"Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

К шипящим звукам относятся: Ш, Ж, Ч. Щ. Эти звуки одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами. В норме данные звуки появляются к 4 – 4,5 годам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shipelochki._chto_nuzhno_znat_o_shipyashchikh_zvukakh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

К шипящим звукам относятся: Ш, Ж, Ч. Щ. Эти звуки одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части нёба и находится за верхними резцами. В норме данные звуки появляются к 4 – 4,5 годам.

Правильная артикуляция звука Ш

 Губы немного округлены и выдвинуты вперёд. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, кончик языка поднят к верхним альвеолам («бугоркам»), но не касается твёрдого нёба, с которым образует щель. Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки не вибрируют. Выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Правильная артикуляция звука Ж

Положение органов артикуляционного аппарата такое же, как и при произнесении звука Ш. Но несколько выше поднят кончик языка, отчего образуется более узкая щель для прохождения воздуха. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Струя выдыхаемого воздуха обильная, но менее сильная, чем при Ш.

Правильная артикуляция звука Ч

 Губы слегка выдвинуты вперёд, но меньше, чем при Ш. Расстояние между губами 1 мм. Края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха сильная.

Правильная артикуляция звука Щ

Положение органов артикуляции (губы, язык, голосовые связки) такое же, как при звуке Ч.

Виды нарушений звука Ш

Недостаток произношения всех шипящих звуков называется сигматизмом. Виды сигматизма:

  1. Межзубно-боковой – кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.
  2. Боковой сигматизм – оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик язык упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.
  3. Губно-зубной сигматизм – губы сильно выпячиваются вперёд. Верхние резцы прижимаются к нижней губе. Образуя с ней щель. Куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.
  4. Щёчный сигматизм – язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.
  5. Новой сигматизм – дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую полость.

Виды нарушений звука Ж

Большинство недостатков произношения звука Ж совпадают с дефектами произношения звука Ш. Специфическим недостатком произношения Ж является его оглушение в силу того, что голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Виды нарушений звука Ч

Встречаются все виды сигматизма. Это может быть обусловлено дефектом артикуляции звука Ш, но может быть и самостоятельным. К специфическим недостаткам произношения звука Ч относят: выпадение из звука Ч щелевого момента, отчего Ч произносится как ТЬ («мятик» - мячик); выпадение смычного момента артикуляции ТЬ («щай» - чай); замена звука Ч звуками С и Ц («цай» - чай, «мяс» - мяч).

Виды нарушений звука Щ

Недостатки произношения Щ складываются из дефектов произношения составляющих его звуков: Ш, Ч, ТЬ . Поэтому все виды сигматизма могут распространяться и на звук Щ.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Вкусное варенье

1.Слегка приоткрыть рот

2.Улыбнуться

3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

 Месим тесто

1.Улыбнуться

2.Немного приоткрыть рот

3.Пошлепать языком между губами –

«пя-пя-пя-пя-пя…»

4. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

  Блинчик

1.Улыбнуться

2.Приоткрыть рот

3.Положить широкий язык на нижнюю губу

4.Удерживать от 5 до 10

 Грибочек

1.Улыбнуться

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка,

растянутая подъязычная связка – его ножку).

Кто дальше загонит мяч?

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола

 Гармошка

1.Улыбнуться, приоткрыть рот

2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать

широкий язык к небу)

3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

Консультация "Шипелочки. Что нужно знать о шипящих звуках?"

Консультация предназначена для родителей детей, имеющих нарушения данной группы звуков. В консультации раскрываются механизмы образования шипящих звуков, виды нарушений, а также приведён комплекс спец...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Шипящие звуки и звук Ть. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада.

Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...