одеваться, кушать, умываться, убирать игрушки;
  • ребенок с удовольствием играет в больших компаниях, умеет просить и делиться игрушками;
  • ребенок не теряется, если видит, что вы отошли, он может спокойно играть без вашего присутствия.

 

Анкета для родителей 
Мы рады видеть вас и Вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
Нам было бы интересно получить Ваши ответы на следующие вопросы. 
1. Сведения о родителях:
· Ф.И.О. мамы…
……………………………………….………………………………….
Образование, место работы, должность, рабочий телефон………………………...…
……………………………………………………..
· Ф.И.О. папы…
…………………………………………………………………………..
Образование, место работы, должность, рабочий телефон…
…………………..
2. Состав семьи………………………………….…………………………………..
3. Домашний адрес, телефон…………………………………………………………………………………... 
4. Сведения о ребенке:
· Фамилия, имя…
………………………………………………………………………… 
· Дата рождения…
………………….……………………………………………………
· Какое имя предпочитает (любимое имя)…
……….………………………………
· Легко ли рассмешить ребенка?..
...…………………………………………………. 
· Испытывает ли ребенок трудности в общении:
- с детьми…
…...…………………………………………………………………………...
- с взрослыми…
…..………………………………………………………………
· Любимая игра (игрушка)…
…………………………………………………………..
· Любимая пища…
……………………………….……………………………………… 
· Как ребенок просыпается утром:
- активен, в хорошем настроении…
….………………………………………….
- с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам….……………………….. 
· В играх с детьми:
- активен, лидер…
….…………………………………………………………………….
- легко присоединяется к играющим детям…
….…………………………………..
- испытывает трудности…
…….……………………………………………………….. 
· Любимое занятие, интересы:………
…………………………………………………………………………. 
-лепка, рисование, конструирование
- подвижные игры, физическая активность
- книги, познавательные игры. 

Спасибо за сотрудничество! 

Дорогие родители! 
Просим Вас заполнить нашу анкету. 
1. Ребёнок: 
Фамилия, имя__
__________________________________ 
дата рождения__
_________________________________ 
2. Мать: 
фамилия, имя, отчество___
___________________ 
год рождения__
_____________________________________________________ 
образование, специальность__
___________________________________ 
место работы, тел._
__________________________________________ 
2. Отец: 
фамилия, имя, отчество__
________________________ 
год рождения_
_________________________________________________
образование, специальность_
_____________________ 
место работы, тел.
_____________________________________________ 
4.Состав семьи/кто постоянно живёт с ребёнком/___
 __________ 
5.Домашний адрес, тел
.________________ 
6.Ребёнка, кроме родителей, могут забирать:__
________________ 
7.Какие заболевания перенёс ребёнок, имеются ли у него хронические заболевания?__
____________________________ 
8.Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для Вашего ребёнка?__
_________________________________________________

Спасибо за сотрудничество! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...

консультациядля родителей "Рисуем вместе с малышами"

консультация для родителей "Рисуем вместе с малышами"...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитываем трудолюбие».

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитываем трудолюбие».     Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок вырос ответственным и трудолюбивым. Трудолюбие это одно из условий успешн...