Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    Консультация "Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках?"

    Якимчук Виктория Сергеевна

    Консультация предназначена для родителей детей, имеющих нарушения данной группы звуков. В консультации раскрываются механизмы образования шипящих звуков, виды нарушений, а также приведён комплекс специальных упражнений для постановки звуков данной группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shipelochki._chto_nuzhno_znat_o_shipyashchikh_zvukakh.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    К шипящим звукам относятся: Ш, Ж, Ч. Щ. Эти звуки одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами. В норме данные звуки появляются к 4 – 4,5 годам.

    Правильная артикуляция звука Ш

     Губы немного округлены и выдвинуты вперёд. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, кончик языка поднят к верхним альвеолам («бугоркам»), но не касается твёрдого нёба, с которым образует щель. Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки не вибрируют. Выдыхаемая струя воздуха тёплая.

    Правильная артикуляция звука Ж

    Положение органов артикуляционного аппарата такое же, как и при произнесении звука Ш. Но несколько выше поднят кончик языка, отчего образуется более узкая щель для прохождения воздуха. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Струя выдыхаемого воздуха обильная, но менее сильная, чем при Ш.

    Правильная артикуляция звука Ч

     Губы слегка выдвинуты вперёд, но меньше, чем при Ш. Расстояние между губами 1 мм. Края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха сильная.

    Правильная артикуляция звука Щ

    Положение органов артикуляции (губы, язык, голосовые связки) такое же, как при звуке Ч.

    Виды нарушений звука Ш

    Недостаток произношения всех шипящих звуков называется сигматизмом. Виды сигматизма:

    1. Межзубно-боковой – кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.
    2. Боковой сигматизм – оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик язык упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.
    3. Губно-зубной сигматизм – губы сильно выпячиваются вперёд. Верхние резцы прижимаются к нижней губе. Образуя с ней щель. Куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.
    4. Щёчный сигматизм – язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.
    5. Новой сигматизм – дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую полость.

    Виды нарушений звука Ж

    Большинство недостатков произношения звука Ж совпадают с дефектами произношения звука Ш. Специфическим недостатком произношения Ж является его оглушение в силу того, что голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

    Виды нарушений звука Ч

    Встречаются все виды сигматизма. Это может быть обусловлено дефектом артикуляции звука Ш, но может быть и самостоятельным. К специфическим недостаткам произношения звука Ч относят: выпадение из звука Ч щелевого момента, отчего Ч произносится как ТЬ («мятик» - мячик); выпадение смычного момента артикуляции ТЬ («щай» - чай); замена звука Ч звуками С и Ц («цай» - чай, «мяс» - мяч).

    Виды нарушений звука Щ

    Недостатки произношения Щ складываются из дефектов произношения составляющих его звуков: Ш, Ч, ТЬ . Поэтому все виды сигматизма могут распространяться и на звук Щ.

    Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

    Вкусное варенье

    1.Слегка приоткрыть рот

    2.Улыбнуться

    3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

     Месим тесто

    1.Улыбнуться

    2.Немного приоткрыть рот

    3.Пошлепать языком между губами –

    «пя-пя-пя-пя-пя…»

    4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

      Блинчик

    1.Улыбнуться

    2.Приоткрыть рот

    3.Положить широкий язык на нижнюю губу

    4.Удерживать от 5 до 10

     Грибочек

    1.Улыбнуться

    2.Показать зубы, приоткрыть рот

    3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

    4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка,

    растянутая подъязычная связка – его ножку).

    Кто дальше загонит мяч?

    1.Улыбнуться

    2.Положить широкий язык на нижнюю губу

    3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола

     Гармошка

    1.Улыбнуться, приоткрыть рот

    2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать

    широкий язык к небу)

    3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

    Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

    Что нужно знать о дизайне детской комнаты (советы родителям)

    Самая главная комната в квартире – это не гостиная, а детская. Именно её надо обустраивать, не жалея ни сил, ни средств.Под детскую следует выделить самую тёплую, светлую и сухую комнату, лучше – на с...

    "Что нужно знать о грибах"

    Сбор грибов – занятие, таящее в себе определѐнный риск. Увы, отравлениегрибами не столь уж редки....

    Консультация: "Что нужно знать о психологической и интелектуальной готовности детей к школе".

    Уважаемые родители! Вы часто задаете вопрос педагогам: Готов ли мой ребенок к школе? Предлагаю вашему вниманию консультацию,  в которой вы  узнаете о психологической и интелектуальной готовн...

    "Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей»

    консультация для родителей как сберечь зубы своих детей....

    Что нужно знать о неправильном прикусе.

    Информация для родителей....

    "Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках"

    К шипящим звукам относятся: Ш, Ж, Ч. Щ. Эти звуки одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами. В норме дан...