Практическая разработка 2025 " Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков (звук [Ш])."
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Организация коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Ш]
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая разработка
Казорина Юлия Александровна
Должность: Учитель-логопед
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической ) работы
1 Название программы : Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков (звук [Ш]).
2 Пояснительная записка
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить проблемы звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука, включающей в себя параллельно со звуковой коррекцией развитие всех компонентов речи.
-Программа рассчитана на старший дошкольный возраст: Данил В. 6 лет, ОНР 3 уровня, дизартрия
-Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов
-Режим занятий: индивидуальный, 30 минут
3. Цели и задачи:
-Цель программы: организация коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, формирование у ребенка правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.
-Задачи:
-создать условия для формирования правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционной моторики;
- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;
-формировать правильное произношение фонем;
- поэтапная автоматизация в самостоятельной речи;
- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Содержание программы:
Основные методы обучения:
– практические;
– наглядно-демонстрационные;
– игровые;
– словесные.
При построении программы учитывались следующие принципы:
– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности); − учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип); – комплексности с точки зрения развития речи дошкольников – опора на сохранное звено (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности); – учет закономерностей нормального хода речевого развития; – личностно-ориентированный подход; – дифференцированный подход (различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка); – принцип доступности (соответствие возрастным особенностям); – практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).
Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счёт отсутствия или слабой работы со стороны родителей воспитанников.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать:
• учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении; • поэтапность : диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов); • учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален; • взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих. • формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Организация работы по программе.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта. Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная.
Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка. Индивидуальные занятия проводятся 2 -3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 30 минут.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Вся индивидуальная коррекционная работа по коррекции звукопроизношения делится на несколько этапов:
I этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок
- консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
II этап: формирование произносительных умений и навыков
Цель: постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано), автоматизация в слогах, словах, предложениях, текстах, дифференциация звуков, введение звука в свободную речь
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически
- отработка произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука – переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
1.Автоматизация звука .
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека)
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
2.Дифференциация звуков
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- Уточнение артикуляции звука
- Выделение звука на фоне слога.
- Формирование умения определять наличие звука в слове.
- Определение места звука в слове.
- Выделение слова с данным звуком из предложения.
3. Автоматизация звуков в спонтанной речи, игре, развлечениях, режимных моментах
III этап: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза (параллельно с коррекцией звукопроизношения)
IV этап: Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (на отработанном в произношении материале)
Vэтап: обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка (на базе правильно произносимых звуков)
VI этап: развитие связной выразительной речи ( на базе правильно произносимых звуков)
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов: 1.Дыхательная гимнастика , направленная на нормализацию тонуса дыхательных 2.Артикуляционная (речевая) гимнастика. Упражнения статические и динамические, направленные на формирование и закрепление правильного уклада (артикуляционная поза) 3.Постановка звука/автоматизация/ дифференциация звуков (в зависимости от коррекционного этапа). 4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, направленная на развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию. 5.Развитие связной выразительной речи : нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. 6.Пальчиковая гимнастика, направленная на активизацию речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание : методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (Средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1 . | Подготовка к постановке звука [Ш] (1 этап, фрагмент, на 2 занятия) Длительность этапа может быть разной, примерно 8-10 часов | 1..Выработка «теплой» воздушной струи. 2.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [Ш]; 3.Развитие фонематического восприятия. 4.Пальчиковая гимнастика. | 1.Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие «теплую» воздушную струю, направленную косо вверх: «Футбол», «Погреем ручки». 2.Артикуляционные упражнения : «Удивление»- округлить губы, вытянуть их вперед. Произнести звук О. «Язык ищет щелочку в заборе» -просовывать широкий язык в зазор между зубами. «Лопатка»-положить широкий язык на нижнюю губу. «Вкусное варенье»- широким краем языка облизать верхнюю губу. «Качели»- широко открыть рот. Поднимать и опускать широкий язык к носу и подбородку. «Чашечка»-высунуть широкий язык, приподняв края имитируя углубление. 3.Развитие фонематического восприятия: Выделение звука Ш из ряда звуков.(В,Ш,Л,Ш,П,Б,Ф,Ш,М,Н,Ш) 4.Упражнение на мелкую моторику: «Ручеек» -разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка. Рефлексия. | 1.Ватные, теннисные шарики. 2.Карточки с упражнениями и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики 4.Шнурки разного цвета |
2. | Подготовка к постановке звука [Ш]. | 1.Выработка «теплой» воздушной струи. 2.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [Ш]; 3.Развитие фонематического восприятия. 4.Пальчиковая гимнастика. | 1.Специфические дыхательные упражнения,вырабатывающие «теплую» воздушную струю, направленную косо вверх: «Футбол», «Фокус», «Погреем ручки», «Самолет гудит». 2.Артикуляционные упражнения : «Удивление»- округлить губы, вытянуть их вперед. Произнести звук О. «Улыбочка–трубочка»- чередование «Лопатка»-положить широкий язык на нижнюю губу. «Вкусное варенье»- широким краем языка облизать верхнюю губу. «Качели»- широко открыть рот. Поднимать и опускать широкий язык к носу и подбородку. «Чашечка»-высунуть широкий язык, приподняв края имитируя углубление. «Гармошка»-прижать язык к небу, не опуская закрывать и открывать рот. 3.Развитие фонематического восприятия: Выделение звука Ш из ряда звуков. В,Ш,Л,Ш,П,Б,Ф,Ш,М,Н,Ш. Слогов: ЛА,ША,ФУ,ВУ,ПО,КО,БЫ,ГЫ. Слов: ШАПКА,КОМОК,ШУБА,БАНКА, РУБАШКА, МАЛИНА. 4.Упражнение на мелкую моторику: «Дорожки» - Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно) Рефлексия. | 1.Ватные, теннисные шарики. 2.Карточки с упражнениями и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики 4.Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик. |
3. | Постановка звука [Ш] (2 этап фрагмент ) (Постановка может занимать от 1 до 5-6 часов) | 1.Выработка «теплой» воздушной струи; 2.Развитие артикуляционных мышц, закрепление артикуляционного уклада 3.Непосредсвенно постановка звука (по подражанию, смешанным способом или механическим)-формирование артикуляционной позы 3.Развитие фонематического восприятия. 4.Пальчиковая гимнастика | 1.Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие «теплую» воздушную струю, направленную косо вверх: «Фокус», «Сильный ветер гонит листочки», «Погасим свечу». 2.Артикуляционные упражнения : «Улыбочка–трубочка»- чередование упражнений. «Язык ищет щелочку в заборе» -просовывать широкий язык в зазор между зубами. «Лопатка»-положить широкий язык на нижнюю губу. «Вкусное варенье»- широким краем языка облизать верхнюю губу. «Качели»- широко открыть рот. Поднимать и опускать широкий язык к носу и подбородку. «Приклей конфетку»- присасываем кончик языка за верхними зубами. «Чашечка»-высунуть широкий язык, приподняв края имитируя углубление. «Гармошка»-прижать язык к небу, не опуская закрывать и открывать рот. 3.Постановка звука [Ш] -уточнение артикуляционной позы (в том числе по подражанию при помощи вспомогательных инструментов), -вызывание звука изолированно, -пролонгированного звучания «Шуршат листья» - звуковая дорожка, «Шипит змейка» 4.Развитие фонематического восприятия: Определение звука Ш в словах. Помочь малышу собрать игрушки в коробку (матрешка, погремушка, чебурашка, мишка, машинка, шарик). 5.Упражнение на мелкую моторику: Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает стихотворение. Рефлексия. | 1.Ватные шарики, тренажер с листочками, свеча. 2.Игрушка «Собачка Булька» Одевается на руку, имитирует движения языка. 3.Предметная картинка с осенними листьями. Лабиринт со змейкой. 4.Игрушки, картинки , пустая коробка. 5.Массажные щётки или колючий мячик. «У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник,вас уколет можжевельник». |
4. | Автоматизация звука [Ш] в слогах ША | 1. Формирование длительного речевого выдоха 2.Развитие артикуляционных мышц 3. Уточнение артикуляционной позы 4. Ознакомление с понятием звук и буква Ш. 5.Отработка звука Ш в открытых слогах; 6.Введение слога ША в словах . 7. Автоматизация в чистоговорках. 8.Развитие фонематического восприятия. | 1.Формирование длительного речевого выдоха: см выше 2.Развитие артикуляционных мышц: см выше. 3.Уточнение артикуляционной позы Упражнение «В зеркало смотри, повтори» (закрепление по подражанию) 4. Ознакомление с понятием звук и буква Ш. Рассматривание буквы Ш, рисование ее на песке, выкладывание из камешков марблз. 5.Автоматизация в слоге ША игра с отшитыми буквами Ш и А: Проговариваем длительно, многократно: Ша-ша-ша, ша-ша---ша-ша-ша. 6.Введение слога ША в словах: «Пальчики шагают» Ша-ша-ша – шапка, шар. Ша-ша-ша- шахта,шайба. Ша-ша-ша-ша- шалун, шампунь. 7.Автоматизация звука Ш и слога ША в читоговорках: Ша-ша-ша – у меня лапша. Ша-ша-ша- уложили малыша, Ша-ша-ша –уложили малыша. 8.Развитие фонематического восприятия. Найти картинки в названиях которых есть звук Ш, по теме «Одежда». Определить позицию звука Ш в словах(шапка, душ ,шарфик, рубашка, штаны, малыш) Рефлексия | 1.Ватные шарики, тренажер с листочками, свеча. 2.Карточки с упражнениями и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики. Зеркало. 4.Плоскость с песком, камешки марблз. 5.Буквы Ш,А из ткани. 6.Дорожки из различных материалов: замша, пробка, гофрированная бумага. 8.Наборное полотно с картинками по теме «Одежда» |
5. | Автоматизация звука [Ш] в слоге ШИ. | 1.Формирование длительного речевого выдоха. 2.Развитие артикуляционных мышц. 3. Уточнение артикуляционной позы. 4. Развитие слухового внимания и памяти (припоминание слов со слогом ША) 5. Автоматизация в слогах ША ШИ и словах, где эти слоги в начале слова 6. Согласование имени существительного с числительным 7. Развитие фонематического восприятия. 8. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука. | 1.Формирование длительного речевого выдоха: см выше 2.Развитие артикуляционных мышц: см выше. 3.Уточнение артикуляционной позы. Упражнение «В зеркало смотри, повтори» (закрепление по подражанию) 4.Припоминание слов со слогом ША. «Шарики» произносим слоги и опускаем шарики в лабиринт с наклоном. Ша-ша-ша – шапка, шар. Ша-ша-ша- шахта, шайба. Ша-ша-ша- шалун, шампунь. 5.Автоматизация в слогах ША ШИ и словах, где эти слоги в начале слова. Ши-ши-ши- шина, шило, широко. Ши-ши-ши-шить, ширма, шипеть, Ша-ша-ша-шалаш, шапка, шар, Ша-ша-ша- шахта, шайба, шаль. 6. Упражнение «1-2-5-9» со словами: шаг, шина, шинель, шарф, шайба. 7. Развитие фонематического восприятия. «Поезд». Найти картинки со звуком Ш и положить их к букве Ш. определение позиции звука в словах( шарик, кошка, камыш, шорты, подушка, душ) 8. Автоматизация слога ШИ ,ША в предложении. « Игра с мячом» Перекидываем друг другу мяч, проговариваем предложения. У шиповника шипы. Гриша и Миша гоняют шайбу. Шахматы и шашки у Даши в шкафу. У Маши и Паши шары . Рефлексия. | 1.ватные шарики, тренажер с листочками, свеча. 2.Карточки с упражнениями и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики. 3.Зеркало 4.Пластмассовый лабиринт с емкостью, маленькие шарики. 7.Наборное полотно «Поезд» с вагончиками. Карточки. 8.мяч |
6. | Автоматизация звука [Ш] в слогах ШО, ШУ. | 1.Формирование длительного речевого выдоха. 2.Развитие артикуляционных мышц. 3. Уточнение артикуляционной позы. 4. Автоматизация в слогах ШО ШУ и словах, где эти слоги в начале слова 5. Развитие навыка согласования имени существительного с количественным числительным 6. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Заучивание чистоговорок) 7. Развитие фонематического восприятия. 8. Развитие мелкой моторики. | 1.Формирование длительного речевого выдоха: см выше 2.Развитие артикуляционных мышц: см выше. 3.Уточнение артикуляционной позы. Упражнение «В зеркало смотри, повтори» (закрепление по подражанию) 4. Автоматизация в слогах ШО ШУ и словах: Шо-шо-шо- шорты, шорох,хорошо, Шу-шу-шу-шуба, шутка, напишу. Мышонок, ремешок,гребешок, ,петушок, шум, шут, дышу,пишу. 5. Упражнение 1-2-5-9со словами. Перекидывая друг другу мяч: Шуба, шутка, мешок, горшок. 6. Автоматизация ШО, ШУ в чистоговорках: Шо-шо-шо- летом хорошо, Шу-шу-шу- я флажком машу, Шок-шок-шок- уронили мы мешок, Шуп-шуп-шуп- я нашел шуруп. 7.Развитие фонематического восприятия: «Звук потерялся» угадать в каких словах маша потеряла звук (мо.ка, лягу..ка,ко..ка,мы..ка,игру..ка) найденный звук отметить символом. 8. Развитие мелкой моторики: «Резиновая груша» (игрушки-пищалки) Рефлексия. | 1.атные шарики, тренажер с листочками, свеча. 2.Карточки с упражнениями и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики. 3.Зеркало 4.Дорожки из различных материалов: замша, пробка, гофрированная бумага. 5.Мяч 6.Отхлапывание ритма ладонями по коленям и столу 7. Кукла Маша. Карточки символы звука - синие квадраты. 8.Игрушки-пищалки Мягкие помпоны Бумажные шарики |
7. | Автоматизация звука [Ш] в закрытых слогах | 1.Развитие артикуляционных мышц. 2. Автоматизация в закрытых слогах и словах . 3.Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (проговаривание и заучивание чистоговорки) 4. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) 5. Развитие мелкой моторики. | 1.Развитие артикуляционных мышц: см выше. 2.Автоматизация в закрытых слогах и словах . Аш-аш-аш- карандаш, наш, шалаш, Иш-иш-иш- малыш, тишь, мышь, Ош-ош-ош-брошь, нож, сторож. Уш-уш-уш- душ, пушка, мушка. 3. Проговаривание и заучивание чистоговорки. Уш-уш-уш-починил сантехник душ. Ош-ош-ош- у меня на блузке брошь, Иш-иш-иш-за окном такая тишь, Аш-аш-аш- мы подточим карандаш. 4. Звуко-буквенный анализ слов. «Домики» (малыш, мышь, тушь, шалаш, карандаш, брошь). 5.Упражнения на развитие мелкой моторики «Путешествие пальцев» Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». Можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; все пальцы должны участвовать; нельзя отрывать первый палец, не переставив другой рефлексия | 1.Карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики. 2.3.Дорожки из различных материалов: замша, пробка, гофрированная бумага. 4.Набор для построения схем, фишки 5.Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. |
8. | Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах со стечением согласных. | 1.Развитие артикуляционной мускулатуры 2. Развитие мелкой моторики . 3.Автоматизация в прямых слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие грамматических навыков 5. Развитие навыка спряжение в настоящем времени, формирование грамматических навыков 6. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) | 1.Артикуляционные упражнения См.выше. 2. Развитие мелкой моторики. «Волчки». Запускание волчка правой рукой (левой рукой) Запускание волчка левой рукой (правой рукой) Запускание волчка обеими руками одновременно. 3.Автоматизация в прямых слогах со стечением согласных и словах. Шта- што-шту-шты, Шпа-шпо-шпу-шпы, Шка-шко-шку-шкы, Шва-шво-шву-швы. Штаб, штанга, шторм, школа, шпинат, шпулька, швы, шпроты. 4. Развитие грамматических навыков(Подбор существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои) Школа, шляпа, штамп, шкаф, швабра, шторы, штык, пшено. 5 Спряжение в настоящем времени. Стоять на ступеньках стадиона Шмыгать в широких шортах Я шмыгаю… Ты… Мы…. Они… 6. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) Игра «Дополни слог» и «Домики» ( Што..(ра), шпо..(ры),шко..(ла), перы..(шко), доны..(шко), бабу..(шка), малы..(шка). рефлексия | 1.Карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики. 2. Волчки разных размеров.
3.Игрушка элетронная «Хомячок» повторялка 4.Предметные картинки к речевому материалу 6.Набор для построения схем, фишки |
9. | Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах со стечением согласных | 1Развитие артикуляционных мышц. 2. Развитие мелкой моторики и отработку употребления предлогов 3.Автоматизация в обратных слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие навыка согласование количественных числительных с существительными 5. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Проговаривание предложений, выделение слов со звуком [Ш],определение места звука в словах ) | 1.Артикуляционные упражнения См.выше 2.Упражнения на развитие мелкой моторики: «Зайка и зеркало» совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения. Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. 3.Автоматизация в обратных слогах со стечением согласных и словах. Ашт-ошт-ушт-ышт Ашк-ошк-ушк-ишк Ашм-ошм-ушм-ишм. Башня, букашка, кашка, башмак, окошко, мошка, пушка, избушка, катушка, пышка, мышка, донышко. 4. Согласование количественных числительных с существительными Упражнение «1-2-5-9»: Башня, букашка, окошко, мошка, избушка, , пышка, донышко. 5. Автоматизация в предложениях (Проговаривание предложений, выделение слов со звуком[Ш], определение места звука в словах). Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. Шахматы и шашки лежат в шкафу. Школьники шумели и шалили. Рефлексия | 1.Карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики. 3.Игрушка элетронная «Хомячок» повторялка 4.Предметные картинки к словам. 5.Набор для построения схем, фишки |
10. | Автоматизация звука [Ш] в прямых и обратных слогах со стечением согласных, словах и предложениях . | 1.Развитие артикуляционных мышц. 2. Развитие мелкой моторики. 3.Автоматизация в открытых и закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Проговаривание , деление на слоги, выделение ударного слога) 5. Развитие навыка согласование количественных числительных с существительными 6.Развитие навыка спряжение в настоящем времени, формирование грамматических навыков 7. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Заучивание чистоговорки , отработка звука в стихотворном тексте) | 1.Развитие артикуляционных мышц. 2. Развитие мелкой моторики. «Обувь» Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». 3.Автоматизация в прямых и обратных слогах со стечением согласных и словах. Шта- што-шту-шты, Шпа-шпо-шпу-шпы, Шка-шко-шку-шкы, Шва-шво-шву-швы. Ашт-ошт-ушт-ышт Ашк-ошк-ушк-ишк Ашм-ошм-ушм-ишм. 4. Автоматизация в предложении (Проговаривание , деление на слоги, выделение ударного слога). Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. Шахматы и шашки лежат в шкафу. Школьники шумели и шалили 5. Воспроизведение ряда слов (с изменением порядка 3-4 раза) Школа, шляпа, штамп, шкаф. 6.Развитие навыка спряжение в настоящем времени, формирование грамматических навыков. Шить шторы. Шуметь в школе. Шелушить шишку. 7.Автомтизация в чистоговорках и стихотворном тексте. «Найди ошибку». Письмо пишет дедушку. Камешек нашел Пашу. Камыши сидят в лягушке. На шубу вешают вешалку. Рефлексия | 1.Карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики. Зеркало. 2. 4 пластмассовые крышки от бутылок. 4. Карточки, слоговые схемы, карточка с косой чертой 7. иллюстрации |
6.Планируемые результаты реализации программы:
На основе государственного образовательного стандарта и ФАОП ДО для детей с ТНР к концу прохождения программы ребенок:
– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
– пользуется этими звуками в свободной речи;
– вычленяет звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
– различает оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;
– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза.
7. Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:
• степенью выраженности дефекта;
• возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
• психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
• особенностями эмоционально-волевой сферы;
• влиянием микросоциального окружения;
• сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
• реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.
8. Оценка результативности прохождения программы:
– наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;
– открытые просмотры, утренники, развлечения, конкурсы, занятия в группах на основе пройденного материала;
– обсуждение с детьми результатов деятельности;
– беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
– оценка динамики работы с логопатами через сравнительный мониторинг с использованием диагностического инструментария;
– количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
9. Литература:
– Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.-Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.
–Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В.Чиркина.-М. :Просвещение, 2014
-Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С ],[ Ш], [Р] ,[Л],: пособие для логопедов.-СПб.: КАРО,2006.
О.Н.Лиманская . конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2е изд., М.: ТЦ Сфера,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Секреты логопеда в коррекционной работе по постановке и автоматизации звуков".
В помощь родителям....

индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии
Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6-7 лет
Помощь педагогам в работе с детьми с ОВЗ....

Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.
Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. ...

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...

Индивидуальная программа коррекционной работы на ребенка
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Л]...
