индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Чернова Оксана Владимировна

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [р]

Автор: Чернова Оксана Владимировна

Учитель-логопед МДОУ ДСКВ №26 Г.Ейска МО Ейский район

Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [р].

Цели:

Относительно педагога:

  • Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [р], активизация его в речи, дифференциация.

Относительно ребенка:

  • Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [р], закрепить это произношение в самостоятельной речи.

 Совместная цель:

  • Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Задачи:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • развитие мелкой моторики.
  • постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
  • развитие внимания, памяти.
  • развитие навыков самоконтроля.

Содержание работы:

Тема, Цель занятия

Количество

часов

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

Организация рефлексии

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

1 -3 ч.

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

- Физминутка

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в  работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

1ч.

Правильное понимание ребенком  положения органов артикуляции при произношении звука [р]

- показ артикуляции перед зеркалом

- показ профиля данного звука

- показ положения языка кистью руки

- артикуляционная гимнастика

- упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.

Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л]

1 – 3ч.

Правильное произнесение изолированного звука [р]

1 способ постановки звука:

- вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик»  быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.

2 способ:

- постановка звука [р] - произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р

3способ:

- механическая помощь при постановке звука: вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя), при одновременном произношении звука д-д-д

- физминутка  2 – 3 раза

Правильность  воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4.  «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука [р] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»

- упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

5. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов.

Повторение за логопедом  трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка.), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

- упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

1 – 3 ч.

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие  психических процессов, различение звука [р] в предложениях

- к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов

- составить предложения в которых будет много звуков [р]

-  Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

- игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])

- произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

-  игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

- упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

- физминутка 2-3 раза

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

7. «Автоматизация и дифференциация  звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [р] в речи

2 – 4 ч.

Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи

- составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок

- придумывание рассказа по началу

- упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

- отгадывание загадок

- рассказывание стихотворений

- физминутка  2-3 раза

На сколько активно  ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [р]

Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем

Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии

Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......

Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков

Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе...

Постановка,автоматизация и дифференциация.Звук[р, л]

Представлен материал для постановки,автоматизации и дифференциации звуков [р, л]...

Картотека упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации звуков...

Консультация «Этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков»

Статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяе...

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке,автоматизации и дифференциации звуков....

РАБОТА С ИДЕОГРАФАМИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.

ИДЕОГРАФЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ....